branding imagebranding image
Autonews
Статьи Евгений Багдасаров
Подписаться на Telegram-канал

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Москва пережила метель с ледяным дождем — МЧС даже объявляло «желтый» уровень опасности. В течение ближайших дней снегопады продолжатся, и это повод освежить теорию безопасной езды в непогоду
Фото: Mos.ru, Global Look Press
Фото: Mos.ru, Global Look Press

Снегопады, порывистый ветер, ледяной дождь, туман — столичные автомобилисты пережили очередной непростой день. Всплеска аварийности, тем не менее, зафиксировано не было: Госавтоинспекция вовремя предупредила о сложных дорожных условиях и посоветовала водителям быть предельно внимательными, следить за дистанцией, скоростью, избегать беспорядочного маневрирования и резких торможений.

После аномально теплой для декабря погоды наступает настоящая зима, поэтому автомобилистам придется вспоминать, как ездить по снегу и льду. И лучше освежить теорию заранее.

Чистите тщательнее

Перед тем, как отправиться в поездку, следует максимально очистить автомобиль от снега — зачастую водители ограничиваются стеклами и фарами. Сугроб на крыше, образовавшийся после обильного снегопада, может съехать на лобовое стекло при торможении и привести к аварии. За рулем стоит снять верхнюю одежду и не выкручивать печку на полную — духота приводит к быстрому утомлению и снижает реакции.

Важно, чтобы лобовое стекло оставалось чистым. Поэтому при перед наступлением холодов лучше поменять щетки, а также серьезно подойти к выбору незамерзайки. Недобросовестные производители зачастую добавляют в жидкость запрещенный в России метанол, поэтому температура ее кристаллизации оказывается выше заявленной.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Знайте, где может быть скользко

«Каждый год повторяется одна и та же картина: утром во всех сводках объявляют, что на дорогах гололедица. Водитель должен понимать, что абсолютно на всех дорогах ее быть не может. Тем более, что в Москве сейчас чистят хорошо и вовремя посыпают дорожное полотно реагентами», — рассказал корреспонденту Autonews.ru гонщик, инструктор и автор пособий по вождению автомобиля Михаил Горбачев.

По его словам, зимняя езда как раз и заключается в охоте за очень скользкими местами. Лед появляется в определенных местах и при определенном стечении обстоятельств. Например, на эстакадах, мостах и путепроводах. На эти скользкие места год за годом обращает внимание Госавтоинспекция. В любом случае голый лед можно определить по характерному блеску.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Следите за сцеплением с дорогой

На скользкие участки дороги укажет и поведение автомобиля. Например, моргание желтой лампочки системы стабилизации, специфические звуки, ухудшение динамики разгона даже на полноприводном автомобиле.

День жестянщика: чего нельзя делать водителям в гололед Статьи 25 ноября 2014 День жестянщика: чего нельзя делать водителям в гололед
Зимняя езда: лед не любит резких движений Статьи 30 ноября 2010 Секреты зимнего вождения – советы профессионалов

«При торможении та же история. Если при нажатии на педаль чувствуем пульсацию ABS, значит мы находимся на пределе сцепления иавтомобиль лучше замедляться не будет. Это дополнительный звоночек», — предупредил шеф-инструктор и руководитель Академии водительского мастерства Stability Control Виталий Кабышев.

В свою очередь Михаил Горбачев отметил, что помимо торможения, можно проверить сцепление с дорогой, покачивая руль. В то же время инструктор отметил, что это лучше делать тем, кто прошел специальные курсы контраварийной подготовки.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Делайте все плавно

«Все перестроения, повороты руля зимой должны быть более плавными, чем летом», — отметил Михаил Горбачев. Аккуратнее следует обращаться с газом — автомобили с передним и задним приводом чувствительны к его сбросу на скользкой дороге.

«В тот момент, когда вы собираетесь ехать и планируете поездку, нужно взглянуть на термометр. Даже если у вас в одной руке чашка кофе, а в другой смартфон, нужно уже настраивать свои мозги на зимний стиль вождения», — посоветовал шеф-инструктор и руководитель академии водительского мастерства Stability Control Виталий Кабышев.

