Тата Nano сэкономит на водителях
Тата Nano сэкономит на водителях
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Новинки 28 февраля 2008
Новинки 28 февраля 2008
Тата Nano сэкономит на водителях
Компания Тата и изготовители автомобильных комплектующих нашли уникальные подходы к постройке сверхдешевого автомобиля...
Tata Nano: где сэкономили при создании сверхдешевого автомобиля 
Индийская Tata Motors празднует победу. Компании первой в мире удалось создать сверхдешевый автомобиль для развивающихся рынков. Понятно, что при цене в 2000 долларов автомобиль должен состоять из компромиссов. Компания Тата и дюжина поставщиков различных автомобильных комплектующих нашли несколько оригинальных решений для удешевления производства.

Индусам удалось создать автомобиль, который выглядит вполне пристойно. Это не моторикши с матерчатым верхом без окон и без дверей, и так заполонившие дороги юго-восточной Азии. Tata Nano – вполне симпатичный четырехдверный, пятиместный (если считать тщедушных недоедающих индусов) автомобиль, который на полметра длиннее двухместного европейского Smart ForTwo и на те же полметра короче традиционного европейского мини-кара – FIAT Panda.

При конструировании автомобиля был объявлен принцип экстремальной экономии. После нескольких лет секретных работ начали проявляться детали проекта. Только инженерам Тата этого было мало, и в компании урезали в автомобиле все, что могли.

Например, на лобовом стекле оставили только одну простейшую щетку – две уже слишком дорого. В базовой модели (в той, что укладывается в объявленные $2000) нет радио, усилителя руля, стеклоподъемников и кондиционера. На приборной панели остались только самые важные приборы: спидометр, одометр и указатель уровня топлива. С другой стороны, подавляющему большинству индийских автомобилистов не привыкать к такому аскетизму – у моторикш часто нет и этого.

На Тата Nano будут стоять маленькие 12-дюймовые колеса с креплением только лишь на трех болтах. Для снижения стоимости и веса на двигателе будет стоять только один балансировочный вал вместо привычных двух. Да и сам двигатель – это всего лишь 624-кубовый двухцилиндровый моторчик размером с две традиционные бутылки пива. Мощность двигателя – 33 л.с. Еще более крошечный Smart имеет моторчик помощнее.

Каждый поставщик постарался упростить и удешевить те детали, котрыми он занимался. В частности, компания Bosch приняла вызов и разработала для Nano детали, которые легче, дешевле и проще, чем для обычного автомобиля. 35-амперный генератор от Bosch весом 5,6 кг легче и проще обычного генератора. Тот же Bosch адаптировал для легкового Nano дешевый мотоциклетный стартер и поставил для машины облегченные датчики. Изготовители электронных мозгов убрали из системы управления двигателем 700 функций из 1000. Теперь стало возможно использовать в автомобиле очень простые микросхемы.

Для того чтобы снизить вес автомобиля до 580 кг, в машине не должно быть никакого дополнительного оборудования. Двигатель сразу задумывался как двухцилинровый – наиболее дешевый вариант. В деталях поставщики старались использовать более легкие материалы.

Другие низкобюджетные идеи связаны с распространением автомобилей. Чтобы снизить конечную цену автомобиля для покупателя, компания Тата готова отказаться от посредничества дилеров и продавать автомобили самостоятельно – непосредственно потребителям. Это решение позволит сэкономить на доходах дилеров и уменьшить логистические издержки. Вместо того чтобы отгружать готовые автомобили дилерам, Тата будет поставлять почти собранные автомобили на мини-заводы-спутники. На этих мини-заводах будет производиться досборка машин, а покупатели заберут свои автомобили прямо у ворот завода.

Немалую роль в ценообразовании Tata Nano сыграет и сверхнизкая стоимость рабочей силы в Индии. Завод будет располагаться в Западной Бенгалии, где рабочим не требуется переплачивать.





Кирилл Орлов