Юбилей одной легенды. Тест-драйв Golf GTI 35 edition
Тест-драйвы 22 мая 2012
Тест-драйвы 22 мая 2012
Юбилей одной легенды. Тест-драйв Golf GTI 35 edition
Как сделать хорошую машину, которая даст начало целому классу автомобилей без создания маркетологами искусственного культа? По большому счету, самый внятный ответ получился только у Volkswagen...
Volkswagen Golf GTI Edition 35 
Успеха проще достичь за счет хитрых уловок маркетологов. Сложнее сделать хорошую машину, которая даст начало целому классу автомобилей без создания искусственного культа. По большому счету, это получилось только у Volkswagen – с его Golf и гольф-классом и с его Golf GTi – первым массовым хот-хэтчем в истории. А GTi в этом году стукнуло 35 лет – такими жизненными сроками могут похвастаться только ВАЗовские «семерки». По этому поводу VW выпустил Golf GTI Edition 35, который заставил AutoNews.ru задуматься о годах и достижениях. Ну, и, конечно, прокатиться!

35 лет – это, как говорил один обворожительный мужчина, полный расцвет сил. Уинстон Черчилль, например, в эти-то годы стал министром внутренних дел, заняв чуть ли не самый влиятельный в Великобритании пост. А GTI в свои 35 в лице спецверсии GTI Edition 35 научился разгоняться до 100 км/ч всего за 6,6 секунды – это лучший показатель за всю жизнь хот-хэтча.

Но бывали в его истории и разочаровывающие страницы. Впрочем, как и в жизни любого.


Начиналось все с тайн, жажды скорости и мечты: в 1974 году группа сотрудников VW секретно начала работать над проектом Sport Golf. Ведь если обычный Golf создавался как скромный, доступный, но достойный автомобиль для повседневной езды, то «спортивный» должен был поразить горячим нравом и при этом не превратиться в жесткий спорткар. Этот принцип свято блюдут и сегодня – удобству сидений Golf GTI 35 Edition можно петь оды! Жесткое, но при этом комфортное, обнимающее боковыми поддержками – в нем можно просидеть часы в пробках, проехать тысячи километров и вжиться во время виражей на треке. Единственная претензия – посадка высоковата, хочется быть ближе к центру тяжести.

Кстати, сначала заговорщики планировали делать хот-хэтч не из Golf, а из Scirocco… Однако за основу взяли трехдверный Golf, а силовой агрегат позаимствовали у Audi 80 – 1,6-литровый двигатель мощностью 110 л.с. В передней подвеске появился стабилизатор, пружины укоротили на 20 мм и прижали машину ближе к земле. Обсудив, чем спортивная новинка должна отличаться на глаз, энтузиасты решили столкнуть в отделке черный и красный цвета, в частности отметить красным решетку радиатора, рукоятку рычага КП сделать в форме мячика для гольфа, а обивку – в клетку.

Чтобы отличить Golf GTI 35 Edition от просто GTI придется присмотреться: юбилейная версия имеет иной передний бампер, красную прострочку сидений, стояночного тормоза, руля и рычага КП, на спинках кресел – логотипы 35. Казалось бы, ничего такого. Но он умеет чем-то привлечь внимание. Есть что-то в его облике, что заставляет всех поворачивать головы и прислушиваться к низкому голосу, а затем уже замечать детали. Правда, большинство поклонников GTI все же предпочитают делать машину более очевидно особенной – это один из самых популярных автомобилей для тюнинга.

Вернемся к истокам. Рождение первого горячего «Гольфа», еще в виде концепта, произошло в 1975 году на Франкфуртском автосалоне. В этом году появилось на свет немало красивых женщин – Анджелина Джоли, Ева Лонгрия, Дрю Берримор, Натали Имбрулья, Мила Йовович. Билл Гейтс с приятелем создали компанию Microsoft, Советский Союз экспериментирует с пуском автоматических станций на Венеру. Самое знаковое событие – открытие первого ресторана McDonald’s с окошком для автомобилистов.

Хот-Golf был отмечен индексом GTi, что означало Grand Tourer Injection (от итальянского Gran Turismo Iniezione) – последнее слово объясняло, что мотор оснащен впрыском. В июне 1976 года новинка поступила в продажу в Германии. Изначально планировалось выпустить 5000 автомобилей… К своему 35-летию «Джи-Ти-Ай» разошелся по свету в 2 миллионах экземпляров.



Golf GTi стал для многих европейцев первым допуском к эмоциональной езде – автомобиль разгонялся до 100 км/ч около 9 секунд. И сегодня европейская молодежь предпочитает в качестве первой машины спортивный хэтчбек.

В 1982 году VW представляет свой первый турбодизель, и модель GTD – в тех же цветах, с похожим интерьером, с расширенными колесными арками и разве что серебристыми полосками на кузове вместо красных – становится дизельным зеркалом GTi. Хот-хэтч к тому времени достиг уже пятилетнего статуса – в этом возрасте близняшки-актрисы Мэри-Кейт и Эшли Олсен стали владелицами собственного продюсерского центра.

