Датчик уровня топлива
Датчик уровня топлива (ДУТ) — это устройство, которое измеряет количество топлива в баке и передает данные на указатель и в электронный блок управления. Стрелка бензомера помогает водителю понимать остаточный запас хода.
Внешне датчик представляет собой поплавковый (электромеханический) или бесконтактный модуль, установленный в топливном баке. У большинства современных автомобилей он объединен с топливным насосом в одном модуле. Сам модуль находится внутри бака — доступ к нему возможен через лючок под задним сиденьем или из багажника.
Виды датчиков уровня топлива
Существует несколько типов ДУТ — они различаются по принципу работы.
- Поплавковый электромеханический (реостатный) — классическая конструкция, где поплавок, двигаясь вверх-вниз, изменяет сопротивление на потенциометре. Самый распространенный и недорогой вариант в легковых автомобилях.
- Емкостный (капацитивный) — измеряет уровень топлива по изменению электрической емкости между электродами. Используется в некоторых современных легковых автомобилях и телематических системах (например, на грузовиках с GPS-мониторингом). По этому же принципу сегодня работают, например, и многие датчики антифриза или «омывайки».
Есть и более экзотические варианты. Укажем их для общего понимания, но отметим, что в легковом сегменте они не применяются. Сфера использования включает грузовой и иной коммерческий транспорт, а также судовые и узкоспециализированные системы.
- Ультразвуковой — определяет уровень по времени отражения сигнала от поверхности топлива. Бесконтактный и долговечный, но дорогой.
- Частотный — формирует импульсный сигнал, частота которого зависит от уровня топлива. Использует схожий с реостатным общий принцип (преобразование аналогового значения в цифру), но отличается более высокой точностью и помехоустойчивостью.
Принцип работы датчика уровня топлива
Опишем два самых распространенных типа на серийных автомобилях — реостатный и емкостный.
Реостатный (поплавковый)
- В баке установлен поплавок, соединенный с подвижным рычагом. Рычаг перемещает ползунок по резистивной дорожке (реостату).
- При изменении уровня топлива сопротивление реостата соответствующим образом меняется.
- Текущее значение сопротивления передается на приборную панель — стрелка указателя отклоняется, показывая уровень.
Плюсы: простота, низкая стоимость, ремонтопригодность (если есть желание и навыки).
Минусы: со временем дорожка изнашивается, и стрелка может показывать неточно.
Емкостный
- В бак погружен измерительный зонд, состоящий из двух электродов.
- Между электродами образуется конденсатор — не физически, а электрически: два электрода и пространство между ними — это и есть конденсатор.
- При изменении уровня топлива меняется диэлектрическая проницаемость среды (соотношение топливо/воздух между электродами). Соответственно меняется и емкость конденсатора.
- Электроника датчика преобразует изменение емкости в электрический сигнал, который считывает ЭБУ.
Плюсы: высокая точность, долговечность, нечувствительность к вибрациям.
Минусы: дороже поплавкового.
Не работает датчик уровня топлива: причины
Если стрелка указателя зависла, дергается или показывает неточно — дело, скорее всего, в самом датчике. Тем не менее, вероятны и другие причины — вот полный список:
- износ или поломка поплавка (для реостатных);
- повреждение дорожки потенциометра (для реостатных);
- повреждение или окисление контактов разъема;
- перегоревший предохранитель на цепь, где висит ДУТ;
- обрыв провода сигнала или массы на датчик;
- сбой в комбинации приборов или ЭБУ.