Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»
Фото: НП «КАМАЗ-Автоспорт», silkwayrally.com, press.x-raid.de, peugeot-sport.com
Статьи 7 июля 2017
Антон Погорельский
Статьи 7 июля 2017
Антон Погорельский
Гонка без дорог: зачем смотреть «Шелковый путь»
Летом в России пройдет важная международная гонка, по масштабу сопоставимая с «Дакаром». Что в ней интересного и почему трансляции марафона нельзя пропустить – в анонсе на Autonews.ru

«Шелковый путь» – гонка номер три в международном рейтинге самых важных ралли-рейдов на планете. Номер один – это, конечно, «Дакар». Номер два – «Африка», проходящая по маршруту исторического «Париж-Дакара» в западной Сахаре. Все три марафона – предельно жесткие испытания для гонщиков и машин, которым приходится две недели подряд ехать по пустыням, горам, степям и другим природным ландшафтам, не приспособленным для автомобильного движения.

Нюанс в том, что совместить выступления в «Дакаре» и «Африке» не получится при всем желании: оба марафона проводятся в одни и те же даты в начале января. «Шелковый путь» стартует и финиширует в середине июля. Благодаря такому графику летний ралли-рейд оказывается редкой возможностью увидеть в одной гонке сильнейших участников соревнований по бездорожью. В январе эти команды и пилоты разъезжаются по разным континентам, так как кто-то выбирает «Дакар», а кто-то едет в «Африку».

В этом году «Шелковый путь» начнется 7 июля на Красной площади, а завершится 22 июля в китайском мегаполисе Сиань. Autonews.ru собрал главное о том, что нужно знать о предстоящем соревновании.

Здесь покажут российские «дороги»

Общая протяженность «Шелкового пути» – почти 10 тыс. километров. Половину этой дистанции гонщики проведут в России и Казахстане. Первый спецучасток свяжет Москву и Чебоксары, после чего маршрут устремится за Урал. Вся первая часть гонки пройдет по регионам с фирменным российским бездорожьем: наконец, зрители, смотревшие «Дакар» и говорившие «вот поехали бы они в Россию», смогут увидеть, что же получилось из этого странного сочетания.

Гоночная дистанция российской части «Шелкового пути» проложена по лесам, полям и просекам, которые только в России могут называть «дорогами». Участникам со всего мира, среди которых команды Peugeot и MINI, придется преодолевать кочки, ухабы, трамплины и даже броды.

После уральских спецучастков караван ралли-рейда въедет в Казахстан, где условия сменятся на ровную степь с неожиданными ямами и «подбросами» в самых скоростных местах. Выдержать такое смогут только лучшие: уже сейчас понятно, что многие экипажи не доедут до финиша из-за сложного характера гонки.

Это шанс увидеть неизвестный Китай

Вся вторая половина «Шелкового пути» пройдет в Китае – и это лучшее, что могло случиться с ралли-рейдами. Дело в том, что на территории Китая находятся знаменитые пустыни Гоби и Такла-Макан. Каждый поклонник марафонских гонок знает: ралли-рейд – это, в первую очередь, бескрайние пески. В китайской части «Шелкового пути» пилотам предстоит покорить ультрасложные и при этом живописные барханы Такла-Макана. Именно такого испытания заслуживают ралли-рейдовые Peugeot 3008, MINI Countryman и Toyota Hilux, созданные специально для гонок по пустыне.

Едва ли не более зрелищными станут соревнования грузовиков. КамАЗ, летящий над дюной в прыжке на скорости 120 км/ч – канонический символ ралли-рейдов, благодаря которому за гонкой начинают следить даже далекие от автоспорта люди.

Для самих участников марафона китайские спецучастки станут уникальной возможностью увидеть самые закрытые регионы материкового Китая. Сюда не возят туристов, эти места не показывают по телевизору, а местные жители подчас не говорят даже на китайском, не говоря уже об английском – сотни местных языков и культур смешались здесь в непознаваемое сочетание буддийской, персидской и среднеазиатской цивилизации. Салары, уйгуры, дунгане, чахары, хуэйцзу и многие другие народы компактно проживают в небольших провинциях западного Китая и не стремятся показать себя миру, предпочитая сохранять традиционный уклад и культурную независимость.

По теме:

Попасть сюда из развитых восточных регионов КНР будет дорого и непросто. Благодаря «Шелковому пути» западный человек сможет ненадолго увидеть, как живут малые народы Китая и чем интересна древняя столица страны Сиань – единственный город в мире, где еще в 750 году нашей эры проживал миллион человек.

В гонке будут участвовать новые гоночные КамАЗы

Значительная часть российских зрителей будет смотреть «Шелковый путь» только из-за КамАЗов – непобедимой «Синей армады», которая вот уже 20 лет доминирует в международных ралли-рейдах. На предстоящую гонку самая богатая и успешная команда в российском автоспорте выставит четыре грузовика, каждый из которых способен на победу.

Интерес в том, что в этот раз КамАЗы максимально отличаются между собой. Специально к «Шелковому пути» челнинский коллектив подготовил четыре разных модификации, каждая из которых несет в себе собственное техническое нововведение. К примеру, грузовик Айрата Мардеева оснащен автоматической коробкой передач. Сложно представить, но до сих пор КамАЗы ездили исключительно на «механике»: более продвинутая технология дошла до команды только в 2017 году.

