branding imagebranding image
Autonews
Коммерческий транспорт
Подписаться на Telegram-канал

Газпромбанк предупредил о второй волне роста цен из-за сбора с грузовиков

Газпромбанк подсчитал, что сам по себе дорожный сбор добавит к инфляции немного, а вот его повышение с 1 марта 2016 года сможет разогнать рост цен...
Аналитики Газпромбанка подсчитали, что сам по себе дорожный сбор добавит к инфляции немного, а вот его повышение с 1 марта 2016 года сможет разогнать рост цен.

«Эффект от ввода в действие платы за проезд по федеральным дорогам с грузовиков массой свыше 12 т на инфляцию составит 0,5 п.п. на горизонте шести месяцев», — пишут в своем обзоре аналитики Газпромбанка Гульнара Хайдаршина, Сергей Васин и Михаил Ганелин. В более долгосрочной перспективе они прогнозируют, что влияние нового дорожного сбора на инфляцию будет значительно выше — на уровне 1–1,5 п.п. Это связано с тем, что 1 марта 2016 года правительство намерено поднять тариф на пользование федеральными трассами с сегодняшних 1,53 руб. за 1 км до 3,06 рублей.


Как считают авторы исследования, повышение сбора приведет к автоматическому росту расходов на автомобильные перевозки — до 17–20%. Дополнительным фактором, влияющим на увеличение стоимости транспортных перевозок, в Газпромбанке называют снижение предложения на рынке из-за ухода с рынка ряда автоперевозчиков.

«Сейчас доля транспортных расходов в себестоимости потребительских товаров <...> является существенной, мы оцениваем ее в 10%», — говорится в обзоре. Авторы исследования также добавляют, что в России многие производители и ретейлеры имеют собственные транспортные службы, поэтому введение дорожного сбора может оказать двойной эффект на конечную стоимость товара для потребителя: свои дополнительные издержки на цену товара могут перенести и производители, и розничные сети.

Оценка Газпромбанка степени влияния на инфляцию совпадает с той, которую накануне высказал глава Сбербанка Герман Греф. «Система взимания платы с фур за проезд по федеральным дорогам «Платон» введена в эксплуатацию с проектными ошибками», — заявил он, добавив, что все это отразится на логистике, строительстве и ассортименте товаров в магазинах. По мнению Грефа, в следующем году вклад в инфляцию нового сбора составит 1,5 п.п.

В ЦБ и Минфине считают, что влияние введения платы за пользование федеральными автодорогами многотонными грузовиками на динамику инфляции будет несущественным и составит около 0,1 п.п. С финансовыми ведомствами согласны и в Минтрансе: глава министерства Максим Соколов заявил, что долгосрочный эффект от введения сбора просчитывался. «Размер нагрузки на экономику в целом, на ВВП, транспортные услуги находится за пределами арифметической погрешности», — цитирует его слова «РИА Новости». Соколов привел пример, что, если фура перевезет 20 тыс. пакетов молока на расстояние 100 км с учетом действующего сбора, себестоимость пакета возрастет на 1,5 коп., если на 1000 км — на 15 коп.


Минэкономразвития оценивает вклад нового сбора в инфляцию на уровне 1–2 п.п. Учитывая, что базовый официальный прогноз по инфляции в 2016 году составляет 6,4%, сбор может увеличить его почти на треть (если ориентироваться на вклад сбора в инфляцию в 2 п.п.).

Текущий прогноз Sberbank CIB по инфляции в 2016 году составляет 7%. «По итогам минувшей недели темпы недельной инфляции остались на уровне 0,1%. В результате темпы годовой инфляции, по нашим оценкам, снизились до 15,1% (в октябре они составляли 15,6%)», — пишет в своем сегодняшнем обзоре аналитик Sberbank CIB Том Левинсон. Как полагает эксперт, тенденция к замедлению инфляции, вероятно, сохранится благодаря эффекту высокой базы сравнения и обеспечит Банку России достаточно оснований для снижения ставки: к середине 2016 года она может опуститься на 250 б.п., до 8,5%.

В Газпромбанке считают, что к концу года рост цен может составить 12,7% в годовом выражении при сохранении текущих темпов недельной инфляции. Однако в следующем году, по мнению Гульнары Хайдаршиной, из-за влияния дорожного сбора темпы инфляции могут оказаться выше ожидаемых, в связи с чем ЦБ будет ограничен в в возможностях смягчения денежно-кредитной политики и снижения процентной ставки.

Плату за проезд большегрузных автомобилей весом более 12 т по федеральным трассам ввели с 15 ноября. Расчет платы производится в специальной системе «Платон», созданной компанией «РТ-Инвест Транспортные системы» — это совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестиционного фонда «РТ-Инвест» («дочка» госкорпорации «Ростех»). Неоплаченный проезд или отсутствие счетчика будут наказываться штрафами как для водителей, так и для владельцев транспортных компаний.

Введение налога спровоцировало протесты дальнобойщиков в регионах, которые жалуются не только на сам сбор, но и на массовые сбои в системе. На прошлой неделе прошла вторая волна забастовок. Водители-дальнобойщики перекрывали улицы, устраивали «цепи протеста» вдоль трасс и пикетировали офисы системы «Платон». По подсчетам РБК, акции протеста прошли как минимум в 24 регионах. На 30 ноября намечена общероссийская акция протеста дальнобойщиков, которая пройдет в Москве.

Альберт Кошкаров, РБК
Фото: РБК