branding imagebranding image
Autonews
Фото Евгений Багдасаров
Подписаться на Telegram-канал

Шоссе до Луны: как полеты в космос повлияли на автомобили

Аэрокосмические мотивы появились в автомобильном дизайне раньше, чем был запущен первый искусственный спутник Земли
Запущенный в 1957 г. «Спутник-1» положил начало космической гонке между СССР и США. Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе в 1961 г., а Нил Армстронг первым ступил на поверхность Луны в 1969 году. Аэрокосмические мотивы появились в автомобильном дизайне раньше: человечество жило предчувствием полетов на ракетах и освоением других планет. Ко Дню космонавтики Autonews.ru вспомнил самые футуристичные автомобили того времени.
General Motors LeSabre

Особенно сильно аэрокосмические мотивы повлияли на дизайн американских автомобилей. Дизайнер Харли Эрл влохновлялся не только истребителями времен Второй мировой, но также реактивными самолетами и ракетами. Уже в 1951 г. он создал для General Motors шоу-кар LeSabre, корма которого сужалась в подобие реактивного сопла – декоративный элемент еще и подсвечивался красным. Из мира авиации концепт унаследовал подогрев сидений и высотомер.
Firebird

В течение нескольких лет Харли Эрл создал серию необычных концептов Firebird для выставки Motorama, на которой General Motors демонстрировал автомобили будущего. Первый прототип (1953 г.) напоминал ракету или реактивный самолет и стал первым в США автомобилем с газотурбинной установкой. Второй Firebird (1956 г.) превратился в семейный четырехместный седан, а третий (1959 г.) снова напоминал самолет на колесах с раздельными колпаками для водителя и пассажира.
Cadillac Cyclone

Cadillac Cyclone был построен между двух «ракет». Cпереди в конусах-обтекателях располагались радары системы, предотвращавшей столкновения. Причем, она не только предупреждала водителя, но и могла самостоятельно тормозить. Кроме того, Cyclone мог двигаться на автопилоте, но по специально оборудованной трассе. Это был последний концепт, созданный в GM под руководством Харли Эрла.
Buick Century Cruiser

Спустя несколько лет после ухода Харли Эрла, General Motors выпустил четвертый прототип Firebird. Космический дизайн машины не устарел и спустя пять лет, когда на ее основе был создан еще один концепт – Buick Century Cruiser. Теперь его оснастили телевизором, холодильником и мультиконтурными сиденьями. А главное автопилотом, позволявшим передвигаться по автоматизированными дорогам. Маршрут загружался при помощи перфокарты.
Ford FX-Atmos

Бутафорские сопла реактивных двигателей, плавники, прозрачный колпак – таким представляли автомобиль будущего американские дизайнеры. За штурвалом концепта Ford FX-Atmos, показанного в 1954 г. в Чикаго, позировала знаменитая фотомодель Бетти-Пейдж. Водитель, сидел по центру, а на экране радара перед ним отображалась дорожная информация. Дизайнер машины Ричард Арбиб проектировал часы, лодки и рисовал футуристические обложки для журналов.
Astra-Gnome

Еще одно творение Арбиба – концепт Astra-Gnome 1956 г. – был заявлен, как «Космическая машина времени» – Time and Space car. Дизайнер считал, что так должны выглядеть автомобили в 2000 году. Кузов, скрывавший шасси микролитражки Nash Metropolitan, как будто парил над дорогой. Прозрачный сферический колпак не только обеспечивал круговой обзор, но еще и был частью аудиосистемы.
Ford Gyron

Американский дизайнер Алекс Тремулис, известный работой над необычным Tucker и концептом автомобиля XXI века Ford X-2000, в 1961 г. построил еще более футуристичный прототип. Ford Gyron ради лучшей аэродинамики должен был ездить на двух колесах, а баланс обеспечивал гироскоп. Интересно, что в создании машины поучаствовал дизайнер Сид Мид, в будущем автор концепт-арта для фильмов «Звездный путь», «Бегущий по лезвию» и «Трон».
Chevrolet Astro III

В 1967-1968 гг. Chevolet показала два концептуальных спорткара Astro c низкими, обтекаемыми кузовами. Это были вполне традиционные автомобили, чего нельзя сказать о третьем прототипе, представленном в 1969 году. Спорткар со сдвоенным передним колесом оснащался газотурбинной силовой установкой мощностью 317 лошадиных сил. Для посадки верхняя часть стеклопластикового кузова сдвигалась вперед, а для замедления машины использовались аэродинамические тормоза, как у самолета.
Alfa Romeo Disco Volante

