Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Чемпион Формулы-1 отказался ехать на гонку в Монако. Что произошло?
Чемпион Формулы-1 отказался ехать на гонку в Монако. Что произошло?
Фото: McLaren.com, Global Look Press
Статьи 13 апреля
Антон Погорельский
Статьи 13 апреля
Антон Погорельский
Чемпион Формулы-1 отказался ехать на гонку в Монако. Что произошло?
Двукратный чемпион мира Формулы-1 Фернандо Алонсо пропустит самый престижный этап в сезоне ради марафона «Инди-500» – главной гонки в Америке

Пилот команды McLaren Фернандо Алонсо объявил о том, что не выйдет на старт Гран-при Монако. Вместо этого испанец выступит в марафоне «Инди-500» – самой известной и престижной гонке в США. Традиционно два этих заезда проходят в один день, что делает невозможным участие в обеих гонках одновременно. В этом году этапы намечены на 28 мая.

Алонсо уже объявил, что не собирается переезжать в Америку насовсем и вернется в Формулу-1 уже на следующем Гран-при после Монако – в Канаде. Команда McLaren пока не объявила, кто заменит Фернандо в Монте-Карло, однако, скорее всего, это будет Дженсон Баттон – бывший напарник испанца, который в этом сезоне перешел на роль резервного гонщика. Вторую машину будет как всегда пилотировать бельгиец Стоффель Вандорн.

Решение Алонсо – абсолютно нетипичное явление для современной Формулы-1. Autonews.ru разбирается в том, как и почему стала возможной самая странная новость в мире автоспорта 2017 года.

Что такое «Инди-500»

«Инди-500» или «500 миль Индианаполиса» – это знаменитая гонка по овалу в городе Индианаполис, штат Индиана. Заезд действительно длится 500 миль или 805 км: на преодоление этой дистанции уходит больше трех часов, что почти в два раза дольше стандартной гонки Формулы-1.

В Соединенных Штатах «Инди-500» давно стала предметом культа. Марафон проводится с 1911 г. и является самой старой гонкой, которая проходит до сих пор. Для сравнения, первый Гран-при Монако состоялся в 1929 году. В сезоне-2017 «Инди-500» пройдет в сто первый раз.

«500 миль Индианаполиса» входит в календарь гоночной серии INDYCAR – ведущего «формульного» первенства в США, где выступают пилоты со всего мира. Среди участников есть, к примеру, экс-пилот Формулы-1 француз Себастьен Бурдэ, россиянин Михаил Алешин, четырехкратный чемпион серии новозеландец Скотт Диксон и многие другие. Вплоть до начала 2000-х годов INDYCAR считался полноценным конкурентом Формулы-1 в борьбе за зрителей и лучших пилотов. Здесь выступали и выигрывали чемпионы мира Формулы-1, среди которых Найджел Мэнселл, Жак Вильнев, Джим Кларк, Марио Андретти и другие.

Современный INDYCAR смотрится бледной тенью того чемпионата, что привлекал звезд первой величины в прошлом веке, однако статус «Инди-500» никуда не делся. Эту гонку по-прежнему мечтает выиграть каждый пилот на планете – независимо от того, в какой серии он сейчас выступает. Секрет не только в высоком статусе и внушительных призовых, но и в невероятной сложности овального марафона. На протяжении 200 кругов все участники выкладываются по максимуму без возможности передохнуть: на трассе в Индианаполисе нет привычных европейцам поворотов, а профилированные виражи овального автодрома проходятся без нажатия на тормоз.

Наряду с Гран-при Монако и «24 часами Ле-Мана» «Инди-500» входит в так называемую «тройную корону» автоспорта – трио главных гонок на планете, победа в которых гарантирует пилоту место в истории. За всю историю автоспорта нашелся лишь один гонщик, который смог выиграть все три заезда. Это Грэм Хилл, двукратный чемпион мира Формулы-1.

Зачем Алонсо понадобилась Америка

Фернандо Алонсо не скрывает: он хочет повторить достижение Грэма Хилла и стать вторым в истории обладателем «тройной короны». Победа в Монако у испанца уже есть, на очереди – «Инди-500». Если Алонсо действительно выиграет в Индианаполисе с первой попытки, он гарантированно впишет свое имя в зал славы не только европейского, но и американского автоспорта.

Помимо честолюбия есть и еще одна причина. Прямо сейчас у Фернандо нет контракта на 2018 год. McLaren, вроде бы, предлагает испанцу остаться, но, похоже, чемпион сам не рад такой перспективе. В текущем сезоне пилот еще ни разу не смог добраться до финиша, а фирменная ненадежность McLaren-Honda порядком надоела Алонсо за два последних года.

По теме:

Привлечь внимание других коллективов можно только нестандартным шагом – таким, как пропуск главной гонки в календаре Формулы-1 и участие в «500 милях Индианаполиса». Успех в этом марафоне может возродить интерес к 35-летнему чемпиону и позволить ему вернуться за руль быстрой машины в следующем сезоне.

