branding imagebranding image
Autonews
Статьи Антон Погорельский
Подписаться на Telegram-канал

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

Новым владельцем Williams может стать Дмитрий Мазепин — российский предприниматель, который контролирует «Уралкалий» и «Уралхим». Олигарх попробует реанимировать легендарную команду
Фото: Global Look Press, Hightech GP
Фото: Global Look Press, Hightech GP

В ближайшее время владельцем одной из команд Формулы-1 может стать российский бизнесмен Дмитрий Мазепин. Речь идет о Williams — гоночном коллективе с богатой историей и 16 титулами в Формуле-1. Новость о покупке гоночного коллектива вскоре опровергли в «Уралхиме», «Уралкалии» и Williams. Тем не менее Autonews.ru выяснил, что на протяжении последних лет команда активно ищет покупателя или инвестора.

Кто такой Мазепин и зачем ему гонки

В начале 2000-х Дмитрий Мазепин возглавлял химическую компанию «Сибур», пока та входила в состав «Газпрома». Позднее топ-менеджер сам стал собственником бизнеса: Мазепин объединил несколько заводов по производству химических удобрений в компанию «Уралхим». В конце 2013 г. Мазепин вместе с Михаилом Прохоровым приобрел крупную долю в компании «Уралкалий» — это еще один производитель удобрений. Сейчас Мазепин управляет обеими компаниями.

Сын Дмитрия Мазепина Никита выступает в кольцевых гонках. В прошлом году Мазепин-младший стал вице-чемпионом молодежной серии GP3. В этом году спортсмен перешел в Формулу-2. Следующая ступень после Формулы-2 — Формула-1. В главном гоночном чемпионате на планете всего 20 мест, чтобы занять одно из них, нужно обладать либо талантом, либо миллионами долларов. Гоночные эксперты, опрошенные Autonews, рассказали, что у Мазепина есть и то, и другое.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

При этом пилотов, за выступления которых платят спонсоры, в Формуле-1 пренебрежительно называют рента-драйверами. У Никиты Мазепина имеются все составляющие для этого статуса — и это способно помешать его карьере в чемпионате мира. Причина в том, что к гонщикам с большими бюджетами изначально относятся как к средству заработка. В результате успешные команды наподобие Ferrari и Red Bull сами выращивают будущих пилотов через собственные программы поддержки молодых гонщиков.

«Мазепин полагается не только на деньги отца. Он близок к системе развития пилотов Mercedes, а эта программа стабильно дает Формуле-1 успешных пилотов», — обратил внимание Макс Коррадо, основатель и владелец компании Totally New Promotion (TNP), которая занимается работой со спонсорами в Формуле-1, Moto GP и других международных гоночных сериях.

Действительно, в этом году Никита Мазепин проведет 12 тестовых дней за рулем позапрошлогоднего автомобиля чемпионской команды Mercedes AMG. Наставником российского гонщика выступит Эстебан Окон — пилот Формулы-1 с безупречной репутацией в плане скорости.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

Чем интересна команда Williams

Williams — одно из самых значимых имен в мировом автоспорте. По степени важности для Формулы-1 Williams можно сравнить с «Манчестер Сити» для британского футбола или «Нью-Йорк Джайентс» для американского. Это не самая титулованная команда в истории, что не мешает ей оставаться неотъемлемой частью спорта.

В последний раз Williams выигрывала чемпионат мира в 1997 году. С тех пор результаты неуклонно шли вниз. Ситуация совсем вышла из-под контроля в прошлом году, когда команда опустилась на последнее место в турнирной таблице. Современная Williams намного отстает от всех соперников, каждый год теряет спонсоров и не понимает, как выбраться из затянувшегося кризиса.

Коллективом руководит Клэр Уильямс — дочь основателя, легендарного Фрэнка Уильямса, который привел команду ко всем ее титулам. В способностях Клэр к управлению командой сомневаются все: гонщики, комментаторы и даже она сама. Тем не менее Уильямс-младшая по-прежнему руководит семейным бизнесом.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

«Williams — это боль, — рассказал о своем опыте сотрудничества с командой Макс Коррадо, при участии которого в команду Формулы-1 Ferrari пришла «Лаборатория Касперского». — На команду давит «наследие легенд спорта». Переговоры с каждым новым клиентом начинаются с повествований об их чемпионах прошлого: Мэнселле, Пике, Просте. Совершенно неважно, знает ли потенциальный спонсор все эти имена».

