Autonews
«Аукцион не решит проблем со скрученным пробегом»
Фото: Depositphotos/PhotoXPress.ru
Статьи 30 мая
Евгений Багдасаров
Статьи 30 мая
Евгений Багдасаров
«Аукцион не решит проблем со скрученным пробегом»
Как и зачем государство планирует регулировать рынок машин с пробегом и кто предлагает запретить свободную продажу подержанных автомобилей

В Минпромторге задумались над проектом аукциона подержанных автомобилей. По неофициальной информации, торги будут происходить через одну или несколько электронных платформ. Продажей и покупкой машин с пробегом займутся дилеры, имеющие государственный сертификат, сообщают «Известия».

Это даст государству дополнительные налоговые поступления, покупателям — прозрачность и безопасность сделок. Некоторые игроки рынка поспешили заявить, что новая схема сведет на нет бизнес перекупщиков и продажи «из рук в руки». Autonews.ru разбирался, как это будет на самом деле.

Рынок в тени

Интерес Минпромторга объясним: оборот рынка подержанных машин оценивают в 3 трлн рублей. В прошлом году, по данным «Автостата», было продано 5,3 млн автомобилей с пробегом и только 1,6 млн новых. Прогноз ассоциации Российские автодилеры» (РОАД) на этот год — 5,4 млн штук. Большая часть рынка находится в тени: 80% сделок совершается физическими лицами из рук в руки, и налоги платят далеко не все.

«Люди просто указывают в договоре купли-продажи заведомо меньшую сумму, по которой налог не предусмотрен», — рассказал генеральный директор сервиса для проверки истории подержанных автомобилей Adaperio Алексей Данилов.

Ранее соруководитель рабочей группы Национальной технологической инициативы «Автонет» Александр Гурко в интервью «Известиям» подсчитал, что проект аукционной торговли способен принести в бюджет около 10 млрд рублей. Теперь речь идет о вдвое большей сумме. Именно НТИ «Автонет» пресса называет ответственным за реализацию проекта. В списке участников этой правительственной рабочей группы указаны «Яндекс», «АвтоВАЗ», «Соллерс», «Внешэкономбанк», «Мегафон» и другие. Руководитель Avito Авто Сергей Литвиненко назвал подобный способ пополнения бюджета сомнительным.

«Взимать налог с продажи возможно только в случае, если товар реализуется по цене, превышающей стоимость его покупки ранее. На вторичном рынке автомобилей ситуация иная: автолюбители продают машины дешевле, чем они были куплены. Остается открытым вопрос, каким образом Минпромторг планирует заработать анонсированные 20 млрд рублей. Очевидно, что тем или иным образом эти средства будут взиматься с россиян, имеющих возможность на данный момент покупать и продавать автомобили совершенно бесплатно», — уточнил Литвиненко.

Равнение на Японию

Опрошенные Autonews.ru игроки рынка в целом положительно оценивают стремление государства сделать рынок подержанных автомобилей прозрачным. В то же время многие отмечают, что пока непонятно, каким образом будет реализован этот проект. Кроме того, они категорически выступают против принудительных и ограничительных мер со стороны государства.

«В Японии владельцы автомобилей реализуют их через аукционы не потому, что иное запрещено, а потому, что аукционная схема удобна и выгодна и для продавца, и для покупателя, а аукционы конкурируют между собой и дорожат своей репутацией», — объяснил директор подразделения по продаже автомобилей с пробегом Blue Fish компании РОЛЬФ Алексей Баринов. Кстати, идею аукционов российские чиновники подсмотрели как раз в Японии.

По теме:

«Внедрение государственного аукциона не решает таких проблем, как ответственность за скручивание пробега, наличие двойного налогообложения и серая история автомобиля, » — отметил директор направления по продаже автомобилей с пробегом «АВИЛОН-Трейд» Юрий Елистратов.

Что будет со свободной продажей

В НТИ «Автонет» официально опровергли планы по обязательству автовладельцев продавать свои машины через единую систему. Не предполагается и создание единой государственной аукционной платформы. Так зачем понадобилась разработка аукционной индустрии? Для снятия административных барьеров и создания дополнительных возможностей для автомобильных дилеров, которые позволят им уйти от «серых» сделок, пояснили в пресс-службе «Автонета».

«Автолюбители получат гарантию справедливой оценки своего автомобиля, удобную и безопасную сделку. Инициатива обеспечит прозрачность цены на автомобиль. При этом введения запрета на продажу автомобилей «из рук в руки» не планируется», — рассказал представитель НТИ «Автонет» Ярослав Федосеев. Каким образом будет обеспечена прозрачность цены, он не уточнил.

В Минпромторге также опровергли информацию о разработке автоаукционной платформы. В ведомстве отметили, что речь идет, прежде всего, о создании нормативной правовой базы. Цель — снятие административных барьеров, мешающих юрлицам легально участвовать в сделках по купле-продаже автомобилей.

Сейчас такие сделки экономически нецелесообразны для автодилеров, так как при продаже машины по цепочке юридических лиц возникает двойное налогообложение. Цена автомобиля для конечного потребителя становится неконкурентоспособной. Поэтому утвержденная правительством дорожная карта предусматривает в том числе изменения в налоговый кодекс. Планируется, что НДС будут рассчитывать, как разницу между ценой покупки и продажи.

Аукционы и официалы

В то же время продажи подержанных автомобилей через аукционы и официальных дилеров растут и без господдержки. В прошлом году Carprice продал более 32 тыс. автомобилей с пробегом, уступив только «Рольфу». Генеральный директор CarPrice Денис Долматов особо отмечает, что платформа онлайн-аукциона разработана в России. Используют аукционы и крупные дилерские компании. Например, в подразделении «Авилон-Трейд» каждая четвертая продажа авто с пробегом осуществляется с помощью этого механизма.

«Преимуществом аукционных платформ является то, что можно привлечь большее количество участников и потенциально получить максимально выгодное предложение. Но нужно учитывать организацию подобных аукционов — проводится ли тщательный осмотра автомобиля, комплексная диагностика для определения состояния авто и ряд других вопросов, ведь для этого нужна соответствующая инфраструктура. В противном случае участники аукциона будут закладывать в цену авто все возможные риски. В итоге предложение может быть значительно хуже, чем если бы клиент обратился напрямую к дилеру», — рассказал заместитель директора департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Сергей Полянских.

Сейчас в общем объеме вторичного рынка официальные дилеры занимают долю в 13%, при этом планируя увеличение до 30% в течение 5 лет.

Комментарии