Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Гонка из будущего: почему Формула E – это весело
Гонка из будущего: почему Формула E – это весело
Статьи 15 июня
Борис Ульзибат
Статьи 15 июня
Борис Ульзибат
Гонка из будущего: почему Формула E – это весело
Корреспондент Autonews.ru съездил в Берлин на очередной этап гонок электромобилей и выяснил, когда Формула E станет самой популярной серией в мировом автоспорте

Гоночная серия Формула E была задумана пять лет назад, и тогда в нее верили немногие. Спустя всего два года первые болиды с необычным дизайном непривычно тихо промчались по улицам Пекина. В то время все машины были одинаковыми, за исключением ливреи, а то, что на пит-стопе пилот пересаживался в новый автомобиль с полными батарейками, казалось как минимум странным. Однако с тех пор многое изменилось. И не только в гонках.

В июне крупнейшая нефтегазовая компания Дании продала все свои активы, касающиеся невозобновляемых источников энергии. И это при том, что на принадлежащих ей месторождениях добывается по 100 000 баррелей в нефтяном эквиваленте в день. Примерно одновременно с этим правительство Германии отрапортовало о рекорде: с 30 апреля по 1 мая 85% всей энергии, выработанной в стране, поступило из возобновляемых источников. В свете таких событий полностью электрические гонки уже не выглядят опередившими время.

Здесь новички никого не боятся

Один из новичков в Формуле E – британская команда Panasonic Jaguar Racing. Однако огромный опыт в автоспорте не мог просто исчезнуть. Несмотря на фору в два сезона, которая была у других команд, «электроконюшня» Panasonic Jaguar уже зарабатывает первые очки, причем в четвертой гонке года от подиума англичан отделяло менее 2,5 секунды.

Команда вступила в борьбу в очень интересное время. Дело в том, что регламент Формулы E расписан на много лет вперед, он постепенно «размораживается», открывая возможности для собственных разработок. Именно с того этапа, когда стало возможным использовать свои силовые агрегаты, англичане пришли в электрические гонки.

Конечно, отставание в два года в мире автоспорта – это пропасть, но у Panasonic Jaguar в есть козырь. Его имя – Хо-Пин Тун. Да, в команде он находится в статусе резервного гонщика, но он – единственный тест-пилот, участвовавший в разработке самого первого болида Формула E, поэтому знает предмет досконально. И его вклад в разработку Jaguar I-Type – именно так называется английский электроформульный болид – переоценить сложно.

Можно смотреть гонку и читать книгу

Сейчас у команды Panasonic Jaguar Racing собственный электромотор, инвертор и секвентальная коробка передач. Управляет всем этим электроника, позаимствованная у Jaguar C-X75. До «сотни» Jaguar I-Type разгоняется за 2,9 с, а максимальная скорость составляет 225 км в час. Двигатель раскручивается до 20 000 об/мин, благодаря чему болид звучит скорее как самолет на взлете, чем как автомобиль. Только самолет этот взлетает довольно далеко: уровень шума в Формуле E достигает всего 60 дБ – примерно как домашний пылесос.

С одной стороны, для многих звук – краеугольный камень гонок, позволяющий почувствовать себя в гуще событий, с другой, у Формула E именно благодаря низкому уровню шума совершенно особая атмосфера.

Во-первых, этапы «электроформулы» совершенно легально проходят в центральных частях городов, ведь они ни людям не мешают, ни экологии не вредят.

По теме:

Во-вторых, здесь царит атмосфера безмятежного праздника – вокруг трибун постоянно играет музыка, людям не приходится повышать голос, а кто-то даже успевает почитать книжку или подремать в тени.

Здесь нет скучных тренировок и квалификаций

Кроме того, формат гоночного уикенда тут совершенно непривычный: вместо четкого разделения на тренировочные, квалификационные и гоночные дни здесь все происходит в течение суток – и тренировки, и квалификация, и гонка с награждением. При этом в Берлине, к примеру, проводится сразу две гонки – в субботу и в воскресенье – в таких случаях победные очки за каждый день начисляются отдельно.

Мощность автомобилей в этом сезоне - 200 кВт, однако полностью она доступна лишь на тренировках и в квалификации. В гонке же, дабы растянуть удовольствие, отдача двигателей ограничена на уровне 170 кВт. Но раньше это ограничение было жестким, а сейчас, когда машины стали эффективнее, появилась возможность задействовать моторы и в условиях гонки.

Но доступно это не всем пилотам. Кто получит прибавку – решают болельщики. Для этого надо голосовать в соцсетях за любимого гонщика, а трое лидеров в итоге получат возможность использовать дополнительные 100 кДж энергии на круг в режиме полной мощности (примерно 3,3 с ускорения).

