Турция — это не только курорты All inclusive на берегу Средиземного моря. В стране с богатейшей историей есть места удивительной красоты и неописуемого колорита, до которых среднестатистический турист из России добирается очень редко. Например, основанный в I веке н.э. город Сивас, десятки раз менявший владельцев и состоящий из сотен культурных слоев. Или космические ландшафты Каппадокии с древними пещерными поселениями и самой знаменитой в мире площадкой для запуска воздушных шаров.
Для того, чтобы выйти за рамки привычных автобусных экскурсий, понадобится автомобиль, и многие россияне действительно решаются приехать в Турцию на своих. На магистралях время от времени попадаются машины с российскими номерами разных регионов, причем некоторые автомобилисты даже едут через Турцию транзитом в соседнюю Болгарию. Один из маршрутов мы опробовали в рамках проекта Duster Dakar Challenge.
Если не рассматривать экзотический и дорогой путь на пароме через Черное море, то попасть из России в Турцию на автомобиле можно только через Грузию. Россиянам в этих странах не требуются визы, и пересечение границ сложностей не вызывает. Если в Грузию можно въехать единственным путем со стороны Владикавказа через перевал Верхний Ларс, то в Турцию из Грузии можно попасть двумя.
Погранпереход Вале недалеко от грузинского города Ахалцихе находится в горной местности с узкими извилистыми дорогами. Более удобным является комфортный и живописный путь вдоль моря через Батуми и погранпереход Сапри, от которого по территории Турции ведет качественное четырехполосное шоссе.
Пересечение границы Грузии и Турции пешеходом занимает не более получаса, но оформление автомобиля может затянуться. Оптимальным является вариант, при котором пассажиры оформляются отдельно и пересекают границу пешком, а в машине остается только водитель. Нюанс в том, что обратную процедуру нужно будет провести так же, причем вывозить автомобиль из страны должен будет тот же самый человек.
Крупнейшим населенным пунктом вблизи грузинской границы является полумиллионный Трабзон — развитый город с имеющейся пляжной инфраструктурой на черноморском побережье, торговыми площадками и хорошими гостиницами. Отсюда уже можно стартовать вглубь страны. На выбор — широкие скоростные магистрали или извилистые серпантины Понтийских гор, где дороги вьются вдоль живописных горных рек, поселения возникают из ничего посреди горных скал, а на возвышениях частенько встречаются развалины древних строений или заброшенных христианских монастырей чуть ли не византийских времен.
Через горы можно попасть в центральную часть Турции в город Сивас — одно из старейших поселений страны, в котором за время его существования побывали армяне, персы, арабы и даже воины Тамерлана. Город с историческим центром, живописными улочками вокруг и более современными жилыми кварталами в стиле городов южной Европы представляет собой нагромождение культурных слоев, но мало известен туристам.
В трехстах километрах западнее расположен Национальный парк Гереме с известным на весь мир комплексом скальных образований вулканической породы с пещерными жилищами и монастырями, где до сих пор стараются хранить традиционный уклад жизни. Здесь уже много туристов, которые приезжают не только посмотреть на ущелья, но и полетать на воздушном шаре, с которого открываются потрясающей красоты виды на окружающие пейзажи.
Крупные магистрали в Турции имеют идеальное покрытие, хорошую разметку и минимальный трафик. Повороты и развороты на трассах организованы, как правило, через большие круговые или овальные развязки, которые можно проезжать по основному ходу, не сбрасывая скорости.
В стороне от основных дорог ситуация похуже, а по качеству асфальта дороги уже напоминают российские. Наконец, пути к горным селениям — каменистые грунтовки, на которых легко можно пробить колесо или вообще оставить в глубокой промоине всю подвеску. Полный привод и хороший клиренс в таких условиях кажется обязательным, но местные умудряются ездить здесь на древних грузовиках и старых легковушках.
Стандартные ограничения скорости — 50 км/ч в населенных пунктах, 90 км/ч — на трассах и 120 км/ч — на автомагистралях. Часто на дорогах встречаются неадекватно низкие лимиты в 30 и 40 км/ч, особенно перед камерами контроля скорости и круговыми развязками. Иногда на дорогах попадаются весьма странные ограничения в 82 км/ч для легковых автомобилей, при этом для грузовиков в этом же месте может действовать круглый лимит в 50 км/ч.
Для передвижения по магистралям и городам достаточно обычной легковушки, но при желании забраться в горы подальше от твердых дорог желательно иметь полный привод и хороший дорожный просвет. А еще — полноценную «запаску», поскольку риск повреждения колеса на грунтовках, изобилующих крупными острыми камнями, довольно велик.