В МВД рассказали о планах по ужесточению наказания за езду без прав
Фото: Anton Belitsky / Russian Look, Mos.ru, Global Look Press
Статьи 20 августа
Алина Распопова
Статьи 20 августа
Алина Распопова
В МВД рассказали о планах по ужесточению наказания за езду без прав
Планы по очередному ужесточению ответственности за нарушения ПДД подтвердили в МВД России. Речь идет о наказании за управление автомобилем водителями, которые никогда не получали прав

В МВД России подтвердили планы об ужесточении наказания за езду без прав. Согласно ответу ведомства на запрос Autonews.ru, в настоящее время рассматриваются предложения об усилении ответственности за нарушения по ст. 12.7 КоАП — Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством.

О том, как именно будут наказывать таких водителей, не уточняется. Однако ранее источники в ведомстве не исключали повышения административного штрафа в два раза. Сейчас, напомним, за управление автомобилем водителем, у которого никогда не было прав, полагается штраф от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. А если водителя лишили права управления ТС, а он повторно сел за руль, то его могут либо оштрафовать на 30 тыс. руб., либо наложить административный арест на срок до 15 суток, либо отправить на обязательные работы на срок от 100 до 200 часов. За передачу управления автомобилем заведомо не имеющему на это права также полагается штраф 30 тыс. рублей.

Не исключено, что усиление такой ответственности привяжут к широко обсуждаемой стратегии по резкому снижению смертности на дорогах. В ней, напомним, уже прописан пункт, согласно которому до конца 2019 г. МВД и Минтранс должны разработать нормативно правовые акты, направленные на усиление ответственности за отдельные, наиболее опасные правонарушения в области безопасности дорожного движения.

Накажут тех, кому дают порулить

Автомобильный эксперт, юрист Катерина Соловьева предполагает, что в МВД прорабатывают вопрос ужесточения именно ч.1. ст. 12.7 КоАП, определяющую ответственность за вождение ТС водителем, который никогда не получал прав. Чаще всего, по ее словам, таких нарушителей можно встретить в деревнях и селах, где молодежь только учится вождению и 16-летним подросткам «дают порулить».

Соловьева также добавила, что обсуждение подобных вопросов в МВД — это стандартный рабочий процесс, и это не означает, что инициативу внедрят уже в ближайшее время, «хотя, все может быть».

«Всплеска случаев такого нарушения, как управление ТС без водительского удостоверения, я не наблюдаю, — рассказала Autonews.ru Соловьева. — Но в глаза действительно бросается слишком большое отличие санкций в рамках одной статьи. Если у тебя были права, тебя лишили, а ты сел за руль, это 30 тыс. руб., а если их никогда не было, то от 5 до 15 тыс. рублей. Здесь нижний порог лучше оставить, он свою функцию выполняет, а верхний порог можно отодвинуть. То есть расширить «вилку» штрафа было бы целесообразно. Что касается людей, скажем так, более высокого статуса, которые садятся за руль, будучи уже лишенными прав, то новые ужесточения в виде штрафов тут вряд ли помогут. Поскольку у таких людей есть деньги, и они готовы платить. И ориентироваться на эту категорию нет смысла, поскольку она составляет меньшинство. В их отношении можно говорить только о расширении возможных санкций».

Удвоения штрафа недостаточно

Президент общества защиты прав граждан «Коллективная защита» Марат Аманлиев, который ранее предлагал конфисковать автомобили за такие нарушения, тоже считает, что в первую очередь усиление санкций коснутся никогда не получавших права.

«В МВД предпочитают действовать очень осторожно, — заявил Аманлиев корреспонденту Autonews.ru. — Поэтому, если сейчас за вождение без прав полагается штраф 5-15 тыс. рублей, то его, скорее всего, повысят до 30 тыс. Не лишним было бы и в этой части статьи КоАП ввести административный арест до 15 суток. То же самое и в случае с лишенцами — я думаю, что штраф поднимут в два раза. Но почему есть разница между двумя этими категориями, мне не понятно. Ведь те, кто никогда не сдавал экзамены, гораздо опаснее. Лишенцы хотя бы имеют какое-то представление о ПДД и управлении автомобилями. Да, возможно, инспекторы ГИБДД поймали их за выезд на встречную полосу через двойную сплошную, либо за пьянство за рулем. Но изначально водители все-таки получали эти права».

По теме:

Тем не менее, эксперт считает, что и новые меры не испугают злостных нарушителей. Например, таких как известная неплательщица штрафов Мара Багдасарян. «Если у людей есть возможность каждый раз платить по 30 тыс. руб. за каждый свой выезд без прав, они будут платить и по 60 тысяч, — говорит Аманлинев. — Поэтому я настаиваю, что в законодательстве должна появиться такая мера ответственности, как конфискация автомобиля. Отбирать и продавать ТС следует, только если человек уже в третий раз пренебрег решением суда и только в судебном порядке. Если гражданин три раза подряд игнорирует наложенные на него санкции, значит, просто не чувствует никакой ответственности. Противники могут назвать эту идею неконституционной. Но давайте вспомним, какую реакцию у общества вызывают смертельные ДТП, которые устраивают пьяные водители, которых уже лишили прав именно за это нарушение».

Неизбежный административный арест отучит нарушать

В свою очередь члена Совета по взаимодействию с институтами гражданского общества при Совете Федерации Евгений Корчаго считает, что для любителей кататься без прав следует установить минимальный порог административного ареста — не менее 10 суток, а также ввести кратность штрафов.

«Попался первый раз — плати 30 тыс. руб., второй — 300 тыс., третий — 3 млн, — предложил эксперт. — И вот когда речь будет идти о существенной сумме штрафа, можно вспомнить и об имуществе нарушителя. Если штраф не оплачен, пусть приставы тогда и арестовывают его автомобиль и другую собственность. Еще один хороший вариант наказания — как и в случае с пьяным вождением, вводить уголовную ответственность за повторное нарушение. Жестко, но действенно».

По мнению Евгения Корчаго, если человек случайно оказался в такой ситуации, второй раз в нее уже просто не попадет. А если же ситуация критическая, например, нужно сесть за руль и доставить умирающего в больницу, то у нас существует институт освобождения от уголовной ответственности в связи с крайней необходимостью.

«То есть чувствуется разница с ситуацией, когда лишенная права управления автомобилем по медицинским показаниям Багдасарян в пятый-десятый раз садится за руль. И речь не идет о годах лишения свободы. Пара лет обязательных или исправительных работ весьма бы охладила пыл таких автомобилистов», — уточнил Корчаго.

Комментарии