Называется это FanBoost, и чтобы понять, насколько это важно, достаточно сказать, что из троих победителей голосования перед Гран-при Берлина двое приехали на подиум. Само голосование начинается за две недели до гонки и продолжается первые шесть минут заезда.

На пит-стопе меняют болид, а не резину

В Формуле E есть один обязательный пит-стоп, в котором меняется не резина, а автомобиль целиком. Так происходит, потому что полной батареи сейчас хватает на 30 минут гонки, а зарядка длится 45 минут (для этого используются генераторы, которые работают на глицерине, полученном при синтезе биодизеля).

Тем, кто привык к двухсекундным пит-стопам Формулы-1, пауза покажется невероятно долгой – она длится почти минуту, но таковы правила FIA, продиктованные безопасностью. Это ограничение создает дополнительную проблему для инженеров – они должны сделать два автомобиля с практически идентичными настройками, чтобы пилоту не нужно было адаптироваться. Смена шин при этом допускается лишь в случае их повреждения.

На трассу выезжают беспилотники

Разумеется, здесь есть и гонки поддержки. В перерывах между заездами Формулы E по трассе гоняют автомобили серии Roborace, и это не фигура речи – ездят они сами без пилотов внутри. Зрелище завораживающее: каждый раз, когда мимо меня проносился черный прототип, похожий на шлем Дарта Вейдера, я силился разглядеть за прозрачным стеклом кокпита кого-нибудь. Безуспешно.

Основным пилотам команды Panasonic Jaguar Адаму Кэролу и Митчу Эвансу удача в Берлине не улыбнулась. В первый день Эванс столкнулся с техническими проблемами и не смог принять полноценного участия в гонке, выехав на трассу спустя несколько кругов после старта и вскоре вернувшись в боксы. Обидно – в квалификации он показал лучшее время круга, за что, кстати, по правилам Формулы E дают дополнительное очко. Кэрол же занял в итоговом протоколе 14-ю строчку.

Во второй день Эванс отыгрался за вчерашнюю наудачу и занял 9-ю позицию на старте, Кэрол же стал 19-м. Однако по ходу гонки расстановка сил изменилась. Митч вновь столкнулся с техническими проблемами – подвела коробка передач – и откатился аж на 17-ю строчку, а Адам, напротив, прорвался вперед и финишировал шестнадцатым. Следующая гонка пройдет в Нью-Йорке и будет первым в его истории состязанием электромобилей. В команде на этот этап возлагают большие надежды, ведь трасса будет новой для всех команд.

Над машиной будущего уже начали работать

Третий сезон Формулы E еще в разгаре, однако все команды уже давно ведут работы над машиной для следующего года. Panasonic Jaguar – не исключение. В следующем, четвертом сезоне, максимальная мощность машин возрастет с 200 до 220 кВт, а значит гонки станут быстрее и зрелищнее. Однако самые заметные изменения припасены для пятого сезона, когда внешность машин изменится радикально, болиды станут намного более футуристичными, и, что главное, емкость батарей увеличится с 28 до 54 кВт*ч – менять болиды по ходу гонки больше не придется. К тому же и отдача моторов снова вырастет – до 250 кВт.

Дальнейшие планы по изменениям техрегламента пока не разглашаются, однако можно ожидать, что как только основные работы над силовыми агрегатами подойдут к концу и цель «одна гонка – одна машина» будет достигнута, командам разрешат вносить изменения и в шасси, и в аэродинамику.

В «конюшне» Panasonic Jaguar Racing этого, конечно, ждут, но довольны и общей идеей здравых ограничений ради экономии бюджета. Сейчас инновации важны именно в той сфере, в которой их разрешают FIA и регламент – не зря на стенде команды около трассы стоит электрический концепт Jaguar I-Pace. У прогресса есть одна черта, которая не всем по душе – он идет вперед независимо от того, как мы к нему относимся. А Формула E – это и есть прогресс.

Можно надеть очки и выехать на трек

Многие знают, что кольцевые гонки классно смотреть с трибун, но чтобы не пропустить ничего интересного, лучше следить за событиями при помощи телетрансляции. Пока в Гран-при Берлина был перерыв, мне удалось пообщаться с представителем Virtually Live. Прямо сейчас они работают над технологией, которая позволит обладателям любых очков виртуальной реальности не просто наблюдать за гонкой, но попасть в самое ее сердце.

Уже сейчас можно посмотреть запись любого из прошедших Гран-при в виртуальной реальности с любого места трассы, без заборов и ограждений, а также подсесть к любому пилоту в болид и почувствовать себя на его месте. В будущем пользователи смогут смотреть гонки в прямом эфире, а также принять в них участие. В формате «автомобиля-призрака» фанаты автоспорта получат возможность прямо из дома стартовать в гонке вместе с профессионалами.

Комментарии