Двукратный победитель «Дакара» Эдуард Николаев поведет в бой единственный в России КамАЗ с капотом. Такая компоновка позволяет снизить нагрузку на экипаж и улучшить маневренность грузовика. Минус – отсутствие опыта в конструировании подобных тягачей. Если все пойдет как надо, КамАЗ Николаева должен далеко уехать от конкурентов. Впрочем, с той же вероятностью новый капотник может сломаться. На этот случай у Николаева есть три партнера по команде, каждый из который способен довести «Шелковый путь» до победы.

Гонка запомнится голливудским сюжетом

Главным и, по сути, единственным конкурентом КамАЗов на предстоящем ралли-рейде станет двукратный триумфатор «Дакара» Жерар де Рой. Последние десять лет голландец выставляет в соревнованиях собственную команду и раз за разом пытается найти брешь в обороне могучей «Синей армады». Гоночные версии итальянских грузовиков Iveco подопечные де Роя строят на базе команды в Нидерландах.

«КАМАЗ-мастер» любит обращать внимание на то, что под флагом гоночного коллектива Team De Rooy выставлены сразу три грузовика. На этом основании челнинцы записывают себе в соперники всех троих – включая напарников Жерара Тона ван Генутгена и Артура Ардавичуса. Не дайте себя обмануть: на деле за победу будет бороться только де Рой.

Глава казахстанского проекта Astana Motorsports Артур Ардавичус – клиент голландской команды, который ездит в ралли-рейдах в свое удовольствие. Когда-то Артур арендовал грузовик у «КАМАЗ-мастера», но закрытость команды в сочетании с вовлечением Ардавичуса в политические игры с организаторами «Дакара» привели к тому, что пилот больше не ездит на КамАЗе. Вместо этого руководитель Astana Motorsports арендует Iveco и платит деньги де Рою – за те же самые услуги, что некогда получал в России.

Ван Генутген и вовсе работает у де Роя «на подхвате». На «Шелковом пути» спортсмен будет выполнять обязанности помощника для владельца команды – подвезти запчасти, помочь с ремонтом, вывести на верный маршрут. Ни о какой борьбе за победу не может быть и речи. Для зрителей это означает только одно: противостояние де Роя и четырех КамАЗов развернется по классической голливудской схеме «один против всех».

Де Рой, в обычной жизни возглавляющий транспортную фирму, бросит вызов профессиональному коллективу «КАМАЗ-мастер», многочисленные сотрудники которого работают над гоночными грузовиками 365 дней в году и располагают многомиллионным бюджетом. Да, победа КамАЗа будет предсказуемой. Но за то и любят гонки, что в мире автоспорта возможно всякое – и если у де Роя появится хотя бы призрачный шанс выиграть, Жерар его обязательно использует.

Российские гонщики поедут на иномарках

Борьба в автомобильном зачете обещает быть такой же увлекательной, как и в грузовом. В категории внедорожников на победу претендуют как минимум пять разных экипажей из трех разных команд – и исход этого сражения не возьмется предсказать никто.

В наиболее выигрышной ситуации, вроде бы, находится Peugeot. Заводская команда французского производителя выставит на старт три внедорожника, за рулем которых поедут проверенные бойцы – 13-кратный победитель «Дакара» Стефан Петрансель, девятикратный чемпион мира по классическому ралли Себастьен Леб и действующий триумфатор «Шелкового пути» Сирил Депре. На стороне Peugeot – огромный бюджет и колоссальный опыт каждого спортсмена. Разумеется, все эти доводы легко перекроет коварная ловушка где-нибудь в казахской степи – подчас первое место зависит от того, расслышал ли гонщик своего штурмана и вовремя ли повернул руль.

Принципиальный соперник Peugeot – команда X-Raid, выставляющая прототипы под маркой MINI. Ударную силу этого коллектива зовут Язид Аль-Раджи. Это спортсмен из Саудовской Аравии, известный своим отчаянным пилотажем. Феноменально быстрый пилот часто завершает борьбу в аварии где-нибудь в пустыне – но до этого успевает потрепать нервы лидерам и выиграть несколько спецучастков. Если Аль-Раджи сможет взять себя в руки, то он станет самым грозным претендентом на победу в абсолютном зачете «Шелкового пути».

Наконец, пятый претендент – это Владимир Васильев, один из самых опытных российских гонщиков в этой дисциплине. На счету петербуржца пятое место в «Дакаре» и победа в кубке мира по ралли-рейдам 2014 года. Пожалуй, главный козырь Васильева – это его штурман Константин Жильцов, ездивший в одном экипаже с легендой ралли-рейдов Жаном-Луи Шлессером. Там, где другие экипажи могут заблудиться, Жильцов обязательно найдет верный маршрут и позволит своему пилоту отыграть важные минуты в схватке. Россияне поедут на MINI Countryman, заявленном под брендом G-Energy.

Прямо сейчас дуэт россиян выглядит, скорее, теневым претендентом на победу, однако непредсказуемый характер китайских пустынь и казахских степей легко может дать Васильеву с Жильцовым шанс блеснуть. Как и всем остальным, им придется преодолеть тысячи километров бездорожья под безжалостным солнцем центральной Азии.

Комментарии