9 причин, почему россияне стали лучше покупать автомобили
9 причин, почему россияне стали лучше покупать автомобили
Статьи 12 мая
Иван Ананьев
Статьи 12 мая
Иван Ананьев
9 причин, почему россияне стали лучше покупать автомобили
Стабилизация экономики, перезапуск госпрограмм, адаптация импортеров и продавцов к новым условиям, устаревание парка, возрастание отложенного спроса и другие причины того, почему россияне пошли в автосалоны
Фото: компании производители, РБК

В апреле было продано 129 476 новых легковых автомобилей, что на 6,9% превышает результаты аналогичного периода прошлого года. Согласно отчету Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), с начала года удалось реализовать 451 945 машин, а рост по итогам первых четырех месяцев составил 2,6%. Таким образом, после провального начала года продажи автомобилей растут второй месяц подряд.

Прибавка в марте была более существенной (9,4%), однако тенденция считается позитивной, уверяют эксперты. Как заявил председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер, рынок начинает осторожное восстановление: «Продажи в апреле увеличились по сравнению с прошлым годом, но немного не достигли результата марта. Пока мы еще не видим установившейся сезонности здорового рынка, что напоминает нам, каким хрупким является текущее осторожное восстановление. Тем не менее, результат продаж апреля — очередной шаг в правильном направлении».

Кроме сезонного фактора существует еще несколько фундаментальных причин, которые помогают сейчас и помогут рынку в дальнейшем постепенно набирать обороты.

Программу льготного автокредитования продлили

Рынок давно ждал возобновления программ льготного автокредитования и льготного лизинга, и в мае правительство вновь продлило их действие. Чиновники увеличили предельную стоимость субсидируемого автомобиля с 1,15 млн до 1,45 млн руб., что помогло отчасти компенсировать рост стоимости машин и расширить их перечень. Теперь выбор у покупателей оказался значительно шире. Например, в список субсидируемых попал ряд популярных кроссоверов. Например, Kia Sportage, Ford Kuga, Mazda CX-5, Toyota Camry и Volkswagen Tiguan.

Всего на программу финансирования выделено 10 млрд рублей. Еще 10 млрд руб. правительство направило на субсидирование лизинговых платежей. Предполагается, что по программе льготного автокредитования до конца года будет реализовано не менее 350 тыс. автомобилей, а по программе льготного лизинга – еще 41,5 тыс. машин различных категорий.

Рубль укрепился, а цены стабилизировались

Мощный удар по рынку в 2014 г. нанесла экономическая ситуация, когда из-за роста курса валют дилеры лихорадочно переписывали ценники. Если летом 2014 г. доллар стоил не более 35 руб., то в октябре достиг 40 руб., а к концу года стоил уже 56 рублей. В 2015 г. рубль лихорадило, курс достигал значения 70 руб. за доллар, а в начале 2016 г. доходил до 80 рублей. К середине 2016 г. доллар опустился до 64 руб., а сейчас колеблется в районе 57-58 рублей.

К нынешнему моменту продавцы успели отыграть курсовую разницу, цены на автомобили стабилизировались и стали предсказуемыми. Более того, некоторые производители, например, Ford, объявляли о снижении цен. Многие из тех, кто давно хотел обновить автомобиль, отправились к дилерам.

Директор по маркетингу Kia Motors Валерий Тараканов считает финансовую стабилизацию считает ключевой причиной роста рынка: «В связи с укреплением рубля растет уверенность населения в завтрашнем дне. Плюс начинает работать отложенный спрос, а госпрограммы поддержки обеспечивают доступность финансовых инструментов».

Рынку падать уже некуда

Статистика опирается на данные прошлого года, который можно считать провальным. Всего в 2016 г. было продано 1,425 млн машин, что на 11% меньше результата 2015 г., и это был худший результат после 2009 года. Любое увеличение продаж относительно низких показателей дает заметную прибавку в процентном соотношении. При этом потребность рынка в автомобилях никуда не исчезла, говорят эксперты, а многие машины задержались у своих владельцев.

