Autonews
Все секреты WRC: как разобрать машину за 75 минут
Фото: Skoda, WRC, Global Look Press
Статьи 15 ноября
Дмитрий Александров
Статьи 15 ноября
Дмитрий Александров
Все секреты WRC: как разобрать машину за 75 минут
Что приносят на гонки болельщики, где можно встретить пилотов и при чем здесь резиновые сапоги

Чемпионат мира по ралли (World Rally Championship, WRC) сложно назвать популярным видом спорта в России. В сети можно найти лишь несколько русскоязычных сайтов, посвященных раллийной серии, а спортивные издания чаще всего ограничиваются лишь короткими новостными заметками с результатами заездов. Этапы чемпионата в России не проводят, а наши соотечественники в WRC на данный момент не участвуют. И, похоже, очень зря.

Ралли Испании, которое проводят уже в 56-й раз, традиционно проходит в Каталонии. То, что событие для этого региона ничем не уступает по значимости, например, матчам «Барселоны» в Лиге чемпионов, становится ясно сразу по прилету в аэропорт «Эль-Прат». Уже на выходе в город можно увидеть многочисленные афиши с анонсом гонки, а на улицах встречают билборды аналогичного содержания. На специальных стойках предлагают бесплатный буклеты с описанием заездов, спецучастков и рекомендованных маршрутов.

Местом базирования команд, болельщиков и журналистов выбрали небольшой туристический город на побережье Средиземного моря — Салоу.

О Каталонии

Испанский этап чемпионата имеет несколько важных особенностей — это единственное в сезоне ралли на смешанной поверхностности: гонка проходит как на асфальте, так и на гравии. Это предусматривает большой сервисный перерыв для смены шин, амортизаторов и перенастройки тормозной системы. В общем, не самая простая задача для механиков, учитывая, что на все это отводится только 75 минут в сервис парке.

Для гонщиков, в свою очередь, важно суметь полностью перестроить манеру езды в процессе заезда в зависимости от поверхности трассы и правильно выбрать шины. Суммарный километраж спецучастков в этом году вырос до 331,58 км, а количество зарегистрированных пилотов — до 76.

О болельщиках

WRC привлекает огромное количество совершенно разных людей со всех концов мира. Конечно, не всех из них можно назвать фанатами этого вида спорта. Тем не менее, уже с утра подъехать к любому спецучастку ралли на нашем минивэне было очень непросто. Мешало огромное количество припаркованных автомобилей, а также вереница зрителей. В первую очередь, это жители окрестных деревень и небольших городов. Для них ралли Испания однозначно является одним из главных событий года.

«Ради гонки я пропускаю матч родного «Химнастика», но это того стоит. Я тут уже в пятый раз, и для всей Каталонии это очень важное событие. Смотреть это надо только в живую, так что вам повезло. Впрочем, сейчас вы сами все поймете», — рассказал увлеченный житель Террагоны в старой толстовке WRC.

По теме:

Набор практически каждого болельщика, отправляющегося на гонки, включает складные туристические стулья, зонт от дождя или солнца, флаг с гербом своего города или муниципалитета, балаклаву, спасающую от пыли и песка, а также переносной холодильник с запасом баночного пива. Некоторые даже умудрились прихватить с собой петарды и фальшфейеры.

Внушительными делегациями отметились и выездные болельщики. Самыми многочисленными тут были эстонцы, норвежцы, французы и поляки, устроившие яркий перформанс с кучей флагов и баннеров. Некоторые приезжают на гонки целыми семьями с палатками и домами на колесах. Для них ралли — хороший повод весело провести выходные.

Об организации

Конечно, никаких билетов и специальных секторов для болельщиков на ралли не предусмотрено. Для того, чтобы занять хорошие места, достаточно пройти пару километров пешком и оказаться на спецучастке первым. На самом деле сделать это непросто: многие любители гонок приезжают к трассе уже накануне.

Следить за самим ходом ралли, находясь на спецучастке, проблематично: информационных экранов тут нет, так что о результатах заездов болельщики узнают в сети или слушая прямую трансляцию по специальному радио WRC.

За порядком на СУ следят группы маршалов: их основная задача — отгонять от трассы желающих поближе сфотографировать проезжающие автомобили. Впрочем, делают они это по-испански лениво, изредка прибегая к свисткам.

О спецучастках

Первый спецучасток, который нам удалось посетить, находится недалеко от небольшого городка Гандеса, затерянного среди каталонских гор. Гравий, облака пыли, летящие в толпу мелкие камни и проносящиеся мимо каждые минут десять ралли-кары — примерно так можно описать начало нашего пребывания на каталонском этапе WRC. Помимо самой гонки, зрителям постоянно приходится следить за скатывающимися сверху булыжниками. Настоящим героем дня стал английский фотограф, выбежавший на трассу, чтобы убрать вылетевший валун. Местная торсида оценила мужественный поступок одобрительным ревом.