В 1983 году Golf GTi под именем Rabbit GTi доехал до США. Американцам достался 1,8-литровый мотор мощностью 90 л.с. А в Европе уже готовится второе поколение, которое появится в 1984 году, так что с первым Golf GTi прощаются финальной версией Pirelli Edition – двойные фары, тонированные стекла, кожаная отделка рулевого колеса и, конечно, шины Pirelli.

Второй GTi получил новое шасси, а 1,8-литровый двигатель остался тем же.

Более значительные перемены произошли с приходом третьей генерации в 1987 году – автомобиль впервые оснащается 2-литровым мотором. Два года спустя силовой агрегат обновляют еще раз – теперь он способен развивать 139 л.с. мощности, в оснащении появляется ABS. Также представляют полноприводную версию, выпущенную ограниченной серией GTi Rallye – правда, ее потенциал разочаровывает поклонников – 1,8 литра и 158 л.с. Классические GTi так и остаются переднеприводными.

Будучи тинейджером, Golf столкнулся со всеми сопутствующими проблемами – душевными терзаниями, комплексами и разочарованиями. В 1993 году, когда Golf GTi исполнилось 17 лет, хот-хэтч потерял статус «самого мощного Golf», уступив его новому Golf VR6. Его 173 л.с. GTi мог противопоставить только 115 л.с. своего 2-литрового мотора, а позже – 150 л.с. шестнадцатиклапанной модификации GTi V16.

Однако лавры у хот-хэтча более мощная новинка не отняла, так как, по общему признанию, GTi рулился лучше.

Это и сейчас его основное достоинство. Ужасно скучно рассказывать про предсказуемость рулевого управления и тормозной системы того же GTI 35 Edition, зато весело играться на дороге – как на прямой, так и в извилистых поворотах, чувствуя себя ловким и умелым гонщиком, при этом оставаясь в безопасности и под защитой аккуратной подвески и систем помощи. Колеса упруго подпрыгивают на стыках и неровностях, заботливые пружины берегут от ударов кузов, при этом в поворотах машина даже не пошатнется. Идея, родившаяся в 1974 году, по-прежнему реализуется с немецкой четкостью: горячий нрав комфортного хэтчбека, не перешедший в бескомпромиссность спорткара.

Готовя пятое поколение, тактических ошибок с мощностью VW решил больше не допускать. В свое 25-летие Golf GTi вступил с новыми силами и амбициями, отметив его юбилейной спорт-версией 25 Jahre GTi – 180 л.с.! А пятое поколение хот-хэтча ворвалось на рынок в 2004 году под лозунгом GTi is back! 200 л.с. нового 2-литрового турбомотора TFSI, работающего в паре с шестиступенчатой трансмиссией. В стандарте – система стабилизации, подвеска – McPherson спереди, многорычажка сзади, клиренс – на 15 мм меньше, чем у стандартного «Гольфа».

В 2007 году GTi стукнул тридцатник, и к этой важной вехе Golf подошел с опытом прожитых лет и уверенностью в будущем. Было выпущено целых две спецсерии Golf GTi V – Edition 30 в честь 30-летнего юбилея и еще одна Pirelli. Обе модификации оснащались 2-литровым TFSI мощностью 230 л.с.

Моторы у шестого Golf по-прежнему 2-литровые, в том числе и у GTi. Но немцы научились вытягивать из них в два раза больше сил. Юбилейная 35 Edition получила прибавку в 25 л.с. (до 235) по сравнению с обычным GTi VI и разницу в разгоне до 100 км/ч в 0,3 секунды. Крутящий момент вырос на 20 Нм, достигается теперь позже – с 2200 об/мин – и длится бесконечным удовольствием до 5500. При этом средний расход не обидный – около 10 литров на 100 км. Заодно, аббревиатура GTi уступила место «капсовой» GTI - маркетологи решили, что так заряженная версия будет заметнее.

При переключении трансмиссии в спортивный или ручной режим стрелка тахометра сразу подпрыгивает на пару делений вверх, выражая готовность к действиям. Педаль стремительно уходит в пол, нетерпеливое урчание мотора нарастает, асфальт гладко ныряет под колеса – кайф! Если б только не DSG...

До поры до времени претензий к работе коробки нет, она вовремя втыкает нужную передачу. И только расслабишься, как вдруг, при разгоне или в повороте, DSG задумывается о переключении и неожиданно решает сменить темп, не беспокоясь о желаниях водителя. Проклятый «двухсцепленчатый» робот VW – единственный недостаток автомобиля.

Golf давно перестал быть дешевым хэтчбеком для масс, а GTI – уже не доступный спортивный автомобиль на каждый день. За обычный GTI в России придется отдать больше миллиона рублей, а юбилейный GTI Edition 35 обойдется почти в 1,5 млн. С другой стороны, это неплохая инвестиция в будущее – если до сих пор фанаты активно приобретают подержанные «гти» аж первого поколения, то спецсерии в силу эксклюзивности и вовсе идут нарасхват. И когда Golf GTi стукнет лет 50, то приятно будет вспомнить былое. А может, еще и заработать – чисто с немецкой практичностью.



Николай Загвоздкин
Комментарии