По теме:

«Мы видим сильный отложенный спрос и сдвиг сроков эксплуатации. Сейчас пришло время, когда люди начали обновлять машины 2013-14 годов, которые уже задержались на рынке», – пояснил исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов.

Россияне привыкли к высоким ценам

Шок от новых цен на автомобили давно прошел, уверены эксперты. Как пояснил Удалов, россияне примирились с новой реальностью и сейчас воспринимают ее более спокойно: «К новым ценам если не привыкли, то смирились с ними».

По подсчетам специалистов агентства «Автостат», в 2016 г. средневзвешенная стоимость автомобиля в России выросла до 1,4 млн руб., то есть повысилась на 15% по сравнению с 2015 годом. При этом средняя стоимость российского автомобиля составила 600 тыс. руб., что на 14% превосходит показатель годичной давности. А средний ценник на автомобиль иностранной марки вырос на 16%, до 1,6 млн рублей. Другое дело, отметил эксперт, что заметно возрос и входящий ценник, поэтому новых клиентов на рынке пока слишком мало.

В России появились новые недорогие модели

Расшевелить продажи, в том числе, помогли недорогие модели, выпущенные специально для российского рынка. В прошлом году представили кроссоверы Renault Kaptur и Hyundai Creta, в начале этого появился новый Hyundai Solaris, обновился Volkswagen Polo. А вскоре на рынок выйдут новый Kia Rio и обновленный Skoda Rapid. Наконец, в список бестселлеров после долгого отсутствия вернулся подешевевший Ford Focus – одна из немногих интересных рынку моделей гольф-класса. А самой заметной новинкой апреля стал Volkswagen Tiguan нового поколения, сборку которого организовали в Калуге и который с ходу занял 17 место списка самых популярных моделей.

В России стали собирать больше автомобилей

В 2016 г. в списке бестселлеров рынка не осталось ни одной модели иностранной сборки. Автомобили с российскими VIN-номерами обосновались не только в первой десятке бестселлеров, но и в топ-25 рынка. Более того, почти все популярные машины имеют высокую степень локализации и выпускаются по полному производственному циклу. Отверточная сборка постепенно уходит в прошлое. Последней импортной моделью до поры оставался кроссовер Toyota RAV4, однако прошлой весной его производство также было налажено на заводе под Санкт-Петербургом.

Кроссоверов на рынке стало больше

Почувствовав тренд, производители быстро переориентировались на выпуск и поставки кроссоверов малого и среднего классов. Недорогая Hyundai Creta быстро закрепилась в пятерке лидеров, а следом за ней в топ-10 рынка попал и Renault Kaptur. Главными моделями Nissan на рынке стали Qashqai и X-Trail, рядом с ними в таблице лидеров плотно расположились Toyota RAV4, VW Tiguan и Kia Sportage. Всего в топ-25 кроссоверы занимают 10 позиций.

АвтоВАЗ вовремя выпустил новинки

Lada Granta немного сдала позиции корейским одноклассникам, но это легко объяснить успехом седана Vesta. Можно сказать, что надежды на новый вазовский седан оправдались – машина с ходу вошла в десятку лидеров и несколько последних месяцев остается на четвертой строчке, опережая VW Polo и Hyundai Creta, а по итогам четырех месяцев занимает уже третью позицию.

Более дорогой хэтчбек XRAY тоже продается достаточно хорошо и с начала года уверенно входит в десятку лидеров. Всего в топ-25 значится шесть моделей Lada, плюс седан Datsun on-DO на базе Lada Granta – в апрельский список он не попал, но по итогам четырех месяцев занимает 24-ю строчку.

Дилеры начали работать эффективнее

Неэффективные продавцы ушли с рынка, немало дилерских центров было закрыто, зато оставшиеся начали работать лучше. Почти все крупные дилерские холдинги активно развивают программы продаж автомобилей с пробегом и предлагают более выгодные условия по системе трейд-ин, что также стимулировало клиентов обновлять свои машины. В итоге успешные дилеры не только стимулировали продажи новых машин, но и увеличивали доходность благодаря бывшим в употреблении машинам – оказалось, что клиенты предпочитают продавать старую технику более цивилизованным способом.

Комментарии