Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Бес изъяна. Первый тест-драйв Lada Kalina 2
Бес изъяна. Первый тест-драйв Lada Kalina 2
Тест-драйвы 21 мая 2013
Тест-драйвы 21 мая 2013
Бес изъяна. Первый тест-драйв Lada Kalina 2
Новая Lada Kalina с ее отличным дизайном, прекрасным для бюджетного автомобиля набором опций и очень неплохими ездовыми характеристиками спотыкается на досадных мелочах...
Бес изъяна. Первый тест-драйв Lada Kalina 2 
Считается, что для создания приличного образа мужчине необходимы хорошие часы и обувь, женщине – обувь и сумочка, а все остальное может быть дешевле и проще. АвтоВАЗу все лучше удается соответствовать сиюминутной моде, но при этом марка продолжает пренебрегать необходимыми банальностями. Новая Lada Kalina с ее отличным дизайном, прекрасным для бюджетного автомобиля набором опций и очень неплохими ездовыми характеристиками спотыкается на досадных мелочах.


Вот едешь на новой «Калине» по Самарской области – на верху центральной консоли красуется огромный монитор с отзывчивым сенсорным меню и красиво нарисованным понятным интерфейсом, в перчаточном ящике прячется USB-порт, руль сделан из такого мягкого, приятного на ощупь пластика, что поспорит со многими кожаными, прорезиненные шайбы климатической установки крутятся с правильным усилием, кондиционер приятно холодит нагретый солнцем салон… Все подогнано без зазоров, пластик панелей и дверей жесткий, но выглядит прилично, на центральной консоли – симпатичная вставка. Даже пряжки ремней безопасности на заднем сидении заботливо удерживают кармашки и прикуриватель подсвечивается.

Но вот нужно включить поворотник, и пальцы касаются неприятно жесткого рычажка, который нажимается с усилием и хрустом, дубовый подлокотник двери царапает локоть, подвывает вентилятор кондиционера, а главное – наполняющий салон вой ветра, беснующийся вокруг огромных зеркал, и раздражающий скрип сидений, которые нельзя заглушить даже музыкой - да хилые динамики и не справляются с мощностью аудиосистемы. После 100 км/ч уже надо напрягать связки и уши для разговора с попутчиком, а окна открывать и вовсе противопоказано – уши болеть начинают.

Какая мелочь, этот скрип. Но он портит все приятные впечатления от автомобиля. Сиденья скрипели в половине из десяти машин, предоставленных журналистам на первый тест-драйв долгожданной «вазовской» новинки. Значит, можно все-таки собрать машину так, чтобы не зудело, как на старом драндулете! «Дефект сборки», - пожимали плечами представители завода.


А еще по дороге из Тольятти в Казань в паре «Калин» заныли «сверчки», на одной машине перестала брызгать «омывайка» - видимо, сгорел предохранитель, на другой – вывалился блок стеклоподъемника, на третьей мы обнаружили течь масла – оказалось, что плохо прикручен болт, и на одном из колес красовался мятый ржавый грузик – это на новой машине! На тестовом полигоне при прохождении «змейки» у коллеги заклинил руль – представители завода заявили, что с потребителем такого не случится, он, мол, не будет крутить руль до упора на больших скоростях… И добавляли, что автомобили предсерийные, так что с товарной партией таких проблем не будет.

Базовые версии налета роскоши в виде красивой мультимедиа лишены, останется только скрип и шум. И в начальной версии «стандарт» шумоизоляция еще хуже, чем в «норме» и «люксе». Конструкторы утверждают, что над «шумкой» в Kalina 2 поработали: «залили» больше технологических отверстий, заменили материалы, установили большую по площади шумоизоляцию щитка передка. Передние подкрылки хоть как-то защищают от стука камней (они же скрывают провода и трубы, не уместившиеся под капотом), но сзади по-прежнему голые арки. Хорошо хоть, «Кама» специально для новой модели разработала новые шины – на предыдущие потребители жаловались за шумность и писк в поворотах. Шорох покрышек из салона и правда почти не слышно, только опять же – это достояние богатых комплектаций.

Продавать новые Kalina АвтоВАЗ начнет как раз с люксовых версий. Как объяснил вице-президент по маркетингу АвтоВАЗа Артем Федосов, эта практика позаимствована у партнера Nissan: надо сразу показывать потребителям максимальное оснащение новинки. Правда, предыдущая Kalina продавалась в 70% в средней версии «норма» и только по 15% приходилось на «стандарт» и «люкс».


