Autonews
Статьи

История заправок: от цистерн с топливом до искусственного интеллекта

Как и где заправляли автомобили 100 лет назад в России, почему выход ВАЗ-2101 изменил подход к заправкам, что случилось перед Олимпиадой-80 и чем опасны частные заправки из 1990-х
Фото: Борис Криштул / Фотохроника ТАСС

Современные автомобилисты суммарно тратят по несколько часов в год на посещение заправок. Топливо — одна из самых частых тем среди водителей: от его качества зависит исправность двигателя, а его стоимость обсуждают даже чаще, чем погоду. В среднем, согласно исследованию аналитического агентства «Автостат», автомобилисты заправляются примерно один-два раза в месяц до полного бака.

Парк автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, несмотря на ужесточение экологических норм, продолжает увеличиваться. Крупные заправочные сети стараются привлекать клиентов не только качественным топливом, но еще и сервисом. Сегодня автозаправки — это продвинутые и многофункциональные комплексы с большим штатом сотрудников, магазинами, кафе, мойками и прочими элементами инфраструктуры. В середине прошлого века, когда заправки только начали становиться массовым явлением, ни о каких сетевых АЗС не было и речи: чаще всего это были одинокие колонки либо цистерна с подключенным шлангом.

Фото: Зуфаров Валерий,Кошевой Виктор / ИТАР-ТАСС

Самые первые автозаправочные станции появились еще в Российской империи. В крупных городах в пике работало около 500 примитивных механических колонок — их создали после подписания специального договора между «Императорским Автомобильным Обществом» и Товариществом «Бр. Нобель».

Фото: Public domain

Во времена СССР с заправками дела стали обстоять хуже. Объем частного автопарка увеличивался крайне медленно: всего в стране было несколько десятков тысяч автомобилей. Самая популярная АЗС у водителей располагалась на Арбатской площади в Москве. Но даже на ней в 1920-х обычно не было очередей: бензин в основном покупали в ведрах и таким же образом его хранили в гаражах.

Фото: Александр Родченко / Источник: Музей В.В. Маяковского

Автозаправочные станции стали предлагать дополнительные услуги примерно с конца 1950-х — начала 1960-х. Детально рассмотреть АЗС 60-летней давности можно в фильме Алексея Мишурина «Королева бензоколонки». На территории был расположен буфет, мастерская, а сама заправка была местом притяжения шоферов большегрузов. Кстати, интересная деталь: уже тогда к заправкам предъявляли жесткие требования по безопасности, поэтому съемочную группу в последний момент на настоящую АЗС пускать отказались. В итоге рядом из декораций была построена ее точная копия.

Фото: feellini.ru

Настоящий заправочный бум в СССР начался после выпуска ВАЗ-2101. Легендарная «копейка», которой, кстати, в этом году исполняется 50 лет, стала настоящим прорывом для отечественного автопрома. В начале 1970-х возник дефицит АЗС, к тому же новый массовый автомобиль рекомендовали заправлять бензином АИ-80 или АИ-92 — и с этим тоже были проблемы. Но уже через несколько лет проблему решили, и к середине 1970-х на большинстве заправок наконец появился широкий ассортимент топлива. На некоторых заправках отпускали даже 95-й бензин — как правило, им заправляли машины иностранных туристов, послов и делегаций.

Фото: Allexander Makarov / Russian Look

Перед Олимпиадой-80 многие станции в крупных городах и на трассах уже представляли собой нечто похожее на современные АЗС. Кафе и мастерские на заправках встречались все чаще, но была проблема, которая тормозила дальнейшее развитие заправок. Речь о талонах на топливо — их отменили как раз за несколько недель до начала Олимпийских игр. Это коснулось всего нескольких десятков московских заправок, которые полностью перевели на наличный расчет.

Фото: Клинченко Борис / Фотохроника ТАСС

Бурное развитие АЗС началось в 1990-х, когда стали появляться частные заправки. Тогда же появилась серьезная проблема: несетевые станции часто строили без проектной документации. Такие заправки возникали стихийно, не в самых логичных местах и часто быстро закрывались из-за отсутствия клиентов. Кроме того, на небольших частных станциях нередко предлагали бензин сомнительного качества.

Фото: Олег Лозовой / РБК

В конце нулевых стали ускоренно развиваться крупные сети АЗС. Например, «Газпромнефть» начала строить заправочные комплексы по всей России, запустив выгодную для постоянных клиентов программу лояльности «Нам по пути». Жесткий контроль качества топлива и продвинутая инфраструктура вывели автозаправочные станции на новый европейский уровень. Сегодня это уже не только заправочные комплексы, а целая цифровая инфраструктура. Оборудование на АЗС удаленно контролируется мониторинговым центром, а клиенты могут через мобильное приложение получать дополнительные сервисы. Так, в приложении сети АЗС «Газпромнефть» доступна бесконтакная оплата топлива (не выходя из машины), которая в текущей обстановке как никогда актуальна. Также можно заказывать ОСАГО, оплачивать штрафы, записываться на технический осмотр, пополнять транспондер и многое другое.

Программы лояльности регулярно совершенствуются у многих сетей АЗС, переходя на большую персонификацию. Одна из самых многочисленных программ лояльности на сегодня в России у сети АЗС «Газпромнефть». После недавнего обновления программы новым клиентам сети доступны приветственные 100 бонусов после первой заправки, бонусы за лояльность, в два раза больше бонусов за заправку АИ-92, чем раньше, бесплатная виртуальная карта и много других полезных «фишек». Списание с бонусной карты происходит по схеме: 1 бонус = 1 руб. Причем оплачивать можно не только топливо, но и товары и услуги, которые предлагает АЗС. Начисляются бонусы так: чем больше вы заправляетесь и чем выше статус в программе лояльности, тем больше баллов получаете.