Помимо плавности, водитель должен управлять автомобилем расчетливо, смотреть как можно дальше. И ждать неожиданностей от других участников движения, так как они еще могли не адаптироваться к внезапно выпавшему снегу. Оба эксперта также порекомендовали чаще проходить курсы водительского мастерства. Это позволит почувствовать, как ведет себя автомобиль и быть готовым к неожиданностям.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Считайте секунды

На льду длина тормозного пути автомобиля, обутого в зимнюю шипованную резину, вырастает в 10 раз в сравнении с идеальной ситуацией, когда машина едет летом по хорошему асфальту. Так же увеличивается и путь объезда. Такие цифры приводит Виталий Кабышев и советует зимой держать большую дистанцию до едущего впереди автомобиля, предлагая измерять ее в секундах.

«Если мы выдерживаем дистанцию во времени, она регулируется в зависимости от скорости автоматически. На сухом покрытии она должна быть две секунды, на скользком — не менее четырех секунд. Если впереди идущий автомобиль начнет экстренно замедляться, у вас на то, чтобы отреагировать, уйдет одна секунда. Остается трехсекундный запас, который скомпенсирует возможную разницу во сцепных свойствах шин вашего автомобиля и едущего впереди. Многим может показаться, что трех секунд много. Но если впереди идущий автомобиль останавливается о препятствие. Не факт, что вам хватит этого времени, чтобы затормозить. Остается вариант с объездом», — объяснил он.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Присмотритесь к шипам

Зимой эксперты рекомендуют остановить выбор на шипованной резине. Они считают, что современные шины с шипами и без на сухом и мокром асфальте ведут себя практически одинаково. Естественно речь идет о моделях известных производителей, занимающих в сравнительных рейтингах первые места.

«Это миф, что на шипованных шинах вы будете хуже тормозить. Фрикционные шины меньше шумят, их можно позже снимать и раньше ставить. Но для машин с «автоматом» и для начинающих водителей рекомендованы именно шипы», — отметил Горбачев.

По словам Виталия Кабышева, на льду или спрессованном снеге водитель с шипованной резиной будет чувствовать себя увереннее. «Пару раз за сезон у нас возникает ситуация всеобщей неготовности, когда идет снегопад или ледяной дождь и не успевают все убрать. Я предпочитаю оказаться в это время на шипах», — рассказал он.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Не злоупотребляйте обгонами

На загородной трассе водителей ждут другие трудности. По всей ширине полосы сцепление будет разным: где-то образуются пропиленные до асфальта колеи, где-то снежная каша, где-то переметы.

«При перестроении на автомобиль действуют знакопеременные нагрузки, грубо говоря, его начинает швырять из стороны в сторону. К этой ситуации водители не готовы. Перестроение в левый ряд им удается, но дальнейший разгон и перестроение в свой ряд во многих случаях заканчивается заносом. Водитель отпускает газ и пытается вернуться в ранее занимаемый ряд. И сталкивается с тем, что передние колеса догружаются, а задние разгружаются», — смоделировал ситуацию Кабышев.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Полагайтесь больше на себя

Хорошим подспорьем являются различные электронные помощники, которые борются со скольжениями и благодаря специальным алгоритмам возвращают автомобиль на заданную траекторию. Есть плюсы и у полного привода. По словам Виталия Кабышева, он предпочтительнее с точки зрения курсовой устойчивости. Кроме того, полноприводному автомобилю проще преодолевать снежный перемет при перестроении. В то же время, критическая скорость прохождения поворота у автомобилей одинакова с любым типом привода. Четыре ведущих колеса, равно как и электронные помощники, вселяют в водителя излишнюю уверенность, считают эксперты.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию

Может, на метро?

Центр организации дорожного движения попросил столичных водителей в часы пик не пользоваться личными автомобилями и подчеркнул, что общественный транспорт готов к увеличению нагрузки. Последние две недели декабря Москва встает в пробках — из-за предновогодних хлопот по дорогам ездит больше машин, чем обычно. Кроме того, ситуацию еще больше осложняют снегопады. По прогнозам «Центра организации дорожного движения», основной пик придется на 25-28 декабря, а уже 29 декабря загруженность дорог уменьшится. В последнем месяцев традиционно растет и количество ДТП. Аналитики «Яндекса» отмечают, что больше всего отметок о ДТП пользователи «Карт» и «Навигатора» оставляют именно в декабре.

«Желтый» уровень опасности: как ездить, чтобы не попасть в аварию