Наконец, для дебюта Алонсо в INDYCAR просто сложились все факторы. Компания Honda, поставщик силовых установок для команды McLaren, также снабжает двигателями половину команд в INDYCAR. Среди клиентов японских мотористов есть команда Andretti Autosport, действующий победитель «Инди-500». В чемпионском коллективе как раз было свободное место на одну гонку, и Honda помогла Алонсо заполучить свободную машину. Фернандо выступит в Америке в фирменном оранжевом цвете McLaren – а значит, его команда получит дополнительную рекламу на ключевом для себя американском рынке.

Выходит, что переход Алонсо – это выгодное всем сторонам бизнес-решение, которое поможет как самому пилоту, так и его нынешним работодателям.

Почему так не делают другие

Команды Формулы-1 очень боятся, что их гонщики получат травму – а потому как могут, так и ограничивают активность своих пилотов в экстремальных видах спорта. Другие гонки – первый номер в списке запрещенных удовольствий для пилота Формулы-1.

Что произойдет, если гонщик пренебрежет запретом и все-таки выйдет на старт некоего заезда, можно увидеть на примере Паскаля Верляйна. В январе немец выступил в незачетной «Гонке чемпионов». Там пилот попал в аварию и травмировал спину. Повреждения оказались настолько серьезными, что Верляйн пропустил два стартовых этапа сезона – в Австралии и Китае. Место Паскаля в команде Sauber занимал резервист Антонио Джовинацци.

INDYCAR – высоко травматичный вид гонок. Каждый год кто-то из участников обязательно получает серьезную травму (обычно это компрессионные переломы позвоночника либо переломы пальцев и конечностей), а раз в два-три года на этапах INDYCAR гибнут люди.

Впрочем, травмы – не единственная причина держать гонщиков на коротком поводке. Каждый пилот Формулы-1 связан множеством контрактных обязательств. Спортсмен представляет не только свою команду, но и моториста, который выдает ей двигатели, а также спонсоров, которые поддерживают гоночный коллектив. Поэтому гонщик Ferrari в Формуле-1 не сможет выступить в другом чемпионате на Chevrolet или, к примеру, Porsche – иначе основной работодатель пилота обнаружит ущемление своих коммерческих интересов и рекламу конкурирующего бренда.

Сможет ли Алонсо победить

В активе Фернандо чемпионская команда и опытные инженеры, однако против испанца играет его неопытность в гонках на овалах. За 20 лет активной карьеры пилот ни разу не выступал на спидвеях (так в Америке называют овальные трассы), а сходу переучиться и выдавать быстрые времена на подобных автодромах крайне сложно.

В США даже сложилось негласное разделение пилотов INDYCAR по «специализациям» – кому-то лучше удаются гонки на стандартных трассах европейского типа, а кто-то более комфортно чувствует себя на овалах. Гонщики европейского склада крайне редко выигрывали «Инди-500» – в основном здесь побеждают спортсмены, выросшие в американской гоночной культуре.

Разумеется, из этого правила есть исключения. Пожалуй, самое яркое произошло в прошлом году: самую сложную гонку в календаре INDYCAR выиграл дебютант чемпионата Александр Росси. Впрочем, перед гонкой американец провел множество тестов на овалах, а потому назвать Алекса совершенно неподготовленным к спидвеям все же нельзя.

Сложность для Алонсо еще и в том, что его соперники знают, на что способны болиды INDYCAR. Чемпионат сейчас в самом разгаре, так что дополнительный «накат» появляется у корифеев INDYCAR практически каждую неделю. Фернандо окажется в заведомом проигрышных условиях, так как у него будет минимум времени на подготовку и изучение автомобиля.

Как раньше вели себя гонщики

В 1950-х и 1960-х пилоты не спрашивали разрешения у своих команд и могли спокойно выступать в нескольких чемпионатах одновременно. В то время пилоты получали деньги не от команд, а от организаторов гонок, которые выплачивали участникам призовые. Соответственно, чем больше стартов совершал пилот, тем больше денег он мог получить.

Ситуация изменилась в 1980-х. Автопроизводители стали запрещать пилотам работать «на стороне», а календарь Формулы-1 вырос настолько, что совмещение стало проблематичным для самих пилотов. В лучшем случае они могли выступить где-нибудь зимой – когда в Формуле-1 наступало межсезонье.

Именно поэтому нынешнее объявление о старте Алонсо в «Инди-500» вызвало столько удивления и недоумения среди фанатов. У Фернандо есть действующий контракт на выступление во всех гонках Формулы-1 в составе McLaren, и, очевидно, в мае испанец этот контракт нарушит.

Впрочем, Алонсо всегда славился умением убеждать людей в том, что ему нужно. Три года назад Фернандо убедил Ferrari отпустить его из команды несмотря на действующее соглашение – просто потому, что больше не хотел ездить за Scuderia. Можно не сомневаться: если в 2017 г. Алонсо захочет выступить где-нибудь еще, McLaren его отпустит. А на замену всегда есть другой чемпион Формулы-1 – Дженсон Баттон.

Комментарии