Ток в реальном времени. Тест-драйв Smart ED
Ток в реальном времени. Тест-драйв Smart ED
Фото: Daimler AG
Электрокары 6 апреля
Олег Лозовой
Электрокары 6 апреля
Олег Лозовой
Ток в реальном времени. Тест-драйв Smart ED
Немцы создали первый в мире электрокар, который едет без подзарядки дольше, чем заявляет производитель – во время теста Smart Electric Drive преодолел паспортные 160 км по Тулузе издевательски легко. Так не бывает?

На юге Франции погодные условия были максимально близки к тепличным, поэтому заявленные 160 км пути Smart Electric Drive преодолел играючи, и даже проехал бы больше, если бы не ограниченный маршрут тест-драйва. Но здесь стоит оговориться сразу о двух вещах. Во-первых, большая часть поездки проходила по улицам города, и скорость редко когда превышала 50 км в час. Во-вторых, и это главное, очень многое зависит от выбранного режима езды. Здесь их два: Normal и Eco. Название последнего красноречиво говорит само за себя, но ради чистоты эксперимента, я пользовался обоими. И даже при этом реальный запас хода под конец дня превышал расчетный. Так не бывает?

Идея компактного городского автомобиля на электротяге отнюдь не нова, но за последние год-два стала самым настоящим хайпом. Помимо модификаций с традиционными бензиновыми и дизельными моторами, автопроизводители наперебой предлагают пользователям гибридные, а то и полностью электрические версии разных классов и размеров. И если полноразмерный внедорожник или бизнес-седан с ограниченным емкостью батарей пробегом пока воспринимаются как экзотика и некое баловство, то концепция двухместной небольшой машины на каждый день кажется вполне логичной и жизнеспособной.

Разумеется, у нового Smart Electric Drive пробег также ограничен энергоемкостью накопительных элементов. Причем в Daimler пошли еще дальше и сознательно занизили километраж. «Повышенная емкость батарей в сравнении с предшественником позволяет преодолеть более 300 км на одном заряде, — рассказывает менеджер по продукту Рувен Ремп. — Однако мы приняли решение оставить этот показатель на прежнем уровне, чтобы у пользователей не появилось даже мысли о том, чтобы поехать на этой машине на пикник. Мы разрабатывали эту модель исключительно, как городской автомобиль, и нам кажется логичным, если она будет эксплуатироваться по своему прямому назначению».

С одной стороны, такой подход может показаться ограничением свобод владельцев Smart Electric Drive и в некотором смысле таковым и является. Но с другой — не это ли есть самая настоящая забота о клиенте? Ведь сколько было историй о том, как электрокар вставал «с пустым баком» в такой глуши, где поймать сигнал сотовой связи и дозвониться до службы эвакуации уже можно было считать успехом. А тут производитель сразу обезопасил или, по крайней мере, предупредил потребителя. Вот, мол, твой новый экологичный гаджет, но только для города. А если что не так, то извини, брат, мы предупреждали.

Очевидно, что ситуация с ограничением пробега электромобилей сдвинется с мертвой точки лишь по прошествии какого-то времени и развития инфраструктуры для подобного транспорта. Когда этот момент настанет, сказать почти невозможно. А пока давайте разбираться в том, что уже сейчас доступно для адептов экологичного образа жизни.

Как и бензиновый Smart, его «зеленая» версия базируется на платформе Renault Twingo последнего поколения. Новая литий-ионная батарея производства LG стала легче на 60 кг и теперь находится гораздо ниже, что позволило значительно уменьшить центр тяжести машины и выиграть немного места в салоне. Важно и то, что накопительные элементы расположены внутри своеобразного каркаса безопасности, образованного лонжеронами и поперечными усилителями кузова. Инженеры проекта с гордостью говорят о том, что повредить накопительные элементы при ударе почти невозможно. Сама батарея состоит из 96 ячеек, разбитых на три блока, а ее емкость увеличилась до 17,6 кВт∙ч. На языке потребителя это означает, что теперь машина сможет преодолеть без подзаряда 160 км пути (на 20 км больше предшественника).

В обычном режиме автомобиль вполне уверенно набирает скорость. На тесных европейских улицах динамики даже слишком много, но я успокаиваю себя мыслью, что это мне только кажется из-за экстремально маленьких габаритов самой машины. Крайне сдержанный нрав Smart подтверждают и паспортные данные: разгон до 60 км/ч занимает 4,9 сек, а первая «сотня» дается и вовсе через 11,5 секунды. На бумаге выглядит тускло, но на деле — совсем иначе.

В режиме Normal машина вообще ничего не накапливает, а только отдает. Но если ткнуть кнопку Eco, характер езды немного изменится. Реакции на нажатие акселератора станут более плавными, а если убрать ногу с правой педали, то вместо езды накатом сразу же последует замедление. Причем настолько интенсивное, что пользоваться педалью тормоза можно лишь для полной остановки. Таким образом автомобиль превращает кинетическую энергию в энергию электрическую, которую потом и использует электромотор. Последний незначительно прибавил в мощности — до 82 л.с. и крутящем моменте — теперь он составляет 160 ньютон-метров.

По теме:

Помимо общей платформы, о родстве с французским брендом явно напоминают и некоторые элементы в салоне автомобиля. Например, джойстик регулировки наружных зеркал, блок кнопок закрытия дверей и «аварийки», и даже логику отдельных разделов меню мы уже наблюдали в некоторых моделях Renault. Рулевое колесо теперь имеет регулировку, но только по углу наклона. Впрочем, все это нам уже знакомо по обычной, бензиновой версии Smart.

Главная же новация в экологичном — это отказ от подрулевых лепестков, отвечавших ранее за переключение между режимами системы рекуперации. Последнюю было решено упростить, и теперь она бесступенчатая, что, по большому счету, скорее плюс. Водителю больше не нужно думать о том, насколько эффективно в данный момент времени машина использует энергию торможения. Достаточно того, что она просто умеет это делать.

Но не может же автомобиль, пусть и самый современный, постоянно заряжать себя сам? Как и прежде, Smart Electric Drive может заряжаться как от обычной сети, так и от специального уоллбокса. В первом случае полностью разряженному аккумулятору потребуется от 8 до 12 часов, чтобы прийти в себя, а от фирменной станции зарядка займет не более 3,5 часов. При этом фирменные станции с током 22 кВт позволяют заряжать батареи на 80% всего за 45 минут.

Звучит неплохо, вопрос только в том, кто заплатит за то, чтобы город стал «зеленым»? В Европе за эту идею уже уцепились службы каршеринга. Более того, в Smart создали свой собственный сервис под названием Car2Go. В Штутгарте, Мадриде и Амстердаме его пользователи уже оценили преимущества электрических версий компактной двухдверки. В России традиционно все обстоит несколько иначе. Да, электрический Smart будет официально продаваться у нас, но когда и по какой цене — вопрос пока открытый: цены объявят ближе к концу 2017 года.

Smart Fortwo Electric Drive
Тип кузова        Хэтчбек
Размеры
(длина/ширина/высота), мм
2695 / 1663 / 1555
Колесная база, мм 1873
Снаряженная масса, кг 1085
Тип двигателя Электрический, трехфазный синхронный
Макс. мощность, л.с. 81
Макс .крут. момент, Нм 160
Тип привода, трансмиссия Задний, планетарный редуктор
Макс. скорость, км/ч 130
Разгон от 0 до 100 км/ч, с 11,5
Расход топлива (смеш. цикл), л/100 км 0
Цена от, руб. Не объявлена

Комментарии