В начале 1950-х были популярны не только космические полеты, но и корабли пришельцев – газеты регулярно пишут о новых очевидцах «летающих тарелок». Спустя несколько лет модным словом назовут серию экспериментальных спорткаров, созданных Alfa Romeo и ателье Carrozzeria Touring. Приземистые кузова «летающих тарелок» – так переводится название Disco Volante –стремились сделать максимально обтекаемыми и даже испытывали их в аэродинамической трубе.
Fiat Turbina

Европейцы уделяли значительно больше внимания аэродинамике, а не стилю. Прототип Fiat Turbina в течение трех десятилетий держал рекорд по самому низкому коэффициенту лобового сопротивления – 0,14. Кроме того, он оснащался настоящей газотурбинной установкой, которая развивала 300 л.с. при 22 000 оборотах в минуту.
Ghia Gilda Streamline X Coupe

Концепт Ghia Gilda Streamline X Coupe для 1955 г. выглядел чересчур футуристично. Увидев его, молодой Бруно Сакко решил стать автомобильным дизайнером. Машина была создана в итальянским ателье Ghia по заказу Chrysler и названа в честь фильма «Гильда» с Ритой Хейворт. Благодаря аэродинамически выверенному кузову и газовой турбине, расчетная скорость должна была превысить 200 км в час. Но в итоге концепт оснастили скромным бензиновым мотором. В начале 2000-х «Гильда» попала в частные руки и справедливость была восстановлена.
Ghia Selene

Концепт Selena c вагонной компоновкой и мотором в заднем свесе был назван в честь греческой богини Луны. Творение Тома Тьярды демонстрировалось в 1962 г. в Москве, попало в песню Владимира Высоцкого и оказало сильное влияние на советских автомобильных дизайнеров. Позже уже при участии Вирджила Экснера-младшего был создан второй, еще более футуристичный вариант «Селены».
ГАЗ-Торпедо

Советская конструкторская школа не могла похвастаться обилием футуристических разработок. Родстер ЗИС-112 создавался Валентином Ростковым под сильным влиянием концепта Le Sabre. Инженер Алексей Смолин, наоборот, создал самобытный спорткар ГАЗ-Торпедо с узким каплевидным кузовом из алюминия. Через два года он построил автомобиль СГЗ с турбореактивным двигателем от истребителя МиГ-17.
Matra Djet

В 1965 г. аэрокосмическая корпорация Matra покупает крохотную компанию Rene Bonnet и становится автопроизводителем. В качестве наследства она получает легкое купе со стеклопластиковым кузовом на хребтовой раме – первый серийный среднемоторный спорткар. Эта машина позже будет передана Юрию Гагарину и окажется в Москве. «Аэрокосмические» спорткары Matra будет выпускать до 1980-х годов, а позже займется производством однообъемников Renault Espace и Avantime
Lanciа Stratos Zero

В 1968 г. студия Bertone показала концепт Alfa Romeo Carabo авторства Марчелло Гандини и ввела моду на клиновидные кузова. Спустя два года она представила еще более необычный концепт Lancia Stratos Zero высотой всего 84 сантиметра. Пассажиры попадали внутрь через подъемное лобовое стекло, а треугольный капот напоминал парус. Stratos Zero позже попадет в музыкальный фильм «Лунная походка» Майкла Джексона.
General Motors LeSabre

Особенно сильно аэрокосмические мотивы повлияли на дизайн американских автомобилей. Дизайнер Харли Эрл влохновлялся не только истребителями времен Второй мировой, но также реактивными самолетами и ракетами. Уже в 1951 г. он создал для General Motors шоу-кар LeSabre, корма которого сужалась в подобие реактивного сопла – декоративный элемент еще и подсвечивался красным. Из мира авиации концепт унаследовал подогрев сидений и высотомер.
Firebird

В течение нескольких лет Харли Эрл создал серию необычных концептов Firebird для выставки Motorama, на которой General Motors демонстрировал автомобили будущего. Первый прототип (1953 г.) напоминал ракету или реактивный самолет и стал первым в США автомобилем с газотурбинной установкой. Второй Firebird (1956 г.) превратился в семейный четырехместный седан, а третий (1959 г.) снова напоминал самолет на колесах с раздельными колпаками для водителя и пассажира.
Cadillac Cyclone

