branding imagebranding image
Autonews
Москвич Дмитрий Александров
Подписаться на Telegram-канал

«Москвич» возвращается. 8 культовых моделей марки

Самый стильный советский седан, конкурент 21-й «Волги», первый отечественный кроссовер для колхозов и другие культовые модели возрождающейся марки «Москвич»: какими были эти автомобили и какими они станут
Фото: Морковкин Анатолий / Фотохроника ТАСС
Фото: Морковкин Анатолий / Фотохроника ТАСС

В России возрожден исторический бренд «Москвич»: автомобили этой марки будут выпускать на одноименном предприятии в столице. Ранее завод принадлежал французской компании Renault, но после ухода бренда из России, эти мощности достались правительству Москвы. 23 ноября 2022 года публике представили первую модель — кроссовер «Москвич 3». Переднеприводные автомобили с ДВС получили 1,6-литровые «атмосферники» мощностью 109 л.с. Также в гамму моторов вошел 1,5-литровый двигатель с отдачей 150 л.с. Оба агрегата работают совместно с шестиступенчатой механической коробкой передач или вариатором. Сама модель представляет собой перелицованную версию китайского кроссовера Jac JS4.

Фото: Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы Москвич 24 ноября 2022 Цены, модели, начало продаж и скидки: 6 главных вопросов про «Москвич»
Фото: Autonews.ru Статьи 24 ноября 2022 Главные конкуренты нового «Москвича». Список моделей и цены

Также на предприятии будут собирать электрические версии «Москвич 63e», такой автомобиль получит электромотор мощностью 68 л.с. Ожидаемый запас хода у электрокара — 410 км. Среди планов завода значится запуск еще нескольких кроссоверов и седана. И, самое главное, разработка собственной российской платформы для автомобилей.

Фото: Autonews.ru
Фото: Autonews.ru

Пока работы по запуску завода на полную мощность продолжаются, а появления отечественной платформы придется подождать как минимум до конца 2025 года. Тем временем Autonews.ru решил вспомнить самые важные и интересные модели знаменитого бренда «Москвич».

1. «Москвич-400»

  • Годы выпуска: 1946 — 1954

Москвич-400
Москвич-400 (Фото: autowp.ru)

В начале декабря 1946 г. на Московском заводе малолитражных автомобилей началось серийное производство модели «Москвич-400», которая стала первой массовой легковой машиной, продававшийся в СССР для индивидуального использования. Конструктивно четырехдверка повторяла немецкий Opel Kadett K38, который выпускался с 1937 по 1940 гг. Автомобиль получил несущий кузов, гидравлические тормоза, независимую подвеску и даже стеклоочистители. При этом по неизвестным причинам у машины отсутствовали указатели поворота. В движение автомобиль приводил 23-сильный двигатель.

Уже в 1947 году, к 800-летию Москвы, у «Москвича-400» появилась особая, «юбилейная» версия. Серьезный рестайлинг машина пережила 1954 году, после чего обзавелась более мощным двигателем, усовершенствованной коробкой передач и комфортным салоном. При этом индекс модели поменялся на 401.

2. «Москвич-423»

  • Годы выпуска: 1957-1963

Москвич-423
Москвич-423 (Фото: autowp.ru)

«Москвич-423» стал первым советским пятидверным универсалом. Новинку построили в 1957 году на базе модели 402 и оснастили телескопическими амортизаторами, независимой передней подвеской и усиленными рессорами. Заднее сиденье машины складывалось, образуя грузовую площадку длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. Плюс к этому, универсал мог перевозить до 250 кг груза.

Дверь багажника, в отличие от современных универсалов, открывалась налево. Под капотом машины установили стандартный двигатель 407-й модели, объемом 1,3 литра и мощностью 45 л.с. Коробка передач — четырехступенчатая, с переключателем на рулевой колонке. Внушительное внутреннее пространство делало «Москвич-423» отличным вариантом для автопутешествий или семейных выездов на природу. Впрочем, большинство выпускаемых универсалов распределялось между госструктурами.

3. «Москвич-410»

  • Годы выпуска: 1957-1960

Москвич-410
Москвич-410 (Фото: autowp.ru)

Первый внедорожный «Москвич» под индексом 410 был запущен в производство в первой половине 1957 года. Полноприводная модель с клиренсом в 220 мм предназначалась в первую очередь для директоров колхозов, механиков бригад, работающих в полях, а также для других нужд сельского хозяйства. Новинку построили на базе седана «Москвич‑402» образца 1956 года и оборудовали 45‑сильным мотором рабочим объемом 1,4 литра и раздаточной коробкой с понижающей передачей. При этом рулевую колонку модель позаимствовала у М-20 «Победа».

Чуть позже появилась версия универсал, которая получила индекс 411. Производство машины было прекращено в 1960 году, а освободившиеся мощности перераспределили на выпуск других «Москвичей», которые успешно шли на экспорт.

