branding imagebranding image
Autonews
ЭРА-ГЛОНАСС Алина Распопова
Подписаться на Telegram-канал

На какие автомобили придется установить ЭРА-ГЛОНАСС: список требований

Нужно ли будет докупать кнопки ЭРА-ГЛОНАСС для ввезенных машин после регистрации в ГИБДД и что ждет владельцев Lada, купивших автомобили без устройства вызова экстренных служб: разъяснения Минпромторга и АвтоВАЗа
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

После смягчения правительством требований к автомобилям российский авторынок наполнили модели без системы экстренного вызова ЭРА-ГЛОНАСС. Но после публикации постановления оставалось неясным, придется ли докупать дефицитную кнопку при возобновлении поставок и по каким ценам. Autonews.ru с помощью Минпромторга и АО «ГЛОНАСС» собрал ответы на самые популярные вопросы по этой теме. Кроме того, мы разобрались, что ждет владельцев упрощенных автомобилей Lada, которые купили машины без тревожной кнопки.

Ввезенные иномарки: необходимо ставить ЭРА-ГЛОНАСС или нет?

До 1 февраля 2023 года правительство разрешило регистрировать в ГИБДД ввозимые гражданами или организациями из-за границы автомобили без системы ЭРА-ГЛОНАСС.

До этого момента обустройство ввозимых машин комплектом такого оборудования было обязательным условием для ввоза и регистрации в ГИБДД. Ожидается, что за время отсрочки производители систем вызова экстренных служб смогут перенастроить логистические цепочки.

Как рассказали в Минпромторге в ответ на запрос Autonews.ru, физическим лицам после покупки иномарок, ввезенных из-за границы, устанавливать кнопку будет не нужно.

В случае дорожного инцидента система позволяет вызвать на место происшествия экстренные службы. Новости 9 августа 2022 АвтоВАЗ возобновил производство Lada c ЭРА-ГЛОНАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС ЭРА-ГЛОНАСС 5 июля 2022 «Готовы заявить в ФАС»: в ГЛОНАСС ответили на жалобы о ценах и дефиците

Таким образом, как пояснил руководитель испытательной лаборатории «Услугиавто» Юрий Пархоменко, процесс покупки автомобиля и получения необходимых документов становится значительно проще. «Получение документов стало проще и быстрее, оформление стоит столько же, но при этом не придется переплачивать за систему ЭРА-ГЛОНАСС по спекулятивным ценам», — сказал он.

Специалист по перегону и продаже автомобилей с пробегом Руслан Кривонос подтвердил, что процесс оформления машин без ЭРА-ГЛОНАСС стал проще.

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

«Как рассказали мне декларанты, которые регулярно оформляют для меня ЭПТС на разных собственников, оформить машину действительно можно без ЭРА-ГЛОНАСС. Для тех, кто перегоняет автомобили для перепродажи, это не так принципиально — все расходы ложились на покупателей. Но теперь ЭПТС оформляют быстрее и машину удобнее зарегистрировать. И это дешевле», — сказал специалист.

Он уточнил, что таким образом водители смогут сэкономить до 100 тыс. руб. До начала сложностей с поставками электрокомпонентов такие устройства стоили около 5–6 тыс. руб. Теперь же, по словам участника рынка, цены за систему ЭРА-ГЛОНАСС находятся в диапазоне 50–80 тыс. руб., а вместе с установкой — в районе 100 тыс. руб.

«Получается, что эту сумму экономят те, кто ввозит автомобили. Теперь из любой страны можно ввозить автомобили и не переживать», — сказал эксперт.

Что касается юридических лиц, например автомобильных дилеров, которые решат завозить автомобили по системе параллельного импорта, то, как следует из ответа Минпромторга, им систему все-таки придется установить. Как уточнили в пресс-службе АО «ГЛОНАСС», контроль за выпуском в обращение транспортных средств, не оснащенных системой, и их последующим дооснащением ведет Минпромторг России.

В пресс-службе АО «ГЛОНАСС» Autonews.ru пояснили, что ранее основная масса новых транспортных средств оснащалась системой вызова экстренных служб (СВЭС) на конвейерах. Теперь же, по словам представителей организации, увеличивается поток б/у автомобилей.

«Например, речь идет о машинах, которые не оборудованы системой вызова экстренных служб и произведены до запуска аналогичных российской ЭРА-ГЛОНАСС европейских систем eCall. При этом временный порядок не исключает возможности установки СВЭС. Автовладельцы, которые заботятся о своей безопасности, продолжают оснащение ввезенных автомобилей кнопками SOS, которые есть в наличии у производителей», — сообщили в организации.

Фото: Юрий Смитюк / ТАСС
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Нужно ли будет доустанавливать ЭРА-ГЛОНАСС на упрощенные Lada?

Из-за трудностей с поставками системы ЭРА-ГЛОНАСС АвтоВАЗ еще в 2021 году начал производство моделей без кнопки вызова экстренной помощи. Так, из-за мирового дефицита полупроводников и электрокомпонентов правительство разрешило с 22 сентября 2021 года производить и продавать автомобили без системы. Но с важной оговоркой: все машины должны быть дооснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС до конца 2022 года.

В 2022 году на фоне продолжения сложностей с поставками необходимых электрокомпонентов упрощенные модели на АвтоВАЗе тоже выпускали без этой кнопки: производство моделей с ЭРА-ГЛОНАСС компания возобновила 1 августа 2022 года. Как пояснили в пресс-службе АвтоВАЗа, выпущенные ранее модели без системы предприятие дооснастит за свой счет в рамках отзывной кампании.

«Те машины, которые были, например, в прошлом году без системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы дооснастим в рамках отзывной кампании, когда будут доступны компоненты», — сообщили в пресс-службе. Назвать общее количество выпущенных автомобилей без экстренной кнопки на предприятии отказались.

Сколько будет стоить система ЭРА-ГЛОНАСС для частников после отмены льготы?

Представитель Национального союза автомобилистов (НАС) Антон Шапарин надеется, что действующий «необязательный» порядок установки кнопки ЭРА-ГЛОНАСС будет сохранен.

«Я предполагаю, что нехватка устройств никуда не исчезнет, что будет также влиять и на цены», — считает Шапарин.

Фото: Юрий Смитюк / <a href='http://www.tass.ru/' target='_blank'>ТАСС</a>
Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В АО «ГЛОНАСС» затруднились ответить на вопрос о ценообразовании. Там в ответ на запрос Autonews.ru уточнили, что организация не является производителем и поставщиком СВЭС, не осуществляет регулирование цен на указанное оборудование и работу по оснащению транспортных средств.

«СВЭС никогда не стоили и не стоят 100 тыс. руб. и более. Некоторые компании предлагали за такую стоимость комплекс услуг, включая оформление пакета документов, таможенное оформление и т.д.», — заявили в АО «ГЛОНАСС».

Ранее в организации выразили готовность обратиться в ФАС с просьбой проверить порядок ценообразования на рынке, если водители будут жаловаться на слишком высокие цены на устройства.

Однако на вопрос Autonews.ru о том, планируется ли такое обращение в ближайшее время, в АО «ГЛОНАСС» не ответили.