branding imagebranding image
Autonews
Угоны Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

«Реагировать нужно сразу»: в ГИБДД назвали число автоугонов с начала года

В России с января по октябрь угнали более 19 тыс. машин. В МВД сообщили, что автомобили стали пропадать реже, но из-за ошибок при установке противоугонных систем риски остаться без колес возрастают
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

За десять месяцев 2022 года в России было зарегистрировано 19614 угонов и краж колесных транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили. Из них злоумышленники угнали 11601 транспортное средство (-9,1% относительно января-октября 2021 года), а украли — 8013 (-18% относительно января-октября 2021 года). Такие данные сообщили Autonews.ru в МВД России в ответ на запрос, проанализировав в том числе статистику ГИБДД.

В ведомстве указали, что количество угонов планомерно снижается. Согласно юридическим тонкостям, угон и кража автомобиля отличаются: так, ответственность за угон прописана в статье 166 Уголовного кодекса «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения», за которое гражданам грозит до пяти лет лишения свободы. Так могут наказать злоумышленника, если он убедит суд, что сел в чужой автомобиль «просто покататься» или «погреться». Если же машину планировали продать — это уже статья 158 УК «Кража» — наказание по ней назначают согласно причиненному ущербу, а максимальный срок лишения свободы — два года.

Согласно ответу на запрос, с января по октябрь 2022 года было раскрыто 9325 дел об угонах (-8,7% относительно января-октября 2021 года) и 3151 дел о кражах (-14,8%) — статистика учитывает и те нераскрытые материалы, которые перекочевали в 2022-й год из других периодов. Марки и модели наиболее угоняемых автомобилей в ГИБДД традиционно не раскрывают уже несколько лет подряд — там считают, что такая информация может привести к отказу от покупки машины определенного бренда. При этом традиционно первые строчки в рейтинге угоняемости в России всегда занимали модели Lada и корейских брендов Kia и Hyundai — в силу их высокой доли на отечественном рынке.

Свою статистику угонов ведут и в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Однако данные у них представлены только по застрахованным от угона моделей. Так, по информации РСА, в России за первые десять месяцев нынешнего года злоумышленники угнали 746 автомобилей с оформленными полисами каско. Первое место в антирейтинге угонов заняли автомобили от марки Hyundai. В 2022 году недоброжелатели похитили 203 машины этого корейского бренда (за весь 2021-й год в России угнали 348 автомобилей Hyundai).

На втором месте в списке автомобили Kia: злоумышленники смогли угнать 112 машин этой марки против 276-ти в прошлом году. Далее следуют отечественные легковые модели от «АвтоВАЗа» — 88 угонов. Следом расположились «иностранные легковые транспортные средства»: все редкие машины зарубежного производства, включая новые китайские бренды. Число угонов — 62 шт. На пятом и шестом месте — машины японских брендов Toyota и Mitsubishi: пропало 51 и 32 автомобиля соответственно. Далее следуют: Lexus (21), «грузовой транспорт» (30), Mercedes-Benz (21) и Nissan (11).

Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»

Как действовать после угона автомобиля

Как объяснили в ГИБДД, эффективность розыска пропавшего автомобиля во зависит от того, как быстро информация об исчезновении поступает в органы внутренних дел. Тем автомобилистам, которые обнаружат пропажу машины с места парковки следует незамедлительно обратиться в полицию и представить сотрудникам необходимую информацию. В том числе об установке на пропавшую машину GPS-трекеров, модемов, сигнализации. Также стоит сообщить отличительные приметы автомобиля, примерное количество топлива в баке и документах, которые были в машина.

«Это позволит более оперативно организовать мероприятия, способствующие его розыску и задержанию лиц, совершивших преступление», — сообщили в ГИБДД.

В ведомстве добавили, что нередко похищенные автомобили с измененными номерными обозначениями злоумышленники перевозят в страны ближайшего зарубежья, где пытаются их легализовать с использованием поддельных документов. «При получении информации о нахождении такого транспортного средства на территории другого государства, владельцу необходимо проинформировать об этом следователя», — сказали в ГИБДД.

Процедура возврата транспортного средства предусмотрена Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и Соглашением о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата от 25 ноября 2005 года.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Как угоняют автомобили

Один из основателей компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов рассказал Autonews.ru о новой массовой проблеме, с которой начали сталкиваться автомобилисты при покупке дополнительных противоугонных систем в дилерских центрах. По его словам, из-за ошибок при установке допсигнализаций в автосалонах, автомобилисты пребывают в уверенности, что их машины защищены, а на самом деле допохрана не работает.