Сиденья же во всех комплектациях одинаковы, разве что обивка разная, и это – самое слабое место в эргономике автомобиля. Помимо скрипа они утомляют плотной некомфортной набивкой: кресло как будто выталкивает тело, поясница чувствует выпуклости спинки – все время помнишь, что ты сидишь, и сидишь неудобно.

При этом к посадке и обзорности нет никаких претензий. Оконная линия осталась такой же низкой – видны все бордюры, но остался и старый недочет: даже передние стекла не опускаются до конца, а задние и вовсе останавливаются на середине. Все органы управления под рукой, в локтях просторно, не хватает разве что центрального подлокотника.

Сзади, конечно, тесновато, но водитель ростом 190 см за собой уселся так, что колени прижимать к груди не пришлось и над головой осталось место, есть все три подголовника, регулируемые по высоте, но не хватает дефлекторов – тепло или холод климатической системы поступает под передними креслами – получается, что в основном в ноги. Колесная база Kalina 2 выросла на 6 мм до 2476 мм. Увеличился и объем багажника – до 260 литров у хэтчбека и 361 у универсала. Хочешь увеличить грузовое пространство – придется помучиться: чтобы сложить спинку дивана, надо сначала вытащить подголовники, а это в Lada не так просто.


На багажнике появился электрозамок, соответственно, в салоне – кнопка (жесткая и тактильно неприятная), а в люксовой версии даже кнопочка на ключе. Не сэкономили на внутренней ручке, правда, она выглядит слишком хлипкой для своих саморезов. Открывать легко, но чтобы закрыть, придется преодолеть сопротивление тугих амортизаторов, а в конце сильно хлопать, чтобы крышка закрылась. Хорошо хоть, двери захлопываются с первого раза – в бюджетном классе это достижение.

Но как хороши силовые агрегаты! Базовый 87-сильный мотор с «механикой» попробовать не удалось, но 1,6-литровый 98-сильный в паре с «автоматом» и его новая версия, форсированная до 106 л. с., которая идет с МКП, оставили очень приятные впечатления.

Знакомый по Kalina и Granta «шестнадцатиклапанник» довели до 106 л. с. и 145 Нм крутящего момента, для чего доработали выпускную систему. Механическая коробка новая – точнее, она осваивается на конвейере с октября 2012 года и успела появиться на последних Kalina предыдущего поколения и Granta. У нее тросовый привод от японской компании Atsumitec, который позволил уменьшить продольные ходы рычага на 32 мм, многоконусный синхронизатор передней и второй передач, что позволяет включать их мягче и без хруста, механизм переключения перенесли в верхнюю часть – раньше он находился в масляной ванне, из-за чего зимой, при загустевании масла, трудно было включать передачи. Вместо минерального масла используется полусинтетическое от партнера – компании «Роснефть». За счет того, что теперь в машину изначально льют масло, а не так называемые «технологические жидкости», больше нет нужды заезжать на «нулевое» ТО для замены масла и регулировки клапанов.


И новой «ручкой» действительно приятно пользоваться! Рычаг четко, с адекватным усилием встает в нужный паз и не болтается в нем, ошибиться невозможно даже новичку, продольные и поперечные люфта в нейтрали невелики, ничего не вибрирует и не трясется. Заднюю передачу перенесли в положение «напротив пятой» - раньше она была левее первой, и нечеткий механизм ее включения приводил к ошибкам. Сцепление информативное – немецкая компания Shaeffler предоставила новую муфту выключения.

На первой передаче 1040-килограммовая Kalina со 106-сильным мотором и МКП разгоняется до 45 км/ч, на второй – до 80 км/ч с отсечкой на 6000 оборотах в минуту. Максимальный крутящий момент в 145 Нм доступен с 4000 оборотов в минуту, и на деле для резвых маневров и прытких обгонов нужно загнать стрелку тахометра за метку 3500. В таком веселом режиме движения средний расход составил 10,2 литра 92-ого бензина на 100 километров.

