branding imagebranding image
Autonews
Статьи Екатерина Демишева
Подписаться на Telegram-канал

История в машинах: чем запомнился 1990 год

Право собственности на автомобиль, легендарный кузов BMW E36, итальянский суперкар и бандитский «Гелендваген» — что мы помним о самом начале бурных девяностых
Фото: Василий Егоров / Фотохроника ТАСС
Фото: Василий Егоров / Фотохроника ТАСС

Бесконечные пробки, дорогие парковки, системы автопилотирования и «Яндекс.Заправки» — сегодня мир автомобилиста сильно не похож на то, что было в России 30 лет назад. Мы решили вспомнить 1990 год, который был богат на события, в том числе и автомобильные. Горбачеву присуждают Нобелевскую премию, Маргарет Тэтчер уходит в отставку, Германия объединяется в одну страну, а в СССР люди часами стоят в очередях в первый «Макдональдс» и на заправках.

Очень важное событие в РСФСР произошло в конце 1990 года. 24 декабря был принят закон «О собственности», который легализовал частную собственность на территории республики. В СССР существовали государственная и кооперативная формы собственности, а имущество человека относилось к личной собственности, которая, в отличие от частной, имела ряд ограничений. Например, автомобиль не мог быть средством получения дохода и не мог эксплуатироваться наемным водителем.

Фото: Созинов Виталий / Фотохроника ТАСС
Фото: Созинов Виталий / Фотохроника ТАСС

Весной 1990 года к конвейерному выпуску был подготовлен ВАЗ-21099. Производство стартовало только к концу года из-за задержки поставок комплектующих. Эта машина выпускалась «АвтоВАЗом» до 2004 года и до сих пор встречается на улицах страны.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

В 1990 году начался выпуск третьего поколения немецких BMW 3-Series — в совершенно новом кузове с индексом Е36 и «квадратными» ноздрями, который станет легендарным и очень понравится российским фанатам марки. Выпуск автомобиля продолжится до 2000 года.

Фото: BMW
Фото: BMW

Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАСС Фото 30 мая 2019 «Кирпич», ротор и «догонялка»: на чем ездили спецслужбы СССР
Фото: Наум Грановский / ТАСС Статьи 15 ноября 2019 Каршеринг в СССР: на чем ездили и сколько это стоило

Вот так выглядела Московская кольцевая автомобильная дорога в начале 1990-х. В народе трасса называлась «дорогой смерти» и била рекорды по показателям аварийности и смертности в ДТП. В постсоветское время количество автомобилей сильно выросло, и автомагистраль, которую строили еще в пятидесятых, перестала справляться с потоком. Реконструкция всей МКАД была проведена только к середине 1990-х годов.

Фото: Зуфаров Валерий  / Фотохроника ТАСС
Фото: Зуфаров Валерий / Фотохроника ТАСС

Именно в 1990 году было представлено второе поколение внедорожников G-класса немецкого бренда Mercedes-Benz. Постоянный полный привод, антиблокировочная система и абсолютно новый интерьер со вставками из дерева и кожи — для 1990 года это был настоящий прорыв. Машина, которая будет прочно ассоциироваться с криминалитетом, проживет на конвейере аж до 2018 года.

Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

Итальянский суперкар Lamborghini Diablo — это еще одна легендарная машина, появившаяся в 1990 году. Diablo стал первым Lamborghini, который смог разогнаться до максимальной скорости в 320 километров в час. В России эту машину хорошо знали по первой части компьютерной игры The Need for Speed, которая вышла в 1994 году.

Фото: Tim Scott ©2020 Courtesy of RM Sotheby's
Фото: Tim Scott ©2020 Courtesy of RM Sotheby's

Еще одной приметой 1990-го стал дефицит бензина. Даже в Москве на АЗС либо не было топлива, либо выстраивались очереди на несколько часов. Цены тогда регулировались государством, и с 81-го года литр 93-го бензина стоил 40 копеек. Свободными они стали только в следующем году после развала СССР.