Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
Mazda Ice Race 2012: кенгуру на российском льду
Mazda Ice Race 2012: кенгуру на российском льду
Тест-драйвы 19 марта 2012
Тест-драйвы 19 марта 2012
Mazda Ice Race 2012: кенгуру на российском льду
Первый день весны в этом году ознаменовался организацией российским офисом Mazda ледовой гонки MX-5 Ice Race. В прошлом году, российская команда выиграла гонку у австралийцев и те потребовали матча-реванша, причем согласились приехать в Россию...
Mazda Ice Race 2012: кенгуру на российском льду  
...Самолет качнул крылом, заходя на посадку в морозный вечерний Екатеринбург. Где-то там внизу, на искрящемся льду озера томятся накрытые тентами Mazda MX-5 Aori в ожидании двух бурных дней. Мы, российская команда автожурналистов, прилетели на MX-5 Ice Race 2012 – соревнование, устраиваемое Mazda второй год подряд.

Aori. Романтично звучащее японское слово, переводится примерно как «быстрый ветер». Это российский проект инженеров из Mazda Sport Academy. Рецепт был хирургически выверен – отсечь у родстера все лишнее (срезана крыша, из салона выкинуто все ненужное, хотя – зачем оставили магнитолу?), добавить необходимое (каркас безопасности, единственное спортивный ковш Sparco Evo с четырехточечными ремнями безопасности, смонтирован огнетушитель, поставлен гоночный трехспицевой руль), улучшить имеющееся (усилены тормоза, существенно перенастроена подвеска). И вот он – восхитительный результат под названием MX-5 Aori! Ну что ж, будем знакомиться.

Первый день весны в этом году ознаменовался организацией российским представительством Mazda матча-реванша - ответной ледовой гонки MX-5 Ice Race. В прошлом году мероприятие в этом формате проводилось в Швеции, на льду озера Каллшен. Тогда российская команда, поначалу рухнувшая на 17-е место, сумела собраться с силами и ценой невероятных усилий вырвать победу у всех, взлетев к «золоту»! Ошеломленные австралийцы не могли снести такого позора и потребовали реванша.

И вот теперь под окнами отеля Ramada на прозрачном льду, покрывающем 50-метровой глубины карьер, усилиями Mazda Sport Academy, их директора Олега Кесельмана и водителя грейдера, чье имя осталось неизвестным, развернута трасса длиной 1350 метров с восемью поворотами. Грейдерист, по рассказу Олега, оказался совершенно удивительным человеком. Посмотрев схему трассы и выслушав Кесельмана, он по-сибирски немногословно сказал: «Сделаем», сел за руль грейдера и за первый же заход вычертил практически идеальную трассу, потребовавшую лишь косметических доработок. Уже потом выяснилось, что водитель грейдера в прошлом занимался мотоспортом и имеет звание кандидата в мастера спорта по мотокроссу. Воистину, неисповедимы пути Господни.

Брифинг. Подробный рассказ Кесельмана про трассу, обсуждение техники прохождения каждого поворота. Все сурово и по-взрослому серьезно. В этот момент понимаешь, что ждет отнюдь не развлечение, а серьезная работа и ответственность. Тем паче, на кону честь России перед лицом австралийской сборной, проделавшей совершенно сумасшедшей длины и сложности маршрут со множеством пересадок, чтобы сразиться с россиянами на льду екатеринбургского карьера.

Формат гонки был объявлен очным, но при этом у организаторов была четкая установка сберечь автомобили, поэтому, к разочарованию некоторых участников, боевой шип был отвергнут, и машины обули в гражданские шипованные шины Michelin X-Ice II. Зато, для разнообразия гонки и дополнительных возможностей совершить обгоны, Кесельман придумал очень интересную «фишку» - первый послестартовый поворот раздваивался, позволяя выбрать один из вариантов прохождения трассы. Внешняя дуга была плавнее, но длиннее; внутренняя – короче, но имела в конце шикану, перед которой приходилось серьезно сбрасывать скорость. Планировалось, что скорость прохождения обеих дуг будет примерно равна, и гонщик может воспользоваться свободой, дабы на своем мастерстве или ошибке соперника обойти его на развилке.