«Автомат» доступен только с 98-сильным мотором – тот же силовой агрегат, что и в Granta. Чтобы подружить двигатель АвтоВАЗа и коробку японской фирмы Jatco, потребовалось 1,5 года испытаний: два лета и одна зима в Сургуте, новое программное обеспечение блоков управления, более жесткий поддон двигателя и новая опора силового агрегата, а также новый маховик для коробки. Тандем получился замечательным! При спокойной езде передачи переключаются плавно и без рывков. А при необходимости быстрого разгона помогает кикдаун: запинка в пару секунд, затем «автомат» сбрасывает одну-две передачи, переключения происходят бодро, почти без задержки, с отсечкой на 5500 оборотах в минуту. Можно воспользоваться кнопкой «овердрайва» - тогда коробка не перейдет выше третьей передачи. При таких режимах езды расход топлива составил 9,8 литра на 100 километров.


На Kalina с АКП можно не бояться оказаться в хвосте колонны фур на двухполосной трассе, и городские маневры предсказуемы и легки. Остается только один страх потенциальных покупателей Lada с «автоматом» - как рассказал вице-президент по маркетингу АвтоВАза Артем Федосов, их потребители боятся забуксовать в грязи на машине, где они не могут сами контролировать переключения передач. По прогнозам АвтоВАЗа, на долю «автоматических» Kalina придется 15-20% продаж.

В коробки льют масло, поставляемое Jatco, на весь гарантийный срок, который составляет 50 000 км или 3 года. И ремонт, если таковой понадобится, тоже будут осуществлять сами японцы.

Энергоемкость подвески у Kalina – как у правильного отечественного автомобиля: колеса бодро отскакивают от ям и трещин, машина довольно устойчива на скоростях до 120-130 км в час. Увы, расплачиваться приходится немалыми кренами и заметной раскачкой на волнах асфальта – того и гляди подпрыгнет. Хотя по сравнению с предыдущей «Калиной» раскачка проявляется меньше: усилена жесткость кузова в проеме пятой двери, установлены новые энергоемкие буфера и более жесткий передок, унифицированный с «Грантой».


К тому же на новой «Калине» более жесткие подвески. Амортизаторы – от того же Скопинского автоагрегатного завода, но маркировка другая, отличаются и пружины. Как объяснил руководитель проекта Kalina 2 Олег Гуренков, передняя подвеска для этой модели действительно новая, позаимствована у Granta: пружины те же, а у амортизаторов настройки изменены в сторону большей комфортности. В общем, так и есть: Kalina 2 однозначно мягче «Гранты». На Kalina с «автоматом» амортизаторы от «механики» не отличаются, а вот пружины жестче, от старой Kalina Sport – это связано с большей массой силового агрегата. Наши измерения это косвенно подтверждают: у машины с «автоматом» на 10-20 мм меньше погрузочная высота и просвет до переднего бампера. Сзади также стоят амортизаторы от Granta, а вот балка по сравнению с первой Kalina осталась без изменений.

Заглянув под днище, мы обнаружили на стойках амортизаторов наклейку «тест-драйв». Говорит ли это о том, что подвескам тестовых прототипов уделяли особое внимание, которое не гарантировано товарным автомобилям? Выяснилось также, что стабилизатор поперечной устойчивости, также позаимствованный у «Гранты», стал толще на 2 мм – до 24 мм, и стойки стабилизатора толще – это также работает на большую устойчивость автомобиля.

На подъемнике удалось увидеть измененное крепление рулевой рейки: если раньше он крепился с помощью резиновой втулки хомутом, то теперь на кронштейн. Как объяснил Гуренков, предыдущей Kalina не хватало жесткости крепления, из-за чего рулевое управление отличалось размазанной околонулевой зоной и низкой информативностью, что и удалось улучшить с помощью нового крепления. Руль действительно не люфтит на «нуле», а реакция колес на поворот электрической «баранки» хоть и запаздывает, но водитель прекрасно чувствует, куда и на какой угол поворачиваются колеса.


Механики, с которыми мы обсудили крепление, высказали свои собственные комплименты: «Меньше будет гулять». Владельцы машины предыдущего поколения часто жаловались на недолговечность рулевой рейки и рулевых наконечников.

«Сервисмены» перечислили еще ряд типичных поломок: часто перегорали лампочки в фарах, проблемы с электростеклоподъемниками, по Granta - жалобы на шум подшипников генератора и, соответственно, его поломки. По словам Гуренкова, эти проблемы в Kalina 2 решены: генератор заменили – теперь их поставляет Bosch, стеклоподъемниками занимается Brose. Заменен и поставщик лампочек, центральный стоп-сигнал – светодиодный. Заменить лампочки в передних фарах совсем не сложно, а вот задний фонарь придется откручивать. Топливный фильтр по-прежнему сзади под днищем – самостоятельно заменить будет непросто.

