С 1 декабря в России стала применяться новая методика расчета утилизационного сбора, которая в разы увеличила стоимость иномарок. С 1 января 2026 года ставки по платежу повысят еще раз — в среднем на 10–20% в зависимости от категории транспорта. Это первый этап ежегодной индексации утильсбора, которая рассчитана до 2030 года.
Какие модели в результате исчезнут с российского рынка? Есть ли иномарки, которые можно купить выгодно? Каким будет авторынок через год? Эти и многие другие вопросы Autonews.ru задал руководителю сервиса заказа автомобилей из-за рубежа Carwin Дмитрию Заборе.
— Увидели ли вы отток клиентов после повышения утильсбора или спрос просто сместился в другие сегменты?
— Повышение утильсбора — это минус почти полностью корейское направление и серьезный удар по китайскому. И предложить тут какие-то альтернативы уже практически невозможно: слишком много сегментов спроса фактически вычеркнуты.
— Сколько добавит к стоимости автомобилей утильсбор?
— Простой пример: буквально за несколько дней до 1 декабря мы растаможили Kia Carnival 2022 года — большой корейский 9-местный минивэн с дизелем 2,2 литра, 202 л.с. Очень богато оснащенный, семейный и надежный. Обошелся в 3,5 млн руб. во Владивостоке.
Утильсбор на автомобили старше 3 лет с объемом ДВС больше 2 литров составит 3 501 600 руб., то есть к базовой стоимости автомобиля фактически надо добавить еще столько же. А в данном ценовом сегменте повышение даже на 500–700 тыс. руб. — это много и заставляет перенести покупку на более поздний срок или вовсе отказаться от нее.
— Есть ли аналоги автомобилей, не попадающие под утильсбор?
— Увы, нет. Большой машине положен более-менее мощный мотор, исключений тут нет. Поэтому спрос не сместится в другие сегменты — просто вырастут цены на автомобили с пробегом, люди будут реже их продавать, а цикл пользования вместо стандартных 3–5 лет пойдет на 8–10 лет. А компании, которые занимались импортом автомобилей, ждет серьезное падение продаж.
— Какие модели в 2025 году стали самыми востребованными у российских покупателей? Удастся ли этим машинам сохранить интерес в 2026-м?
— Текущий год наиболее правильно охарактеризовать фразой «везут все подряд». Даже если проехаться по таможенному складу, то хорошо заметно, что там стоит всевозможный модельный ряд в любых ценовых сегментах.
Но если брать машины, которыми чаще всего интересовались, то это VAG-группа и «японцы». То есть это не китайские автомобили, не гибриды и не электромобили, а всегда востребованная классика.
Лидер спроса — Toyota RAV4. [Придется отдать] 3,3 млн руб. за новый автомобиль с полным приводом, в хорошей комплектации, с подогревами — это очень интересно. В салонах такие стоят от 4,5 млн руб.
Также нельзя не упомянуть один очень востребованный кроссовер — Mazda CX-5. Доступен только передний привод, но и цена за базовую версию начинается от 2,2 млн руб.
— А как же китайские автомобили?
— В 2023–2024 годах пик запросов был на китайские «электрички» — Zeekr, Li, Voyah. Все это бесконечно обсуждалось, вызывало восторг и активно ввозилось, в том числе через Киргизию с минимальной таможней. В 2025-м было много интересных электрических новинок, а вот желающих купить их среди россиян стало заметно меньше.
Исключение — премиум-сегмент: там есть спрос на топовые электромобили вроде Zeekr 007. Но новый утильсбор фактически вычеркивает их из списка доступных — про них можно забыть.
Так же существенно снизился спрос и на Geely Monjaro — им тоже наигрались.
— Как отреагировали клиенты на новый утильсбор — стали покупать быстрее «до январского подорожания» или, наоборот, берут паузу?
— В этот раз желающих подождать «а вдруг отменят» почти не нашлось. Слишком понятно и очевидно, что либо ты успеваешь, либо покупаешь через какое-то время существенно дороже.
— Бывали ли случаи, когда клиенту приходится объяснять, что половина итоговой цены — это именно утильсбор? Как они реагируют?
— Каждый день приходят запросы без учета нового утильсбора, а иногда и с формулировкой «про утиль слышал, считайте с ним». Но реальность жестока: многие слышали про утильсбор и оценивают его как фактор, повышающий цену, а по факту он — ограничивающий. То есть большую часть автомобилей нет смысла даже просчитывать с новым «утилем» — сразу понятно, что стоимость запредельная.
Основная реакция — растерянность. Вот недавно был звонок, диалог вышел примерно такой, максимально характеризующий текущую ситуацию с импортом:
— Хочу после Нового года купить RAV4 с пробегом, есть 2,5 млн руб., уложимся?
— RAV4 уже нельзя, у него утиль с 1 декабря плюс 1,5 млн руб.
— Ладно, тогда Mazda CX-5 новую, мы изначально ее и смотрели.
— Тоже нельзя, с 1 января у китайцев ограничение на 180 дней (с 1 января 2026 года Китай ужесточит контроль за экспортом новых автомобилей, которые вывозят под видом подержанных — Autonews.ru).
— Тогда Mazda CX-5 б/у, ее можно же? Но только нам 4WD надо.
— 4WD нельзя, нет их таких, которые в утиль не попадают.
— А что есть 4WD с левым рулем до 2,5 млн руб.? Что можно?
— Ничего нельзя. Таких машин сейчас просто нет.
И реально нечего предложить людям, кроме как покупать передний привод.
— И что делать?
— Мы в ближайшее время откроем поставки из ОАЭ — там много вариантов автомобилей с полным приводом, которых нет в Китае и Корее.
— Повлиял ли новый утильсбор негативно на ваш бизнес или вы переключились на бюджетные машины?
— Повлияет однозначно. Ждем серьезнейшее падение спроса и, соответственно, продаж после Нового года — и это даже с учетом пока условно низкого курса валют. Если еще и рубль упадет, о чем в последнее время говорят все прогнозы, то даже думать не хочется о последствиях. Но даже в текущих реалиях штат придется сокращать.
И надо понимать, что проблема не в том, что доступными остались только бюджетные автомобили, а в том, что из доступных выпали целые категории: гибриды, электромобили, 4WD, семейные авто, «проходимцы» и просто околоспортивные машины с более-менее мощной технической начинкой.
— Что ваши иностранные партнеры думают о повышении утильсбора?
— Они перестают воспринимать российский рынок как основной и наиболее интересный. По Корее вообще все печально: там слишком большой сегмент захватывает утильсбор. По Китаю какие-то шансы на совместную работу оставались, но и у них с 1 января будут ограничения по вывозу новых машин — необходимо отстаивать 180 дней, что тоже скажется на объемах покупок.
— Какая средняя стоимость автомобилей, которые вы доставляете в Россию?
— Корея — это, как правило, достаточно дорогие автомобили: от 3,5–4 млн руб. за Carnival / Palisade / Staria и до премиум-сегмента вроде BMW X7 за 10–12 млн руб. Но среднюю стоимость тут точно не посчитаешь корректно — покупают ведь и Kia K3 за 1,8 млн руб.
По Китаю тоже большой разброс: в большом спросе Corolla по 1,4–1,5 млн руб., как и Highlander по 5 млн руб. Не говоря уже о более дорогих Li 7 и другом премиуме.