Cadillac Cyclone был построен между двух «ракет». Cпереди в конусах-обтекателях располагались радары системы, предотвращавшей столкновения. Причем, она не только предупреждала водителя, но и могла самостоятельно тормозить. Кроме того, Cyclone мог двигаться на автопилоте, но по специально оборудованной трассе. Это был последний концепт, созданный в GM под руководством Харли Эрла.
Buick Century Cruiser

Спустя несколько лет после ухода Харли Эрла, General Motors выпустил четвертый прототип Firebird. Космический дизайн машины не устарел и спустя пять лет, когда на ее основе был создан еще один концепт – Buick Century Cruiser. Теперь его оснастили телевизором, холодильником и мультиконтурными сиденьями. А главное автопилотом, позволявшим передвигаться по автоматизированными дорогам. Маршрут загружался при помощи перфокарты.
Ford FX-Atmos

Бутафорские сопла реактивных двигателей, плавники, прозрачный колпак – таким представляли автомобиль будущего американские дизайнеры. За штурвалом концепта Ford FX-Atmos, показанного в 1954 г. в Чикаго, позировала знаменитая фотомодель Бетти-Пейдж. Водитель, сидел по центру, а на экране радара перед ним отображалась дорожная информация. Дизайнер машины Ричард Арбиб проектировал часы, лодки и рисовал футуристические обложки для журналов.
Astra-Gnome

Еще одно творение Арбиба – концепт Astra-Gnome 1956 г. – был заявлен, как «Космическая машина времени» – Time and Space car. Дизайнер считал, что так должны выглядеть автомобили в 2000 году. Кузов, скрывавший шасси микролитражки Nash Metropolitan, как будто парил над дорогой. Прозрачный сферический колпак не только обеспечивал круговой обзор, но еще и был частью аудиосистемы.
Ford Gyron

Американский дизайнер Алекс Тремулис, известный работой над необычным Tucker и концептом автомобиля XXI века Ford X-2000, в 1961 г. построил еще более футуристичный прототип. Ford Gyron ради лучшей аэродинамики должен был ездить на двух колесах, а баланс обеспечивал гироскоп. Интересно, что в создании машины поучаствовал дизайнер Сид Мид, в будущем автор концепт-арта для фильмов «Звездный путь», «Бегущий по лезвию» и «Трон».
Chevrolet Astro III

В 1967-1968 гг. Chevolet показала два концептуальных спорткара Astro c низкими, обтекаемыми кузовами. Это были вполне традиционные автомобили, чего нельзя сказать о третьем прототипе, представленном в 1969 году. Спорткар со сдвоенным передним колесом оснащался газотурбинной силовой установкой мощностью 317 лошадиных сил. Для посадки верхняя часть стеклопластикового кузова сдвигалась вперед, а для замедления машины использовались аэродинамические тормоза, как у самолета.
Alfa Romeo Disco Volante

В начале 1950-х были популярны не только космические полеты, но и корабли пришельцев – газеты регулярно пишут о новых очевидцах «летающих тарелок». Спустя несколько лет модным словом назовут серию экспериментальных спорткаров, созданных Alfa Romeo и ателье Carrozzeria Touring. Приземистые кузова «летающих тарелок» – так переводится название Disco Volante –стремились сделать максимально обтекаемыми и даже испытывали их в аэродинамической трубе.
Fiat Turbina

Европейцы уделяли значительно больше внимания аэродинамике, а не стилю. Прототип Fiat Turbina в течение трех десятилетий держал рекорд по самому низкому коэффициенту лобового сопротивления – 0,14. Кроме того, он оснащался настоящей газотурбинной установкой, которая развивала 300 л.с. при 22 000 оборотах в минуту.
Ghia Gilda Streamline X Coupe

Концепт Ghia Gilda Streamline X Coupe для 1955 г. выглядел чересчур футуристично. Увидев его, молодой Бруно Сакко решил стать автомобильным дизайнером. Машина была создана в итальянским ателье Ghia по заказу Chrysler и названа в честь фильма «Гильда» с Ритой Хейворт. Благодаря аэродинамически выверенному кузову и газовой турбине, расчетная скорость должна была превысить 200 км в час. Но в итоге концепт оснастили скромным бензиновым мотором. В начале 2000-х «Гильда» попала в частные руки и справедливость была восстановлена.
Ghia Selene