На порогах Kalina 2 появилась антигравийка, но днище обработано мовилем, и имеются незащищенные места. Согласно официальной информации, оцинковка кузова составляет 38%.


В целом после прихода на завод альянса Renault-Nissan к качеству производства на АвтоВАЗе стали относиться внимательнее. И как раз ужесточен контроль на этапе выбора поставщиков – начиная с Granta. В частности, появилась оценка с точки зрения потребителя, ресурсные испытания по 60 000 километров, что привело, если верить статистике АвтоВАЗа, к тому, что дефектность на Granta в три раза ниже, чем на других моделях.

Значительную часть покупателей новой Kalina АвтоВАЗ видит во владельцах предыдущих. Как признался Артем Федосов (маркетинг), Lada меняют часто, раз в два года, и в ПТС машины быстро набирается по шесть владельцев, так что «калиноводам» уже рассылаются приглашения на будущие тесты в дилерских центрах. Также в потенциальную аудиторию входят начинающие водители, женщины и семьи, где Kalina могла бы стать вторым автомобилем.

Если отбросить «дефекты сборки», то Kalina в новом поколении остается самой очевидной покупкой для тех, чей бюджет упирается в 400 000 – 450 000 рублей. Это очень симпатичный компактный городской хэтчбек, который стал еще интереснее за счет более модной передней оптики и стильного оформления передка. Универсал в компактном классе все же смотрится всегда кургузо, хотя по внешним характеристикам «сарайчик» Kalina не уступит Skoda Fabia Scout. Многих расстроило, что вместо светодиодных бумерангов ходовых огней, красовавшихся на концепте, у серийной машины – хромированные вставки.


Машина стала устойчивее, но не потеряла комфортности на плохих дорогах. Жаль только, что шумоизоляция осталась ее слабым местом. Очень важно, что повысился уровень безопасности: уже в базе есть подушка безопасности водителя и сигнализатор непристегнутого ремня, в средней – две подушки и АБС, за доплату возможно и боковые, а в люксе в качестве опции со второй половины года будет доступна система стабилизации от Bosch. Подушки, ремни безопасности поставляет японско-немецкая компания Takata Petri. Кузов стал жестче, машина выросла в длину – на 43 мм до 3893 мм хэтчбек и на 44 мм до 4084 мм универсал, увеличились свесы, а значит – больше зона демпфирования при аварии. Но машина осталась компактной, с маленьким радиусом разворота и легким рулем на парковке – отлично для города.

Конечно, базовая комплектация, стоимость которой будет начинаться с приятных 324 000 рублей и 331 000 за универсал, хорошим оснащением похвастать не может. Цены на среднюю, потенциально самую продаваемую, пока не объявлены. Топовая версия стоит 445 000 рублей – с этой отметки уже начинаются цены на Volkswagen Polo Sedan, Hyundai Solaris, Nissan Almera. Но у Kalina с такой ценой уже неплохой список оборудования и доступны хорошие опции: парктроник, датчик дождя и света, обогрев лобового стекла, во второй половине года появится навигационная система, которая будет работать на основе GPS-ГЛОНАСС. Чьи планируется использовать карты, пока не сообщается.


Радуют и детали: дисплей бортового компьютера между приборами, индикация режимов «автомата», сигнализатор не выключенных фар. Удивительно, что на российском автомобиле защита картера предлагается за доплату, по умолчанию ставятся лишь пыльники – металлический на «автомат» и пластиковый на «механику». Дорожный просвет от пыльника на машине с МКП составляет 180 мм, с «автоматом» - 185 мм, но с защитой будет на сантиметр-другой меньше. Маловат для наших дорог объем бачка омывателя – около трех литров, а четыре струи – слишком неэкономно. Зато у «дворников» большая зона очистки, задний – просто огромен!

Машина долгожданная, но очередей в первое время, видимо, не будет. Во-первых, сначала в продажу поступит люксовая версия, на чью долю приходится 15% продаж модели. Во-вторых, впервые АвтоВАЗ намерен сначала накопить месячный запас автомобилей, а потом начать продажи – видимо, памятуя ситуацию с Largus. Но большинство все же будут ждать средних комплектаций, которые появятся в продаже немного позже.


Светлана Алеева
Комментарии