Вперед боком: учимся правильно ездить на переднем приводе зимой
Отдохнуть после раннего подъема и дороги до подмосковных Сорочан не получится – день расписан чуть ли не по минутам. Двухдневная программа курса «Зимний интенсивный» – самая интересная и продолжительная в школе вождения MINI Driving Experience. У разноцветных MINI Cooper S, выстроенных на гладкой заснеженной площадке школы, по 192 л. с. на одну только переднюю ось – именно с таким зарядом придется познавать нюансы управления переднеприводным автомобилем зимой.
Зимний курс предлагается всем желающим, но проще здесь будет тем, кто успел пройти основной летний тренинг и понял физику движения переднеприводного автомобиля. То, о чем рассказывают на стартовом инструктаже, является вполне универсальным для любого типа привода. Например, правила экстренного торможения или объезда препятствия, которые обязательно пригодятся в процессе тренировок. Многие ли знают о том, что если на машине без АБС на скользком покрытии тормозом заблокировать колеса, она перейдет во вращение, но не вылетит с дороги, а будет двигаться в ту же самую сторону? Или о том, что энергия вращения может быстро погасить скорость, а акселератор помогает не только ускорять машину, но и менять направление движения? А сколько успеет проехать автомобиль на скорости 120 км/ч за то время, пока водитель увидит опасность и перенесет ногу на педаль газа?
В процессе объяснений на доске появляются рисунки и графики, которые показывают, какие силы действуют на автомобиль в той или иной ситуации, и как меняет его поведения вмешательство водителя и электронных систем. Большинство упражнений начинается с включенной системой стабилизации, но потом инструкторы предлагают ослабить вожжи электроники, сначала переключив систему в режим Traction, а потом и полностью отключив электронного помощника. Поведение машины меняется кардинально – без надзора электроники любая ошибка водителя приводит к потере контроля над машиной.
Практика начинается с простых «змеек», но уже на этом этапе инструкторы учат все делать заранее, планируя траекторию на три шага вперед. Навыки, полученные в процессе дрифта на ночных парковках торговых центров, оказываются бесполезными – объехать реальное препятствие на приличной скорости довольно трудно. Любой маневр нужно делать только под сброс газа, когда передние колеса освобождаются от лишней тяги, а машина слегка приседает, нагружая их. Тянуть с маневром нельзя – доля секунды, и кузов качнется обратно, перераспределив вес. Но даже те, кто хорошо знает теорию, то и дело косят конусы, разматывая машины на скользкой поверхности
Переднеприводные MINI требуют постоянного соблюдения баланса тяги: мало газа – плохо, много – еще хуже. Чтобы машина держала ритм, тягу нужно давать точно и дозировано, а любая лишняя пробуксовка тут же дестабилизирует машину, вызывая снос передней оси. А уж о том, что при сносе категорически нельзя докручивать руль в сторону поворота (сцепления с дорогой и так уже нет), инструкторы будут твердить каждому без остановки. Перебороть инстинкт очень трудно.
Поработав со сносами, инструкторы предлагают перейти к заносам: юркий MINI нужно ручным тормозом заправлять в углы квадрата, быстро стабилизируя машину и с разгоном выходя на прямую. Потом квадрат превращается в треугольник и восьмерку – работать «ручником» приходится все резче и точнее, а газом – еще аккуратнее.
Учиться дозировать тягу нас оправляют в узкий квадрат, внутри которого MINI и сам едва умещается, двигаясь по кругу с постоянным углом поворота руля. Задача ставится совершенно издевательская с точки зрения привычных инстинктов: не меняя положения рулевого колеса и работая только газом заставить машину в скольжении выйти наружу квадрата и кружиться вокруг его вершин, чтобы потом – опять-таки меняя только силу тяги – нырнуть обратно. Вместо поворотов руля в качестве управляющих действий здесь используются снос и занос.
