Autonews
Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии
Фото: Subaru
Тест-драйвы
Роман Фарботко
Тест-драйвы 16 июля
Роман Фарботко
Другая планета. Тест-драйв Subaru XV в Исландии
Исчезающий асфальт, очень злой полицейский, блогер, который вспахал гейзер, а еще чудовищные штрафы, сумасшедшие водопады, океан, горячие источники — кажется, что Исландия на другой планете

«Когда я приезжаю к друзьям в Петербург, то чувствую себя олигархом. Могу закрыть счет в ресторане за всю компанию, не смотрю на цены в обувном магазине и даже не требую сдачи в такси. Если ты думаешь, что я самый богатый исландец, то это не так. Я обычный пенсионер», — за пять часов полета Улфгангер Ларуссон рассказал мне, кажется, все об Исландии.

Но дольше всего мы говорили о деньгах. Он предупреждал, что в Исландии очень дорого, но я до последнего не верил, что настолько. Комплексная автомойка — 10 000 руб. по курсу, бутылка самой дешевой питьевой воды — 250 руб., «Сникерс» — 400 руб. и так далее.

Причина — в полной изоляции: страна отрезана от внешнего мира пронзительно холодной Атлантикой. Еще в Исландии почти ничего не растет из-за неплодородных почв и сурового климата. С логистикой все очень плохо: на острове отсутствует железнодорожный транспорт, а за пределами Рейкьявика асфальт — вообще большая редкость.

Мы проехали всю Исландию вдоль и поперек на Subaru — российский офис доставил партию автомобилей из Москвы на остров ради четырехдневной экспедиции. Большая часть маршрута проходила как раз по гравийным дорогам с большим перепадом высот. А еще на пути было много бродов — тем удивительнее было заезжать в горные реки на Subaru XV. Вода заливала капот, и казалось, что еще чуть-чуть — и машину сорвет течением. Но компактный и легкий XV держался так, будто ничего и не происходит.

Это был XV в нарядной версии Tokyo — ее представили всего месяц назад. От обычного кроссовера такой отличается декоративными элементами: накладками на бамперах и порогах, шильдиками Tokyo и классной акустикой Harman. По технике отличий никаких: 2,0-литровый оппозитник на 150 сил, честный полный привод и вариатор. Но когда под колесами огромные камни, глубокие броды и колея, думаешь в первую очередь о клиренсе. Здесь под днищем 220 мм, а благодаря коротким свесам в Исландии он чувствовал себя почти так же вольготно, как «Форестеры» и «Аутбэки».

У нее в руках не было жезла и тем более оружия — она просто остановила на обочине свой Land Cruiser, грациозно спрыгнула на землю, сильно хлопнув дверью. Исландская девушка-полицейский остановила нашу колонну вытянутой рукой. Через мгновение она хитро улыбнулась, поправила воротник и махнула напарнику. Коп явно не был настроен на дружелюбное общение: «Права у вас есть? Что делали вчера? Что это вообще за номера? Внедорожный тест? У нас это запрещено!»

Реакция на российские номера и слово «внедорожный» неслучайна: месяц назад чудовищный поступок блогера из Рыбинска обсуждала вся Исландия. На арендованном «Прадо» он зачем-то вспахал гейзеры, а потом пожаловался на огромные штрафы: 3600 долларов за езду по бездорожью, 1200 долларов за эвакуацию, а собственник земли подал на него в суд еще на 15 000 долларов за порчу имущества.

По теме:

В полиции признались, что о странном русском им рассказали местные — кто-то позвонил в участок и нажаловался на водителя Prado. Исландцы так бережно относятся к природному наследию, что жаловаться здесь — обычное дело.

Особенно часто местные докладывают в полицию о превышениях скорости и о прогулках по мхам и горам в местах, где этого делать нельзя. Исландцев всего 350 тыс. человек, но будьте уверены, что где-нибудь вдали от Рейкьявика, высоко в горах, когда на десятки километров вокруг нет ничего, кроме камней и песка, за вами тоже следят.

Улфгангер Ларуссон рассказал, что в Исландии есть только одно явление, на которое уже никто не обращает внимания, — это погода. Пронизывающий холодный ветер может смениться полным штилем за каких-то 15 минут. Ясное небо затянется свинцовыми тучами быстрее, чем вы перейдете дорогу, а ливень прекратится раньше, чем вы достанете зонт. Поэтому есть лайфхак: одеваться нужно в несколько слоев и в зависимости от погоды сокращать или, наоборот, увеличивать количество одежды. Это единственный способ чувствовать себя более-менее комфортно в условиях, когда то сильно дует, то чудовищно льет.

Кстати, культура следить друг за другом (особенно внимательно — за туристами) сделала Исландию одной из самых безопасных стран мира. В среднем в год здесь происходит 0,3 убийства на 100 тыс. человек — и это лучший показатель на планете. На втором месте — Япония (0,4), а третье делят Норвегия и Австрия (по 0,6).

В Исландии тюрьма все-таки существует, причем половина заключенных — туристы. Как правило, около 50 приезжих ежегодно нарушают закон и получают реальные тюремные сроки. Например, за решетку можно угодить даже за большое превышение скорости или езду в нетрезвом виде.

Некоторые штрафы в Исландии:

  1. Превышение скорости до 20 км/ч — 400 евро (примерно 29 тыс. рублей);
  2. Превышение скорости на 30–50 км/ч — 500–600 евро (36–43 тыс. рублей) + лишение прав;
  3. Превышение скорости на 50 км/ч и более — 1000 евро (72 тыс. рублей) + лишение прав + судебное разбирательство;
  4. Непропуск пешехода — 100 евро (7200 рублей);
  5. Допустимый уровень алкоголя — 0 промилле.

Вообще ездить на машине в Исландии очень дорого. Причем бензин (около 140 руб. за литр) — это не главная статья расходов. Жутко дорогая страховка, недешевый сервис и прочие эксплуатационные расходы, где мойка стоит 10 000 рублей, превращают личную машину в тяжелую обузу. Но иначе здесь не выжить: железных дорог не существует, а общественный транспорт развит очень слабо.

Но, судя по автопарку, исландцы очень любят автомобили. На дорогах полно свежих европейских моделей, причем не только компактных хэтчей вроде Renault Clio, Peugeot 208 и Opel Corsa. Здесь много японских кроссоверов и внедорожников: Toyota RAV4, Subaru Forester, Mitsubishi Pajero, Toyotal Land Cruiser Prado, Nissan Pathfinder. В 2018-м продажи новых автомобилей в Исландии сократились почти на 16%, до 17,9 тыс. машин. Но и это для населения Исландии очень много. То есть один новый автомобиль здесь приходится на 19 человек. Для сравнения: в России в 2018-м новую машину купил каждый 78-й житель.

Улфгангер Ларуссон, услышав, что я лечу в Исландию на внедорожную экспедицию, предупредил: «Надеюсь, ты не будешь сидеть все время рулем, иначе пропустишь много всего. Исландия — явно не та страна, которую стоит изучать через узкое окошко».

Старик был чертовски прав.

Нет смысла описывать увиденное — вместо тысячи букв просто полистайте эту галерею.

Комментарии