В 2018 г. Williams потеряла крупного спонсора — производителя алкогольных напитков Martini. Весь прошлый год команда вела переговоры с потенциальными инвесторами, которые могли бы выкупить Williams, рассказали Autonews.ru источники, знакомые с ситуацией. Желание приобрести команду было у структуры Бориса Ротенберга «СМП Рейсинг», однако в итоге стороны не договорились. Другой претендент — один из акционеров польской нефтедобывающей компании Orlen. Он отказался от сделки после непродолжительных переговоров.

В прошлом году «СМП Рейсинг» платила Williams за выступления в команде своего протеже, москвича Сергея Сироткина. Ни одна из сторон не раскрывала сумму спонсорского взноса, однако в СМИ утекла информация о 15 млн евро за сезон. В 2019-м Williams поменяла Сироткина на поляка Роберта Кубицу. Россиянин остался без места и перешел в другой чемпионат, где также выступает на деньги Ротенберга.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

У Мазепина уже была гоночная команда. Он ее продал

Немногие знают, что Мазепин уже владел гоночной командой через компанию «Уралкалий». На протяжении нескольких лет производитель удобрений участвовал в капитале британского гоночного коллектива Hightech GP, который выступает в Формуле-3. Именно в этой команде выступал Никита Мазепин в 2017 году.

Hightech GP значился в списке аффилированных лиц «Уралкалия» до конца прошлого года. Британскую команду официально исключили из перечня 30 ноября 2018 года. На тот момент Мазепин-младший завершил выступления в первенстве GP3 и уже знал, что проведет сезон-2019 в Формуле-2. В этом чемпионате Hightech GP не представлена, и никакого смысла продолжать финансирование британской команды у Мазепина-старшего не осталось. Источники Autonews.ru подтвердили, что Мазепин сначала купил, а потом продал Hightech GP.

Бизнесмен спонсирует «Сочи Автодром», на котором каждый год проходит Гран-при России Формулы-1. «Уралкалий» является партнером «Росгонок» (компании — организатора Гран-при России. — Прим. Autonews.ru), мы довольны сотрудничеством, — заявил заместитель генерального директора АНО «Росгонки» Сергей Воробьев. — Очень надеюсь, что интерес «Уралкалия» как глобального игрока на рынке удобрений действительно есть. Купить долевое участие или осуществить 100-процентный выкуп команды Формулы-1 для продвижения собственного бренда — такой возможностью нужно пользоваться».

Попытка № 2: Force India

В 2018 г. Дмитрий Мазепин пытался купить команду Формулы-1 Force India. Именно эту команду спонсировал подконтрольный бизнесмену «Уралкалий», здесь же гонщиком по развитию числился сын предпринимателя Никита. На пути у россиян встала другая семья миллиардеров с сыном-гонщиком — Строллы.

Канадский бизнесмен Лоренс Струлович, более известный как Лоренс Стролл, сделал состояние на модных брендах Tommy Hilfiger и Michael Kors. Сын предпринимателя Лэнс выступает в Формуле-1. Канадец начал карьеру в Williams, но Строллы быстро поняли, что команда деградирует, и принялись искать другие варианты. Здесь и возник вариант с Force India, объявленной банкротом. Эта команда прославилась как самый эффективный коллектив в Формуле-1 по показателю очков, заработанных на каждый вложенный доллар.

Стролл и Мазепин подали заявку на выкуп Force India конкурсному управляющему — причем Мазепин действовал не как частное лицо, а через «Уралкалий». Управляющие выбрали Стролла. После этого «Уралкалий» подал в суд и даже выложил на своем сайте гневное письмо с собственным видением ситуации. Воинственность не помогла: Force India осталась у Стролла. Тогда и возник план Б.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

Что известно о предстоящей сделке

О возможной покупке Williams Дмитрием Мазепиным первой сообщила итальянская редакция международного сайта Motorsport. Автор этой заметки Роберто Кинкеро написал, что узнал о переговорах во время Гран-при Китая — то есть в середине апреля 2019 года.

Как удалось выяснить Autonews.ru, переговоры между Мазепиным и Williams начались зимой 2018 года. На данный момент они не завершены. Вскоре после публикации в Motorsport новость поспешили опровергнуть в «Уралхиме», «Уралкалии» и Williams.