Концепт Selena c вагонной компоновкой и мотором в заднем свесе был назван в честь греческой богини Луны. Творение Тома Тьярды демонстрировалось в 1962 г. в Москве, попало в песню Владимира Высоцкого и оказало сильное влияние на советских автомобильных дизайнеров. Позже уже при участии Вирджила Экснера-младшего был создан второй, еще более футуристичный вариант «Селены».
ГАЗ-Торпедо

Советская конструкторская школа не могла похвастаться обилием футуристических разработок. Родстер ЗИС-112 создавался Валентином Ростковым под сильным влиянием концепта Le Sabre. Инженер Алексей Смолин, наоборот, создал самобытный спорткар ГАЗ-Торпедо с узким каплевидным кузовом из алюминия. Через два года он построил автомобиль СГЗ с турбореактивным двигателем от истребителя МиГ-17.
Matra Djet

В 1965 г. аэрокосмическая корпорация Matra покупает крохотную компанию Rene Bonnet и становится автопроизводителем. В качестве наследства она получает легкое купе со стеклопластиковым кузовом на хребтовой раме – первый серийный среднемоторный спорткар. Эта машина позже будет передана Юрию Гагарину и окажется в Москве. «Аэрокосмические» спорткары Matra будет выпускать до 1980-х годов, а позже займется производством однообъемников Renault Espace и Avantime
Lanciа Stratos Zero

