Перезапуск проекта при поддержке Volvo
Autonews
Перезапуск проекта
при поддержке Volvo
Коммерческий транспорт

Фургон из комиссионки. Как транспортные компании экономят в кризис

Многие потребители сокращают тоннаж и выбирают более экономичные комплектации грузовиков...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Совокупная стоимость переданного клиентам имущества лизинговых компаний за первые шесть месяцев 2015 года составила около 244 млрд руб. По данным рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА») и Объединенной лизинговой Ассоциации, это на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом падение оборота у ведущих компаний, занимающихся автотехникой, составило от 20 до 50% — примерно таким было снижение объема заказов со стороны крупнейшие клиенты.


Согласно статистике агентства «Автостат-Инфо», которое собирает данные о регистрациях нового и подержанного автотранспорта и спецтехники, за первые шесть месяцев 2015 года рынок легких коммерческих автомобилей просел на 35%, а в сегментах средне— и крупнотоннажной техники, как и в секторе специальных машин, падение было еще более значительным. В отдельные месяцы первого полугодия снижение продаж грузовиков превышало 60%, и некоторые эксперты прогнозируют еще более удручающие результаты к концу года. В период экономической нестабильности многие потребители отказываются от покупок коммерческой техники. Лизинговые компании отмечают увеличение числа возвратов техники клиентами, которые больше не способны осуществлять регулярные выплаты.

Цены на технику растут, а потребность в ней сокращается. В докризисный период многие инвестировали в технику в расчете на рост объема заказов, но сегодня лишь немногие компании сохраняют прежние объемы бизнеса. В условиях кризиса объемы операционной деятельности ожидаемо снижаются, и многие потребители сокращают тоннаж и выбирают более экономичные комплектации грузовиков. Другие переходят на дешевую технику отечественного или азиатского производства. По словам начальника отдела логистических операций провайдера услуг экспресс-доставки DPD в России Дмитрия Воеводина, перевозки в малом и среднем секторах все чаще выполняются на машинах российского производства: «Многие наши подрядчики в последний год стали активно заменять импортные фургоны Citroen Berlingo, Renault Kangoo и Fiat Doblo на отечественный Lada Largus. На смену более крупным малотоннажникам Fiat Ducato, Citroen Boxer и Ford Transit все чаще приходит «Газель Next».


Самой распространенной схемой покупки в кризис остается лизинг. Покупателям новых машин помогает госпрограмма поддержки лизинга, которая компенсирует 10% стоимости техники при внесении лизингополучателем первоначального взноса. По данным лизинговых компаний, доля продаж новой коммерческой техники с использованием госпрограммы составляет в различных сегментах рынка от 35 до 55%. При этом клиент может воспользоваться не только государственной скидкой, но и комбинацией этой скидки со спецпредложениями самих лизинговых компаний, выкупающих технику у производителей по льготным тарифам

Руководитель проекта по аренде коммерческих автомобилей Darenta.ru Олег Грибанов отметил рост интереса к недорогим автомобилям азиатского производства: «Не все меняют импортную технику на отечественную — многие просто выбирают более дешевые модели. Доля китайских и корейских машин низкого ценового сегмента в нашей базе арендодателей растет каждый месяц».

Впрочем, многие игроки рынка не спешат отказываться от качественной иностранной техники даже в условиях нехватки средств. «Компании, заинтересованные в долгосрочных инвестициях, по-прежнему предпочитают более дорогую импортную технику с высокими эксплуатационными характеристиками. В условиях кризиса имеет место постепенный переход от новой техники на подержанную, причем в этом сегменте более надежные и высокопроизводительные иномарки теснят с вторичного рынка отечественные модели», — говорит коммерческий директор ООО «Скания Лизинг» Кирилл Чкалов.


В кризис при решении о покупке больше внимания уделяют сочетанию цены, стоимости обслуживания и производительности, а не стране производства, — подчеркивает директор лизинговой компании «Трансфин-М» Дмитрий Зотов: «В ситуации ограниченных финансовых ресурсов более логичным выглядит решение о покупке подержанной техники, а не новой отечественной, тем более что стоимость бывших в употреблении машин выросла меньше, чем новых».

В пользу бывшей в употреблении техники говорят и более низкие расходы на ее содержание: машины не требуется обслуживать в официальных дилерских центрах, дешевле обходится и страховка. Дмитрий Воеводин из DPD рассказал, что снижение расходов принципиально важно для перевозчиков, особенно мелких: «За два последних года стоимость импортного автомобиля выросла чуть ли не вдвое, при этом услуги по перевозке подорожали не более чем на 3–5%. Перевозчики вынуждены сокращать операционные расходы».

Рост интереса к подержанным автомобилям связан и с активностью мелких небогатых компаний, к услугам которых сейчас прибегают все чаще, и которые вынуждены обходиться более дешевой подержанной техникой, объяснил руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов: «В условиях снижения объемов перевозок больше востребованы услуги небольших компаний, а не крупных игроков рынка. Запросы на перевозки сейчас реализуют именно посредством мелких подрядчиков».


Слова экспертов подтверждает и статистика. По данным «Автостат-Инфо», рынок подержанной коммерческой техники в первом полугодии сократился незначительно. Например, продажи легких коммерческих автомобилей в первом полугодии упали на 1,7%, до 202,5 тыс. машин, а в столичном регионе даже немного выросли. Аналитики агентства отмечают, что в июне 2015 года импортные грузовики и вовсе показали положительную динамику, хотя продажи отечественных моделей снизились. И лишь ближе к осени рынок подержанной техники начал немного сокращаться.

При этом разнообразия финансовых программ, которые могли бы облегчить нагрузку на покупателей, рынок пока не предлагает. Как и прежде, новую и подержанную технику приобретают в кредит или лизинг либо берут в краткосрочную аренду. Однако заемное финансирование становится все более дорогим и, из-за дефицита средств у банков, малодоступным.

Иван Ананьев, специально для РБК+