Тренировочные и отборочные туры. Солнечное морозное утро. Минус 19 градусов на термометре, и сдернутые с родстеров тенты рождают мысль – а не будет ли холодно за рулем? Впрочем, год назад ребята катались в -31. Как вскоре выяснилось – уж что-что, а холодно не будет вообще. Отсутствие крыши никак не сказалось на температурном комфорте – печка исправно «жарила» горячим воздухом, создавая подобие «воздушного шарфа», а руление, далекое от расслабленного стиля, дополнительно согревало организм адреналином.

Ну что ж, за руль! Втискиваюсь сквозь каркас безопасности в ладный "ковш", туго застегиваюсь ремнями, попутно в очередной радуясь своей скромной комплекции. Перед глазами – контрольная метка на руле, под руками в перчатках – его бархатный обод. Ободряюще горит желтая надпись DSC OFF, тихо урчит мотор на холостых оборотах. Выкатываюсь на питлейн, отмашка, старт!

Первое ощущение – скользко, очень скользко! Голый лед и гражданская резина на заднем приводе – это не шутки. Оперировать газом надо ювелирно, чуть перебрал – и ловишь машину. Кесельман был прав на брифинге – вся трасса проходится на одной третьей передаче. Машина чутко откликается на руль и газ, чувствуется большой запас возможностей, которые полностью можно раскрыть на асфальтовой трассе. Но под колесами лед, а у нас задний привод, что является достаточно специфичной комбинацией. Поэтому еду аккуратно, размеренно, в удовольствие. Со второго круга начинаю чувствовать родстер и его поведение, родниться с машиной. Но увы, 10 минут пролетают как одно мгновение, и с сожалением в сердце машину приходится отдавать партнеру по команде. Что ж, результаты более чем скромные, но впереди еще три заезда и возможность выйти в гонку! Как выяснилось – не суждено.

Изначально было запланировано четыре заезда по 10 минут для каждого участника, из которых два – тренировочных, не идущих в зачет, и два квалификационных, по их итогам отобраны 12 лучших для участия в гонке. В итоге, из-за нехватки времени, регламент был пересмотрен, квалификационная гонка получилась лишь одна.

Второй тренировочный заезд вышел для меня неудачным – адреналин забурлил в крови, я стал пытаться ехать быстрее, как следствие – совершать ошибки, вылавливать родстер из заносов. Пару раз развернуло, пару раз вылетел с трассы. В квалификации буду аккуратнее, подумал я. Не тут-то было. Пара кругов, ошибка на выходе из шиканы перед питлейном – и я, глухо стукаясь шлемом о каркас, взлетаю высоко на бруствер, позорно повисая на нем всем корпусом родстера. Место было «выбрано» мной крайне неудачно, и, чтобы не останавливать заезд, организаторы разумно решают не выдергивать меня с бруствера до истечения 10 отведенных минут. Так и приходится мне лишь провожать глазами пролетающие мимо круг за кругом ярко раскрашенные машины и горестно вздыхать, понимая, что выход в стартовую решетку гонки мне теперь не светит.

После окончания отборочных заездов первого дня двенадцать самых быстрых журналистов разделили на четыре команды по трое. Прибывшие австралийцы шли вне квалификации – их было всего шестеро, поэтому на усмотрение самих гостей образовалось две команды «антиподов». И тут нас всех ожидал гвоздь программы – да не один, а шесть. Шесть тренеров, которых по результатам жеребьевки распределили по командам, да каких! Люди-легенды автоспорта, имена которых говорят сами за себя. Вот многократный чемпион России и СССР по кольцевым гонкам, еще в 90-х годах гонщик британской Формулы-3, Виктор Козанков. Вот мастер спорта и спортсмен международного класса, Борис Шульмейстер. А вот – харизматичный и обаятельный Владимир Черевань, гонщик от бога и любимец публики. Здесь же чемпион России по ралли Станислав Грязин, знаменитый кольцевик Александр Сотников и раллист Денис Левятов. Одни звезды!

Спортсмены успели опробовать трассу после наших тренировок – и опробовали ее по полной: быстрее всех проехали Шульмейстер и Козанков, а лучшее время Бориса было на три секунды лучше быстрейшего из журналистов.

