Autonews
Статьи Екатерина Демишева

Дефицит запчастей, проблемы с ТО: содержание машины сильно подорожало

Запчасти, компоненты и аксессуары — что дорожает из-за падения рубля, как это отразится на стоимости ТО, откуда на оптовых складах дефицит деталей и при чем тут наличные
Фото: Олег Лозовой / РБК
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис

Рост курса иностранных валют отразился абсолютно на всех автомобильных сферах. Новые машины подорожали в сентябре и вырастут в цене еще как минимум один раз до конца года, при том что автосалоны рапортуют о дефиците популярных моделей. На вторичном рынке ситуация не лучше — за месяц самые востребованные модели выросли в цене на 15-20%, и крупнейшие представители отрасли также отмечают катастрофическую нехватку целого сегмента машин.

Эксперты предрекают экономическую ситуацию, при которой популярность автомобилей с пробегом в следующие месяцы будет только расти, потому что платежеспособность населения падает. И вместо покупки новой машины автомобилист предпочтет отремонтировать старую. Мы пообщались с представителями отрасли ремонта и обслуживания автомобилей и узнали, как колебания курса отразились на цене запчастей и техобслуживании.

Дефицит популярных запчастей

Из-за двух месяцев весеннего простоя летом автосервисы были загружены больше обычного из-за отложенного спроса. К началу сентября количество клиентов немного спало, но к середине месяца пришла новая волна желающих проверить или отремонтировать свой автомобиль. Об этом в беседе с корреспондентом Autonews.ru рассказал директор московского техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.

Статьи 18 августа Водителям разрешили чинить машины б/у запчастями. Но радоваться еще рано
Новости 26 июня Названы самые дорогие и дешевые в обслуживании автомобили в России

«Никакой сезонной тематики прошлых лет уже нет. После карантина сбились все циклы. Поток клиентов волнообразный и непредсказуемый. На нашу работу скачки курса никак не сказываются, я имею в виду стоимость услуг. Ценообразование из-за курса никто не изменил. Что же касается запчастей, то тут прослеживается серьезный дефицит, даже на боевую номенклатуру, которая все время в ходу. Сейчас не все есть в наличии даже на оптовых складах. Приходится собирать запчасти на разных складах в течение одного-двух дней», — пояснил Савин.

Фото: Олег Лозовой / РБК

По его словам, некоторые представители оптовых продаж запчастей, аксессуаров и компонентов сильно сжали ассортимент, какие-то закрылись, а кто-то объединился с более крупными компаниями, чтобы выжить. Бизнес оптовых складов с запчастями зависит как раз от наличия деталей. Если чего-то нет в наличии, то не будет спроса, клиенты уйдут к другим поставщикам. И поэтому оптовики стараются не задирать цены.

Как рассказал в беседе с корреспондентом Autonews.ru руководитель одного из оптовых складов по продаже автомобильных деталей, у оптовиков сейчас идет борьба за рынок сбыта, и они сокращают свои аппетиты и маржу, чтобы сохранить конкурентные цены. Еще один важный тренд, который наметился в последнее время — предпочтение отдается наличным деньгам или прямому переводу на карту в обход налоговых обложений. И купленная таким способом деталь может быть на 15% дешевле.

«Сейчас высокая курсовая разница. Если все пропускать безналом, то детали и бизнес слишком дорого обходятся. Приходится находить пути, как вывезти деньги, превратить их в доллары и через другие фирмы под выдуманные цели завезти новый товар», — рассказал собеседник, пожелавший не называть своего имени.

Всегда есть альтернатива дешевле

Как объяснила сооснователь сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова, в сфере авторемонта общая сумма заказа, как правило, складывается из стоимости работы и запчастей. И цены на услуги автосервисы действительно не поднимали, однако стоимость комплектующих как раз привязана к доллару и евро, и рост курса этих валют провоцирует увеличение цен на детали. Поэтому при выборе между запчастями разных производителей клиенты чаще отдают предпочтение более бюджетным аналогам.

Как показывает практика, сегодня, когда человек приезжает на техобслуживание, то зачастую он уже имеет дело с неоригинальными запчастями. В этом же уверяет и директор «Автоглобуса» Андрей Савин. «Диски, колодки, фильтры — вся боевая номенклатура неоригинальная, сейчас клиент в 95% предпочтет не оригинал. Это будет дешевле в два раза и не хуже по качеству. Это запчасти из Китая, Кореи, Европы, Беларуси и даже у нас в России уже много всего делают — стекла, колодки. На неоригинальную продукцию ценообразование немного скакнуло, но не так сильно, чтобы клиенты это заметили», — считает Савин.

Фото: Олег Лозовой / РБК

По его словам, сильно задирать ценник на запчасти никто не будет, потому что тогда упадет спрос, а у населения сейчас уже нет свободных денег. Дорогие детали у официалов будут покупать только для гарантийных машин.

«Мы без работы не останемся. Люди будут ремонтировать машины. А мы клиенту предлагаем сразу несколько вариантов приобретения комплектующих — в лоб, альтернативу дешевле, б/у, работаем по-всякому», — резюмировал Савин.

ТО подорожает

Сооснователь сети «Вилгуд» и председатель сообщества независимых автосервисов России Барно Турсунова в беседе с корреспондентом Autonews.ru отметила нестабильность экономики и скачки курса. Представительница бизнеса считает, что рано или поздно это скажется на отрасли.

«Автосервисы — в целом устойчивая к кризисным ситуациям отрасль, однако постоянные колебания экономики и курсов валют на длинной дистанции неизбежно скажутся и на нише авторемонта. Помимо роста цен на услуги, для ряда независимых СТО может всерьез встать вопрос выживания, ведь у множества небольших игроков бизнес, как правило, не оптимизирован. Для сетевых СТО ситуация в целом прогнозируется более благоприятная — возможно, крупные игроки столкнутся с замедлением темпов масштабирования: сократится количество заявок на франшизу и действующих франчайзи», — пояснила Турсунова.

По ее словам, поставщики на повышение курса отреагировали быстро, и цены на некоторые расходные материалы для техобслуживания уже поднялись. «Масло нам удается закупать в рублях напрямую у производителей — благодаря этому мы частично смогли замедлить рост стоимости ТО. Однако в будущем мы не исключаем, что подорожает и масло, а вместе с ним — и конечная стоимость техобслуживания», — поведала представительница отрасли.

Фото: Олег Лозовой / РБК

Несмотря на колебания цен и стремление некоторых представителей отрасли уйти в серую зону экономики, влияние падения рубля на рынок автосервисов скорее положительное — спрос на новые автомобили падает, и люди чаще предпочитают вкладываться в ремонт подержанных машин. С учетом того, что средний возраст легковых автомобилей в России около 13 лет, эксперты отрасли ожидают, что потребность автовладельцев в ремонте будет постепенно расти.