В Формуле-1 часто выпускают опровержения новостей о возможных контрактах, что не мешает тем же людям спустя несколько месяцев официально признавать правдивость опровергнутой информации. Одним из наиболее ярких примеров можно назвать новость о переходе чемпиона мира Кими Райкконена в команду Ferrari в 2007 году. И Райкконен, и Ferrari опровергали сообщения о контракте на протяжении почти всего 2006 г., пока осенью не признали факт подписанного соглашения.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

Интерес со стороны Дмитрия Мазепина серьезный, бизнесмен готов купить команду не только для выступлений сына, но и для своего бизнеса и себя лично, рассказали Autonews.ru осведомленные источники. По их словам, в паддоке Формулы-1 у Мазепина-старшего сложилась репутация самодостаточного человека с европейским стилем ведения бизнеса. Владельца «Уралхима» воспринимают как хорошего менеджера, который способен перестроить неэффективную модель и добиться результата там, где его не было. И это ровно то, что нужно Williams.

«Я не вижу проблем в том, что российский бизнесмен купит команду Формулы-1. У нас уже есть успешные примеры Романа Абрамовича с «Челси» и Михаила Прохорова с «Нетс», — указал Макс Коррадо. — Логотипы «Уралкалия» появлялись на машинах команды Force India в прошлом году, но это было связано с гоночной программой Никиты Мазепина. Какого-то активного продвижения их спонсорских проектов нет, поэтому говорить об эффективности такого спонсорства невозможно. Хотя, возможно, такой задачи и не стоит: не исключено, что деньги возвращаются за счет В2В-сотрудничества».

«Покупка активов в Формуле-1 рассматривается «Уралкалием» как маркетинговый инструмент, о чем было много сказано в процессе обсуждения возможной покупки Force India», — заявила Autonews.ru Оксана Косаченко, которая консультирует Дмитрия и Никиту Мазепиных по вопросам маркетинга и PR в автоспорте. До 2013 г. она работала менеджером первого российского гонщика в Формуле-1 Виталия Петрова. Сейчас Косаченко не сотрудничает с Петровым, но занимается другими проектами в автоспорте — к примеру, участвует в маркетинговой кампании Гран-при Азербайджана и ралли-рейда «Дакар».

«В 20 странах, в которых проводятся этапы Формулы-1, «Уралкалий» является лидером на рынке удобрений. Наличие собственной команды открывает колоссальные возможности [для развития бизнеса], так как благодаря Формуле-1 «Уралкалий» может получить выход к крупным банкам и государственным структурам тех стран, где проходят Гран-при», — рассказала Косаченко.

По ее словам, приобретение команды Формулы-1 отвечало бы маркетинговым задачам «Уралкалия» даже без выступлений Никиты Мазепина в гонках.

Какой станет Williams с русским владельцем

Вопрос с приобретением Williams еще не решен и сделка вполне может сорваться — к примеру, если на горизонте появится другой покупатель с большей суммой. И все же у Мазепина есть хороший шанс заполучить гоночный коллектив с громким именем, современной базой и диверсифицированным бизнесом.

В настоящий момент Williams — это не только гоночная команда, но целый холдинг, куда входит прибыльная инженерная компания, разрабатывающая узлы и агрегаты под заказ. Один из самых известных клиентов Williams в автомобильном бизнесе — Jaguar.

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1

«Компания давно вышла на биржу, поэтому тут возникает множество вопросов и нюансов, — указал Макс Коррадо. — Речь идет о приобретении только гоночной команды или всего холдинга? Это будет делаться через биржу или за счет долей крупных держателей акций? По цене рынка или «по договоренности»? Не видя внутренних документов и не понимая, как реально обстоят дела с долгами и источниками финансирования, сложно назвать сумму, за которую нынешние владельцы готовы были бы расстаться со своим активом. Да, компания публичная, часть документов можно видеть в открытом доступе, но это Формула-1, здесь правила «нормального бизнеса» не работают».

«Исходя из аудиторского заключения за 2018 г., перспективность инвестиции с точки зрения финансового вложения достаточно туманна, — считает глава люксембургского офиса консалтинговой компании KRK Group Никита Рябинин. — Операционная прибыль группы упала более чем на 45% по отношению к 2017 г. и составила 4,16 млн британских фунтов. Чистая прибыль после уплаты налогов сократилась более чем в четыре раза».

По мнению собеседников Autonews.ru в паддоке Формулы-1, Дмитрий Мазепин вполне способен оказаться тем человеком, кто исправит положение в команде и вернет Williams хотя бы в середину пелотона. «Если у команды появится владелец, который приведет в команду своих управленцев, ситуация может измениться, — убежден Макс Коррадо. — Williams имеет очень сильную техническую базу, и новое руководство может быстро вернуть команду к результатам 2015–2016 годов. У этой команды неоднократно бывали спады, но потом она возвращалась на подиумы».

«Williams — это боль». Зачем русскому бизнесмену команда Формулы-1