В декабре ускорился рост розничных цен на бензин. К середине месяца темпы повышения достигли 0,48%. К примеру, в конце ноября это показатель составлял 0,3%. Всего же c января 2024 года рост цен на бензин достиг 10,3% при общей инфляции (по оценке Росстата) 8,76%.
Как может измениться стоимость топлива в 2025 году и к чему готовиться водителям — в материале Autonews.ru.
Цены на топливо уже меняются
На топливном рынке России сложилась парадоксальная ситуация. По данным Росстата, потребительские цены на бензин в России с 3 по 9 декабря 2024 года выросли на 27 копеек — до 60,14 руб. за 1 л.
К примеру, средняя стоимость АИ-92 поднялась на 25 копеек и теперь составляет 54,8 руб. за 1 л. В свою очередь, цены на бензин марки АИ-95 увеличились на 27 копеек (до 59,98 руб. за 1 л). Наконец, АИ-98 теперь стоит 81,83 руб. за 1 л (+38 копеек). Рост потребительских цен на дизельное топливо в РФ с 3 по 9 декабря составил 0,4%.
Рост цен на бензин наблюдается в 79 субъектах России. К примеру, в Москве и Санкт-Петербурге стоимость топлива выросла на 0,5 и 0,7% соответственно. По данным Московской топливной ассоциации (МТА), в столице бензин марки АИ-92 можно было приобрести в среднем по цене от 55,37 руб. за 1 л (+0,31), марки АИ-95 — от 61,33 руб. (+0,39), марки АИ-100 (занял место 98-го) — от 84,33 (+0,41).
Одновременно, несмотря на досрочное открытие экспорта, биржевые цены на топливо в России упали. Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), бензин и дизель подешевели в декабре на 6–8%. Причина — низкий зимний спрос и рост нефтепереработки.
Вероятность дальнейшего роста — очень высокая
Как объяснил корреспонденту Autonews.ru доцент Кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Олег Чередниченко, влияние конъюнктуры на цены топливного рынка сегодня идет разнонаправленно. Эксперт объяснил, что, с одной стороны, в течение достаточно продолжительного периода времени наблюдалось снижение оптовых цен по факту введения запрета на экспорт продукта и рынок насытился. В результате этот факт сработал с инерционным эффектом: после отмены запрета на оптовом рынке цены на топливо не получили импульса для роста.
«С другой стороны, учитывая минимальную маржу розничных игроков, не превышающую 7% и не позволяющую им получать достаточный уровень доходности, вероятность роста цен в розничном сегменте на все нефтепродукты очень высока», — подчеркнул он.
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман также назвал отмену запрета на экспорт одной из причин возможного роста цен на топливо в России. Правда, на данный момент задерживающими факторами тут стали сезон низкого спроса и действие демпферного механизма.
Временный запрет на экспорт бензина за пределы ЕАЭС был изначально введен в России с 1 марта. Эмбарго было приостановлено летом, и тогда это привело к удорожанию топлива, которое не остановилось после возврата запрета.
Дополнительные издержки для нефтяников
Важным фактором, который напрямую может повлиять на ценообразование на топливо в наступающем 2025 году, станет двукратная индексация акцизов вкупе с увеличением налоговой нагрузки для всех нефтедобывающих компаний. Чередниченко отметил, что вместе с тем отмена запрета на экспорт имеет временное ограничение — два месяца, в течение которых, вероятнее всего, и опт, и розница будут пытаться «отыграть» недополученные прибыли будущих периодов через ужесточение ценовой составляющей «здесь и сейчас». По его словам, эти факторы добавляют аргументов в копилку повышения цен, опережающих динамику инфляции, в очень скорой перспективе.
«Однако такой подход расходится с целями правительства и ЦБ, которые уже какой месяц противостоят повышенному инфляционному давлению», — подчеркнул эксперт.