В 1968 г. студия Bertone показала концепт Alfa Romeo Carabo авторства Марчелло Гандини и ввела моду на клиновидные кузова. Спустя два года она представила еще более необычный концепт Lancia Stratos Zero высотой всего 84 сантиметра. Пассажиры попадали внутрь через подъемное лобовое стекло, а треугольный капот напоминал парус. Stratos Zero позже попадет в музыкальный фильм «Лунная походка» Майкла Джексона.
General Motors LeSabre Особенно сильно аэрокосмические мотивы повлияли на дизайн американских автомобилей. Дизайнер Харли Эрл влохновлялся не только истребителями времен Второй мировой, но также реактивными самолетами и ракетами. Уже в 1951 г. он создал для General Motors шоу-кар LeSabre, корма которого сужалась в подобие реактивного сопла – декоративный элемент еще и подсвечивался красным. Из мира авиации концепт унаследовал подогрев сидений и высотомер.
Firebird В течение нескольких лет Харли Эрл создал серию необычных концептов Firebird для выставки Motorama, на которой General Motors демонстрировал автомобили будущего. Первый прототип (1953 г.) напоминал ракету или реактивный самолет и стал первым в США автомобилем с газотурбинной установкой. Второй Firebird (1956 г.) превратился в семейный четырехместный седан, а третий (1959 г.) снова напоминал самолет на колесах с раздельными колпаками для водителя и пассажира.
Cadillac Cyclone Cadillac Cyclone был построен между двух «ракет». Cпереди в конусах-обтекателях располагались радары системы, предотвращавшей столкновения. Причем, она не только предупреждала водителя, но и могла самостоятельно тормозить. Кроме того, Cyclone мог двигаться на автопилоте, но по специально оборудованной трассе. Это был последний концепт, созданный в GM под руководством Харли Эрла.
Buick Century Cruiser Спустя несколько лет после ухода Харли Эрла, General Motors выпустил четвертый прототип Firebird. Космический дизайн машины не устарел и спустя пять лет, когда на ее основе был создан еще один концепт – Buick Century Cruiser. Теперь его оснастили телевизором, холодильником и мультиконтурными сиденьями. А главное автопилотом, позволявшим передвигаться по автоматизированными дорогам. Маршрут загружался при помощи перфокарты.
Ford FX-Atmos Бутафорские сопла реактивных двигателей, плавники, прозрачный колпак – таким представляли автомобиль будущего американские дизайнеры. За штурвалом концепта Ford FX-Atmos, показанного в 1954 г. в Чикаго, позировала знаменитая фотомодель Бетти-Пейдж. Водитель, сидел по центру, а на экране радара перед ним отображалась дорожная информация. Дизайнер машины Ричард Арбиб проектировал часы, лодки и рисовал футуристические обложки для журналов.
Astra-Gnome Еще одно творение Арбиба – концепт Astra-Gnome 1956 г. – был заявлен, как «Космическая машина времени» – Time and Space car. Дизайнер считал, что так должны выглядеть автомобили в 2000 году. Кузов, скрывавший шасси микролитражки Nash Metropolitan, как будто парил над дорогой. Прозрачный сферический колпак не только обеспечивал круговой обзор, но еще и был частью аудиосистемы.
Ford Gyron Американский дизайнер Алекс Тремулис, известный работой над необычным Tucker и концептом автомобиля XXI века Ford X-2000, в 1961 г. построил еще более футуристичный прототип. Ford Gyron ради лучшей аэродинамики должен был ездить на двух колесах, а баланс обеспечивал гироскоп. Интересно, что в создании машины поучаствовал дизайнер Сид Мид, в будущем автор концепт-арта для фильмов «Звездный путь», «Бегущий по лезвию» и «Трон».
Chevrolet Astro III В 1967-1968 гг. Chevolet показала два концептуальных спорткара Astro c низкими, обтекаемыми кузовами. Это были вполне традиционные автомобили, чего нельзя сказать о третьем прототипе, представленном в 1969 году. Спорткар со сдвоенным передним колесом оснащался газотурбинной силовой установкой мощностью 317 лошадиных сил. Для посадки верхняя часть стеклопластикового кузова сдвигалась вперед, а для замедления машины использовались аэродинамические тормоза, как у самолета.
Alfa Romeo Disco Volante В начале 1950-х были популярны не только космические полеты, но и корабли пришельцев – газеты регулярно пишут о новых очевидцах «летающих тарелок». Спустя несколько лет модным словом назовут серию экспериментальных спорткаров, созданных Alfa Romeo и ателье Carrozzeria Touring. Приземистые кузова «летающих тарелок» – так переводится название Disco Volante –стремились сделать максимально обтекаемыми и даже испытывали их в аэродинамической трубе.
Fiat Turbina Европейцы уделяли значительно больше внимания аэродинамике, а не стилю. Прототип Fiat Turbina в течение трех десятилетий держал рекорд по самому низкому коэффициенту лобового сопротивления – 0,14. Кроме того, он оснащался настоящей газотурбинной установкой, которая развивала 300 л.с. при 22 000 оборотах в минуту.
Ghia Gilda Streamline X Coupe Концепт Ghia Gilda Streamline X Coupe для 1955 г. выглядел чересчур футуристично. Увидев его, молодой Бруно Сакко решил стать автомобильным дизайнером. Машина была создана в итальянским ателье Ghia по заказу Chrysler и названа в честь фильма «Гильда» с Ритой Хейворт. Благодаря аэродинамически выверенному кузову и газовой турбине, расчетная скорость должна была превысить 200 км в час. Но в итоге концепт оснастили скромным бензиновым мотором. В начале 2000-х «Гильда» попала в частные руки и справедливость была восстановлена.
Ghia Selene Концепт Selena c вагонной компоновкой и мотором в заднем свесе был назван в честь греческой богини Луны. Творение Тома Тьярды демонстрировалось в 1962 г. в Москве, попало в песню Владимира Высоцкого и оказало сильное влияние на советских автомобильных дизайнеров. Позже уже при участии Вирджила Экснера-младшего был создан второй, еще более футуристичный вариант «Селены».
ГАЗ-Торпедо Советская конструкторская школа не могла похвастаться обилием футуристических разработок. Родстер ЗИС-112 создавался Валентином Ростковым под сильным влиянием концепта Le Sabre. Инженер Алексей Смолин, наоборот, создал самобытный спорткар ГАЗ-Торпедо с узким каплевидным кузовом из алюминия. Через два года он построил автомобиль СГЗ с турбореактивным двигателем от истребителя МиГ-17.
Matra Djet В 1965 г. аэрокосмическая корпорация Matra покупает крохотную компанию Rene Bonnet и становится автопроизводителем. В качестве наследства она получает легкое купе со стеклопластиковым кузовом на хребтовой раме – первый серийный среднемоторный спорткар. Эта машина позже будет передана Юрию Гагарину и окажется в Москве. «Аэрокосмические» спорткары Matra будет выпускать до 1980-х годов, а позже займется производством однообъемников Renault Espace и Avantime
Lanciа Stratos Zero В 1968 г. студия Bertone показала концепт Alfa Romeo Carabo авторства Марчелло Гандини и ввела моду на клиновидные кузова. Спустя два года она представила еще более необычный концепт Lancia Stratos Zero высотой всего 84 сантиметра. Пассажиры попадали внутрь через подъемное лобовое стекло, а треугольный капот напоминал парус. Stratos Zero позже попадет в музыкальный фильм «Лунная походка» Майкла Джексона.