4. «Москвич 407»

  • Годы выпуска: 1958 — 1963

Москвич-407
Москвич-407 (Фото: autowp.ru)

По внешнему виду «Москвич-407» ничем не уступал культовой 21-й «Волге». Обилие хрома, стильный красный флажок на капоте, «клыки» на бампере, просторный салон и багажник, а также наличие печки и радио быстро сделало автомобиль мечтой многих советских граждан. Впрочем, четырехдверный седан, который стоил в то время 2500 руб., не каждому был по карману. Помимо внутреннего рынка, «Москвич-407» активно экспортировался в другие страны и даже был отмечен золотой медалью на Всемирной автомобильной выставке в Брюсселе. Под капотом машины устанавливался 1,4-литровый двигатель с однокамерным карбюратором мощностью 45 л.с. С таким агрегатом «Москвич-407» мог разогнаться до 115 км/ч. Также машина обзавелась четырехступенчатой механической коробкой передач. Автомобиль выпускался на заводе МЗМА с 1958 по 1963 год.

5. «Москвич-408»

  • Годы выпуска: 1964 — 1975

Москвич-408
Москвич-408 (Фото: Rabbit-chita / drive2.ru)

«Москвич-408» по праву считается одним из самых стильных советских седанов, который по внешнему виду даже превосходил многие зарубежные аналоги. Автомобиль с ниспадающим линиям кузова, «плавниками» на корме, вытянутыми фонарями и 13-дюймовыми колесными дисками (впервые в отечественном автопроме) пользовался большой популярностью как в СССР, так и во многих западных странах. Кроме этого, благодаря яркой внешности машину активно снимали в кино. Например увидеть «Москвич-408» можно в знаменитом фильме «Бриллиантовая рука». Единственной проблемой советского седана стала техническая часть. Машину оборудовали 50‑сильным двигателем объемом 1,4 л и 4-ступенчатой коробкой передач. Этот маломощный мотор к 60-м годам считался уже устаревшим. Впрочем это не мешало выпускать и продавать эту модель в СССР вплоть до 1976 года.

6. «Москвич-412»

  • Годы выпуска: 1967-1976

Москвич-412
Москвич-412 (Фото: autowp.ru)

Эволюционным развитием модели 408 стал седан «Москвич-412». Причем обе эти машины выпускались АЗЛК параллельно до 1976 года. В первые годы немалая часть выпущенных машин экспортировалась в другие страны. Популярность модели за рубежом объяснялась успехами «Москвича-412» в ралли и других аналогичных соревнованиях. Так, в 1968 г. седан «Москвич-412» команды «Автоэкспорт» принял участие в марафоне из Лондона в Сидней и занял там четвертое место. Еще большего успеха «Москвич» добился во время марафона из Лондона в Мехико, когда советские автомобили заняли 2-е и 3-е места в своем классе. В движение седан приводил 1,5-литровый бензиновый мотор с отдачей 74 л.с., который работал в паре с четырехступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость «Москвича-412» — 140 километров в час.

7. «Москвич-2140»

  • Годы выпуска: 1975 — 1988

Москвич-2140
Москвич-2140 (Фото: autowp.ru)

«Москвич-2140» стал последним заднеприводным автомобилем, который построили на АЗЛК. Дизайн экстерьера и салона седана в середине 1970‑х считался вполне современным и ничем не уступал «Жигулям» или иностранным аналогам. Кстати, именно у этой модели впервые в истории АЗЛК появились штатные подголовники. Машина получила надежный 1,5-литровый двигатель мощность 75 л.с. и передние дисковые тормоза Girling. Также у «Москвича 2140» была и версия с дефорсированным 68‑сильным мотором. Коробка передач — четырехступенчатая. Помимо седана модель также выпускалась в кузове универсал («Москвич‑2137») и фургон («Москвич‑2734»). Также у автомобиля была модификация с ручным управлением для инвалидов (Москвич‑21403). «Москвич-2140» экспортировался и в зарубежные страны, однако популярности в отличии от «Москвича-412» там и не снискал.

8. «Москвич-2141»

  • Годы выпуска: 1986-1998

Москвич-2141
Москвич-2141 (Фото: autowp.ru)

Массовое производство «Москвич-2141» (АЗЛК-2141) стартовало на АЗЛК в 1986 году. Внешне переднеприводный автомобиль напоминал франко-американский автомобиль Talbot Simca, однако в технической части отличался от этой модели. Изначально для «Москвича-2141» планировалось разработать собственную линейку двигателей, однако из-за распада СССР сделать этого не удалось. В итоге машина получила уже имеющиеся моторы ВАЗ и УЗАМ объемом 1,5, 1,7 и 1,8 литров. Последняя модификация модели увидела свет в 1997 году и получила название «Святогор». Машина имела незначительные внешние изменения, а самое главное — новый 2,0-литровый мотор Renault. Однако из-за дефолта 1998 года было принято решение оснащать устаревшими агрегатами ВАЗ-2106 и 2130, а также уфимскими моторами серии 3317\3318.