Подытожить навыки первого дня предлагается в скоростном коридоре: размотав машину, нужно перекладывать ее из заноса в занос, оставаясь в пределах коридора. Тем, у кого не закружилась голова, предложат, наконец, чуть ли не впервые воспользоваться тормозами: летающий боком от конуса к конусу MINI по команде инструктора нужно тут же стабилизировать и остановить.
На разогревочной утренней «змейке» второго дня инструкторы быстро приводят в чувство сонные экипажи. Тех, кто усвоил вчерашний курс, видно сразу – по «змейке» они мчат размашисто и точно. Езда дальше предстоит разнообразная: полицейские развороты, перевод машины в движение задом и скоростные переставки.
Эффектные трюки – не просто способ отработать и закрепить полученные навыки. Каждый из них имитирует реальную дорожную ситуацию. Например, знание техники так называемого полицейского разворота, когда, двигаясь задом, водитель на месте разворачивает автомобиль и продолжает движение передом, поможет вывести машину из вращения. А умение залетать в «гараж» задом, развернув машину на пятачке, хорошо демонстрирует возможности по сбросу скорости боковым скольжением – в процессе разворота инерция автомобиля гасится очень эффективно. При этом сама машина продолжает двигаться в прежнем направлении – в точном соответствии с теорией.
Но самым практичным упражнением является переставка или объезд внезапно возникшего препятствия. Именно после резкого маневра на скользком покрытии машина теряет управление и улетает в кювет. Даже если водителю удалось уйти от столкновения, автомобиль нужно поймать, а сделать это очень непросто. В длинном коридоре из конусов даже на скорости 50 км/ч оказывается слишком мало места, поэтому работать приходится на опережение, корректируя скольжения еще до их начала. И если с включенной системой стабилизации выполнить маневр удается сравнительно легко, то без ее помощи MINI норовит выкосить все конусы при малейшем лишнем движении руля.
Наконец, езда по ледяному треку – самое быстрое упражнение, которое в идеальном случае полностью исполняется в скольжениях. Машина перекладывается из заноса в занос, требуя не только филигранной работы рулем и газом, но и выбора правильной траектории. Чуть раньше или чуть позже, чем надо, пустишь MINI в занос, и эффектно выставиться другим боком к следующему повороту уже не получится. Или получится, если техникой руления и работы акселератором за два дня успел овладеть в совершенстве.
Иван Ананьев
Зимний курс предлагается всем желающим, но проще здесь будет тем, кто успел пройти основной летний тренинг и понял физику движения переднеприводного автомобиля. То, о чем рассказывают на стартовом инструктаже, является вполне универсальным для любого типа привода. Например, правила экстренного торможения или объезда препятствия, которые обязательно пригодятся в процессе тренировок. Многие ли знают о том, что если на машине без АБС на скользком покрытии тормозом заблокировать колеса, она перейдет во вращение, но не вылетит с дороги, а будет двигаться в ту же самую сторону? Или о том, что энергия вращения может быстро погасить скорость, а акселератор помогает не только ускорять машину, но и менять направление движения? А сколько успеет проехать автомобиль на скорости 120 км/ч за то время, пока водитель увидит опасность и перенесет ногу на педаль газа?
В процессе объяснений на доске появляются рисунки и графики, которые показывают, какие силы действуют на автомобиль в той или иной ситуации, и как меняет его поведения вмешательство водителя и электронных систем. Большинство упражнений начинается с включенной системой стабилизации, но потом инструкторы предлагают ослабить вожжи электроники, сначала переключив систему в режим Traction, а потом и полностью отключив электронного помощника. Поведение машины меняется кардинально – без надзора электроники любая ошибка водителя приводит к потере контроля над машиной.