Нас, выпавших из основной гонки, распределили в качестве помощников по командам. Я в этой роли попал в команду к Виктору Козанкову. Состав его подопечных – три бойца: пылкий и неумолкающий ни на минуту Вадим Гагарин, спокойный Петр Ястребов и самый быстрый из этой тройки по результатам квалификации Михаил Кульдяев. Слушать Виктора и впитывать его многолетний опыт – одно удовольствие, и вечер пролетел за беседами и обсуждением тактики завтрашней гонки.

Утро встречает неожиданностью – в Екатеринбурге внезапно выпал снег. Говорят, почти месяц здесь не было осадков вообще, и Олег Кесельман сетовал на то, что с замерзшего озера пришлось сгрести буквально каждую снежинку, чтобы выгородить брустверами трассу. И вот, пожалуйста – теперь трасса завалена снегом, условия стали совершенно другими. На тренировочных заездах участники поначалу выполняют работу грейдера, едут по заваленной снегом трассе небыстро (да быстро и невозможно), времена кругов пугающе велики, но потом лед раскатывается, снег начинает прекращать сыпаться сверху, и настроение гонщиков улучшается вместе с временами прохождения кругов.

И вот оно! Волнующий момент – старт гонки. На кону честь российской сборной, к каркасам машин прикручены флаги – четыре российских и два австралийских, гонщики заняли места за рулем. Формат гонки достаточно прост: продолжительность 50 минут, каждый из пилотов обязан находиться за рулем не менее 10 и не более 20 минут. На смену пилотов положены ровно 2 минуты и ни секундой меньше, в противном случае – пенализация. Наказание также следует и за сбитые конусы, за вылеты и за силовую борьбу. Желание поберечь машины понятно – за предыдущий день половина MX-5 лишилась решеток радиаторов, а одна совсем сошла с дистанции с разбитым радиатором.

Поехали! Тренировки и наставления мастеров не прошли даром – все стараются ехать собранно и аккуратно. И если накануне было много вылетов и разворотов, то теперь их можно перечесть по пальцам – гонка идет чисто, как по-писаному. Находка Кесельмана с двойным первым поворотом оказалась очень интересной и неоднозначной. За предыдущий день тренировок большинство участников облюбовало внешнюю дугу – по ней получалось проходить поворот ровнее и чуть быстрее, чем по внутренней. В гонке все также начали вести себя по накатанной схеме, но когда внешнюю дугу основательно раскатали, выяснилось, что можно выгоднее проехать по внутренней, используя снежные зацепы, чем не преминули удачно воспользоваться несколько гонщиков.

Но вот, за несколько кругов до финиша под крики болельщиков разворачивается нешуточная и очень красивая борьба двух лидеров – Петровского и Мельникова. Борьба ожесточенная, практически на грани фола. За круг до финиша Петровский не выдерживает и уступает напору Мельникову – тот финиширует первым. Австралийцы же старались изо всех сил, но их не спасли ни тренировки у себя на родине (они рассчитывали на боевые шины со спортивными шипами и тренировались на гравии), ни прикрученные к каркасам амулеты – фигурки коалы и кенгуру. Все три призовых места берут российские команды: на первом месте Bordeaux под тренерством Череваня, на втором Red Army Сотникова, ну а бронза достается нашей команде – Ultraviolet под руководством Козанкова!

Остается товарищеский суперфинал, в который делегируется по три самых быстрых гонщика от России и Австралии. И опять не везет австралийцам – вырвавшийся вперед пилот совершает ошибку и садится «брюхом» на бруствер, теряя лидирующую позицию. Опять все три первых места за россиянами!

На стартовой прямой быстро сооружается импровизированный подиум – расставлена тройка родстеров, шампанское ждет своего часа, а сверкающие золотом на солнце кубки сейчас будут вручены победителям. И вот она – радость награждения, обливания шампанским, восторженные крики и братания русских с австралийцами. Несмотря на поражение, они не теряют самообладания и приглашают на свою территорию в будущем году – отыграться на гравии.

Машины остывают на холоде, утихает гоночный накал страстей, и начинаешь перебирать в памяти множество воспоминаний этих двух насыщенных дней. Будет, что вспомнить до следующего MX-5 Ice Race, будет, чего ждать! Aori - быстрый ветер – не в состоянии стихнуть до штиля.



Антон Жуйков
Фото - Евгения Акилова

Комментарии