Если в первый день я пожалел о том, что под рукой не оказалось балаклавы, то во второй расстроился из-за отсутствия резиновых сапог. Пробираться до очередного спецучастка пришлось под проливным дождем через раскисшие виноградники. Кемпинги и многочисленных палатки, через которые шли колонны зрители, медленно погружались в грязь, и атмосфера начинала напоминать фестиваль «Нашествие».

Зрителей это совершенно не смущало: они так же рьяно продолжали поддерживать проезжающих по асфальтированной дороге гонщиков, но уже в дождевиках. Кстати, атмосфера на гонках абсолютно мирная — независимо от пристрастий, практически каждый ралли-кар зрители встречали одобрительным гулом и овациями.

Ралли Испании завершалось непосредственно на улицах Салоу. Заезд проходил вдоль центрального пляжа и собрал рекордное количество зрителей. Награждение победителей проходило тут же, на центральной площади города, где находится и главная достопримечательности Салоу — памятник королю Хайме. Гонка закончилась, команды отправились на вечеринки, а многочисленные пабы и рестораны подсчитывали рекордную выручку, даже несмотря на то, что курортный сезон в этом городе давно закончился.

О сервис-парке

Сервис-парк Ралли Испании находится на территории знаменитого комплекса аттракционов и развлечений Порт Авентура и представляет для болельщиков не меньше интереса, чем сами гонки. В отличие от рядовых зрителей, которые могут наблюдать за работами механиков «с улицы», нам повезло больше: мы же смогли попасть непосредственно в гараж команды Skoda Motorsport.

И да, здесь было на что посмотреть. На подготовку автомобиля к следующему дню соревнований механикам отводят 75 минут. Именно эта цифра горит на гигантском табло, которое хорошего видно со всех точек бокса. Во время гонки работать с автомобилями одновременно могут только 12 механиков. За отведенное время им необходимо провести не только регламентные работы, но и оперативно устранить последствия аварий. В противном случае на команду накладывается штрафное время. За всеми работами с начала отсчета времени следят делегаты от WRC.

Для каждого механика отведена его зона ответственности — одни занимаются кузовом, другие работают с двигателем. Отдельная группа специалистов — ответственные за ходовую часть. Несколько крепких членов команды заняты только транспортировкой тяжелых деталей к автомобилю.

Вечером территория сервис парка превращается в аналог фан-зоны. Для болельщиков до поздней ночи открыты многочисленные закусочные и пивные. В сувенирных лавках можно приобрести одежду с символикой команд и чемпионата, а также многочисленные модельки раллийных автомобилей.

О ралли-карах

Лично для меня на общем фоне выделялись ралли-кары Ford и Skoda. Последние в WRC2 используют Fabia R5 с 1,6-литровым бензиновым мотором. Отдача двигателя была увеличена до 280 л.с. Полноприводная модификация хэтчбека оборудована пятиступенчатой секвентальной коробкой передач и подвеской типа «МакФерсон».

Вес автомобиля составляет не менее 1 230 кг, что обусловлено регламентом. Разработка модели у инженеров заняла около 15 месяцев, и они явно не прошли впустую. Кстати, это еще и самая дорогая модель Skoda: ценник на Fabia R5 составляет около 180 000 долларов.

О пилотах

Гонщики WRC явно не страдают звездной болезнью в отличие от своих коллег, например, в Формуле-1. Пилоты охотно раздают автографы, фотографируются, общаются с прессой и болельщиками. Гонщиков можно встретить на улице Салоу или в фойе не самых дорогих гостиниц. Мне в лобби повезло столкнуться с пилотом Skoda Яном Копецки, который вместе со штурманом Павлом Дреслером досрочно завоевал чемпионский титул в личном зачете WRC2, финишировав вторым в гонке. Первое место в Каталонии, кстати, также завоевал пилот чешской команды — юниор Калле Рованпер, которому недавно исполнилось 18 лет.

Несмотря на то, что Копецки явно куда-то спешил, он нашел пару минут обсудить гонку и очень удивился, что я прибыл из России.

«Это была награда за все годы нашей тяжелой работы. Наверное, можно сказать, что это был самый успешный сезон, который у меня когда-либо был. Все гонки были тяжелые, и эта не стала исключением. Конечно, было бы здорово выиграть и в Испании, но это спорт. Победил мой коллега, что тоже очень здорово», — рассказал чех.

Комментарии