Практика начинается с простых «змеек», но уже на этом этапе инструкторы учат все делать заранее, планируя траекторию на три шага вперед. Навыки, полученные в процессе дрифта на ночных парковках торговых центров, оказываются бесполезными – объехать реальное препятствие на приличной скорости довольно трудно. Любой маневр нужно делать только под сброс газа, когда передние колеса освобождаются от лишней тяги, а машина слегка приседает, нагружая их. Тянуть с маневром нельзя – доля секунды, и кузов качнется обратно, перераспределив вес. Но даже те, кто хорошо знает теорию, то и дело косят конусы, разматывая машины на скользкой поверхности
Переднеприводные MINI требуют постоянного соблюдения баланса тяги: мало газа – плохо, много – еще хуже. Чтобы машина держала ритм, тягу нужно давать точно и дозировано, а любая лишняя пробуксовка тут же дестабилизирует машину, вызывая снос передней оси. А уж о том, что при сносе категорически нельзя докручивать руль в сторону поворота (сцепления с дорогой и так уже нет), инструкторы будут твердить каждому без остановки. Перебороть инстинкт очень трудно.
Поработав со сносами, инструкторы предлагают перейти к заносам: юркий MINI нужно ручным тормозом заправлять в углы квадрата, быстро стабилизируя машину и с разгоном выходя на прямую. Потом квадрат превращается в треугольник и восьмерку – работать «ручником» приходится все резче и точнее, а газом – еще аккуратнее.
Учиться дозировать тягу нас оправляют в узкий квадрат, внутри которого MINI и сам едва умещается, двигаясь по кругу с постоянным углом поворота руля. Задача ставится совершенно издевательская с точки зрения привычных инстинктов: не меняя положения рулевого колеса и работая только газом заставить машину в скольжении выйти наружу квадрата и кружиться вокруг его вершин, чтобы потом – опять-таки меняя только силу тяги – нырнуть обратно. Вместо поворотов руля в качестве управляющих действий здесь используются снос и занос.
Подытожить навыки первого дня предлагается в скоростном коридоре: размотав машину, нужно перекладывать ее из заноса в занос, оставаясь в пределах коридора. Тем, у кого не закружилась голова, предложат, наконец, чуть ли не впервые воспользоваться тормозами: летающий боком от конуса к конусу MINI по команде инструктора нужно тут же стабилизировать и остановить.
На разогревочной утренней «змейке» второго дня инструкторы быстро приводят в чувство сонные экипажи. Тех, кто усвоил вчерашний курс, видно сразу – по «змейке» они мчат размашисто и точно. Езда дальше предстоит разнообразная: полицейские развороты, перевод машины в движение задом и скоростные переставки.
Эффектные трюки – не просто способ отработать и закрепить полученные навыки. Каждый из них имитирует реальную дорожную ситуацию. Например, знание техники так называемого полицейского разворота, когда, двигаясь задом, водитель на месте разворачивает автомобиль и продолжает движение передом, поможет вывести машину из вращения. А умение залетать в «гараж» задом, развернув машину на пятачке, хорошо демонстрирует возможности по сбросу скорости боковым скольжением – в процессе разворота инерция автомобиля гасится очень эффективно. При этом сама машина продолжает двигаться в прежнем направлении – в точном соответствии с теорией.
Но самым практичным упражнением является переставка или объезд внезапно возникшего препятствия. Именно после резкого маневра на скользком покрытии машина теряет управление и улетает в кювет. Даже если водителю удалось уйти от столкновения, автомобиль нужно поймать, а сделать это очень непросто. В длинном коридоре из конусов даже на скорости 50 км/ч оказывается слишком мало места, поэтому работать приходится на опережение, корректируя скольжения еще до их начала. И если с включенной системой стабилизации выполнить маневр удается сравнительно легко, то без ее помощи MINI норовит выкосить все конусы при малейшем лишнем движении руля.
Наконец, езда по ледяному треку – самое быстрое упражнение, которое в идеальном случае полностью исполняется в скольжениях. Машина перекладывается из заноса в занос, требуя не только филигранной работы рулем и газом, но и выбора правильной траектории. Чуть раньше или чуть позже, чем надо, пустишь MINI в занос, и эффектно выставиться другим боком к следующему повороту уже не получится. Или получится, если техникой руления и работы акселератором за два дня успел овладеть в совершенстве.
Иван Ананьев