Интернет захватил флешмоб #10Yearschallenge — люди выкладывают личные фотографии 10-летней давности рядом с современными. Мы тоже решили вспомнить о том, какой была автомобильная жизнь десять лет назад, сравнив ее с январем 2019-го.
В 2009-м главный автозавод страны в очередной раз испытывал серьезные финансовые трудности. В состав акционеров предприятия уже тогда входила французская компания Renault, начались работы по организации выпуска французских машин, завод получил многомиллиардный кредит, были проведены массовые сокращения. Тогда же был закрыт проект новой собственной модели Lada C. Флагманской на много лет осталась устаревшая Lada Priora. Работы над новым проектом Vesta начались через несколько лет, а Priora выпускалась вплоть до 2018-го.
Десять лет назад улицы центра были заставлены автомобилями и завешаны рекламой. Парковка на тротуарах считалась нормальным явлением, машины стояли в два-три ряда. Наводить порядок начали после того, как мэром столицы стал Сергей Собянин. Заработала служба эвакуации, парковочные места стали платными, резко выросли штрафы за нарушения. Парковка на тротуарах и в два ряда практически исчезла. Многие улицы центра сделали пешеходными, с них убрали визуальный мусор. Центр стал удобнее для пешеходов и туристов, но на автомобиле туда лишний раз стараются не ездить.
В 2009-й заправочные станции вошли с ценниками ниже 20 рублей. Например, в начале 2009-го наиболее популярный тогда AИ-93 стоил 19 руб. 50 коп., а все еще востребованный АИ-80 — 17 руб. 20 копеек. За год стоимость топлива выросла аж на 12%, но даже «дорогой» 95-й к концу 2009 г. стоил 24 руб. — вдвое дешевле, чем сейчас.
До лета 2008 г., когда был принят столичный закон о такси, рынок таксомоторных перевозок фактически не регулировался, а перевозками занимались так называемые бомбилы, то есть частники. Автомобили ловили с обочин, заказывали по телефону либо находили у станций метро. Обязательное лицензирование такси в Москве было введено 1 сентября 2011 г., почти тогда же был основан крупнейший на сегодня агрегатор «Яндекс.Такси». Сейчас такси заказывают через приложения и оплачивают безналом. Однако «бомбилы» все еще остались, а к работе таксистов немало претензий.
Мытищинский, Кунцевский, Солнцевский и Люберецкий рынки были известны на всю страну не только большим выбором машин на открытых площадках, но и высоким уровнем преступности. После указа о повышении ввозных пошлин для иномарок, который вышел в конце кризисного 2008 г., поток машин из-за границы сильно уменьшился, торговля начала переходить в цивилизованное русло, дилерские сети стали запускать фирменные программы продаж автомобилей с пробегом, а рынки преобразовались в крупные торговые комплексы. К 2019-му появилось немало возможностей для проверки истории б/у автомобиля с помощью электронных сервисов.
После кризиса 2008-го продажи новых автомобилей упали почти на 50%, но по итогам года рынок все равно купил почти 1,5 млн машин. Одним из лидеров рынка тогда был концерн General Motors, успех которого обеспечивали марки Chevrolet и Opel. Свои позиции они надежно держали вплоть до следующего кризиса 2014-го, после которого GM вывел марку Opel с рынка и сократил модельный ряд Chevrolet. Сегодня бренд Chevrolet в России существует фактически только на производстве Chevrolet Niva, объемы которого падают год от года, а разговоры о возвращении марки Opel держатся только на слухах.
Десять лет назад президент Дмитрий Медведев использовал автомобили марки Mercedes-Benz. У него был бронированный лимузин в кузове W221, и на таком же впоследствии ездил следующий президент Владимир Путин. Разговоры о необходимости создания российского автомобиля высшего класса велись много лет, но лишь в 2012 г. началась разработка проекта «Кортеж», в рамках которого создавалось целое семейство машин. Летом 2018 г. Путин впервые прокатился на новом лимузине Aurus Senat, в начале 2019 г. аналогичную машину получил премьер Дмитрий Медведев. Кроме лимузина в президентском гараже есть минивэны Aurus Arsenal.
Концепция дублера автодороги М-10 Москва — Санкт-Петербург впервые была предложена еще в начале 1970-х гг., но реальные проекты строительства появились лишь в середине «десятых». В 2009-м подрядчик для строительства трассы М-11 уже определился, но на месте будущей магистрали был знаменитый Химкинский лес, сражения за сохранение которого продолжались почти до конца 2010 года. К началу 2019 г. построено более 400 км новой дороги, большая часть которой является платной. По планам госкомпании «Автодор», до конца 2019 г. трасса М-11 должна быть построена и введена в эксплуатацию полностью.
Ремонт московских улиц, реформа ОСАГО, повышение цен на автомобили, рост рынка, премьеры автосалонов и тест-драйвы — в подборке главных автомобильных событий за десять лет больших перемен не произошло. За это время сайт неоднократно менял внешний вид, но основные принципы оставались прежними: набор самых актуальных новостей, тесты новинок, статьи на важные темы и красивые спецпроекты. Autonews.ru сегодня — это не только сайт, но и канал на YouTube.