«Как показывает наша статистика, до 90% противоохранных систем, которыми комплектуются автомобили в дилерских центрах в дополнение к штатным, устанавливают не совсем правильно. Это приводит к тому, что при деактивации штатных противоохранных систем автоматически отключается и дополнительное оборудование, которое по умолчанию сложнее взломать», — рассказал Курчанов.

По его словам, такая «ловушка» возникла из-за того, что некоторые автосалоны решили немного упростить себе жизнь. Так, автомобилисты, установившие дополнительную противоугонку у дилера не всегда разбирались, как правильно ей пользоваться. Случалось так, что у брелока к допсигналке садилась батарейка и машина не открывалась. После этого автомобилисты пытались открыть машину базовым ключом. Но такое воздействие на «штатку» допсистема логически определяла как взлом и начинала «орать». И отключить ее у автомобилиста уже никак не получалось, поскольку ключ к допсистеме разряжен. После этого, по его словам, начинались гневные звонки дилерам на фоне орущего во дворе автомобиля.

«Автосалонам надоели эти вопросы, и они договорились с производителями, чтобы им поставляли автомобили с простым подключением к заводскому устройству. Это позволило дилерам ставить дополнительную сигналку в такой режим, который следует за штатной сигнализацией: отключается штатка, за ней автоматом отключается и допоборудование», — пояснил Курчанов.

По его словам, в большинстве случаев заводские охранные сигнализации хорошо известны угонщикам: существуют массовые методы, которые в том числе подразумевают использование электронных отмычек. «Они отключают штатную систему, после чего проверяют, а снялась ли дополнительная, после чего начинают с машиной работать. Сейчас это одна из самых распространенных методик угона», — предупредил эксперт.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Специалист по защите от автоугонов дал совет, как проверить правильность установки дополнительной системы и выявить возможную ошибку. «Нужно поставить и заводскую сигнализацию, и дополнительную систему в режим охраны. Далее нужно унести брелок/метку от дополнительной охранной системы на такое расстояние, чтобы машина ее уже не видела. После этого нужно открыть штатным ключом заводскую сигнализацию и подождать реакции от дополнительной системы. Если установку провели неправильно, дополнительная противоугонная система не сработает. Тогда нужно ехать к мастерам и перенастраивать оборудование», — поделился эксперт.

Как в розыске помогает «Паутина»

Если автомобиль плохо защищен и его угоняют — найти его все-таки есть шансы, считает Курчанов. Особенно в тех городах, где установлено много дорожных камер, подключенных к системе «Паутина». «По Москве найти машину не так просто, но возможно — здесь много камер, работают логические системы распознавания автомобилей. Так, даже если водитель еще не успел подать заявление об угоне, некоторые алгоритмы уже срабатывают», — поделился эксперт.

Работает система так: если умные алгоритмы понимают, что автомобиль на определенных номерах не въезжал в размеченную геозону, но вдруг из нее выехал, то срабатывает оповещение. Так происходит, когда угонщики меняют на машине номера.

«Если поехать на родном номере, машину сразу отследят по камерам и ДПС объявит план «Перехват», машину будут ловить в потоке. Регномера меняют, когда за машиной никто не наблюдает: на парковках у ТЦ, магазинов, обычных парковках. ГИБДД рекомендует как можно быстрее сообщать о происшествии, чтобы полицейские смогли сразу отыскать машину по номеру в потоке. Если номер заменили, включается «Паутина», по камерам можно отследить, куда машина пошла. Если номера сменили, то обнаружить похожие, которые двигаются в том же направлении», — рассказал Курчанов.

По его словам, если угон происходит в Москве, недоброжелатели стараются как можно быстрее вывезти автомобиль за МКАД в другие города — чтобы скрыться от камер.

Фото: АГН «Москва»
Фото: АГН «Москва»

Можно ли найти машину по передатчикам

По словам эксперта, автомобили оснащают как заводскими системами GPS-позиционирования, так и дополнительные. Но, как правило, злоумышленники уже научились глушить такую связь — и GPS и GSM, LTE каналы.Далее автомобили загоняют в спецгаражи, где специалисты проверяют все системы, антенны и прочее оборудование. «Защититься от такого поиска крайне тяжело. Но есть методики, глубокой интеграции спутниковых закладок. Они могут выйти на связь не раз в три дня, а раз в неделю. И ставят несколько таких закладок — одна даст о себе знать через пару дней, другая — через семь. Тогда машину можно найти. Бывает, что срабатывает и оплошность самих угонщиков, которые находят не все», — отметил Курчанов.