branding imagebranding image
Autonews
Статьи Антон Погорельский
Подписаться на Telegram-канал

Больше не Европа: почему гонка в Баку сменила название

Зачем Азербайджану собственный этап чемпионата мира и как бакинская гонка повлияла на Формулу-1…
Больше не Европа: почему гонка в Баку сменила название
С 2017 г. в Формуле-1 появится Гран-при Азербайджана. Эта гонка заменит Гран-при Европы, но будет проходить в том же городе и на той же самой трассе. Дело в том, что организаторы заезда по улицам Баку решили переименовать этап. Гонка, которая дебютировала в расписании чемпионата мира всего полгода назад, по доброй воле отказалась от раскрученного бренда «Гран-при Европы» и теперь будет продвигать на международном рынке непривычное словосочетание «Гран-при Азербайджана». Autonews.ru выяснил, зачем это нужно и как изменится бакинский этап в следующем сезоне.


Что не так с Гран-при Европы

За последние годы Азербайджан принял несколько международных событий с приставкой «евро»: к примеру, в стране прошло Евровидение и первые в истории Европейские игры – спортивный турнир, который можно назвать аналогом Олимпиады для атлетов из Европы. Гран-при Европы Формулы-1 продолжил этот ассоциативный ряд и теперь может сойти со сцены, объявил генеральный промоутер бакинской гонки Ариф Рагимов.

«По-человечески я понимаю страну, которая хочет продвигать себя на международной арене. Естественно, людям хочется, чтобы Гран-при носил название этой страны, – рассказала корреспонденту Autonews.ru Оксана Косаченко, бывший коммерческий директор команды Формулы-1 Caterham и владелец агентства «Манускрипт», которое работает со спонсорами в автоспорте и устраивает отдельные гонки. – В то же время, перед иностранцами встанет лингвистическая трудность: не каждый с первого раза произнесет слово «Азербайджан». В этом отношении Гран-при Баку звучал бы проще. Утяжеление названия приведет к тому, что людям будет сложнее запомнить место».
 

Гран-при Европы также был более привлекательным для спонсоров, так как это название использовалось прежде на других трассах и создавало некую преемственность между старыми автодромами и Баку, добавила Косаченко.

Альтернативную версию выбора бренда «Гран-при Европы» предложил Макс Коррадо, основатель и владелец компании Totally New Promotion (TNP), которая занимается работой со спонсорами в Формуле-1 и мотоциклетном первенстве Moto GP. «Азербайджан находится в очень нестабильном регионе с такими соседями, как Сирия, Ирак, Турция и другие горячие точки, – объяснил Коррадо. – Заявление о том, что Баку и Азербайджан являются частью Европы, делает эту страну более стабильной и безопасной в глазах наблюдателей, более привлекательной с точки зрения туризма и бизнеса. Первой гонкой организаторы Гран-При в Баку заявили свою принадлежность к Европе, а начиная со второго года будут продвигать уже саму страну как хорошее место для туризма и бизнеса. Если это действительно так, то это очень грамотное решение».

По словам Коррадо, первая гонка в Азербайджане помогла не только повысить узнаваемость страны в мире, но и создать репутацию государства более развитого и стабильного, чем другие страны региона. «Не думаю, что из-за переименования возникнет какая-либо проблема, так как [в 2016 г.] организаторы продвигали в основном город Баку, а не страну в целом, – пояснил Коррадо. – Надеюсь, этапы в Сочи и в Баку поспособствуют развитию всей индустрии автоспорта в регионе».

Эффект второго сезона

В Формуле-1 распространен устоявшийся стереотип, согласно которому второй Гран-при оказывается намного менее успешным и востребованным, чем первый. Такая тенденция наблюдалась в Турции и Австрии, где на второй год проведения гонки посещаемость резко падала. В европейской прессе это объясняют тем, что люди, увидевшие Гран-при в первый раз, решили не возвращаться к зрелищу, на котором уже побывали. В то же время США, Мексика и Россия смогли избежать «проклятия второго Гран-при»: во всех этих странах показатели посещаемости второй гонки превзошли либо соответствовали уровню первой.
 

Организаторы Гран-при в Баку уверены, что не пострадают от эффекта второго Гран-при. «По отзывам зрителей мы можем прогнозировать, что в 2017 г. у нас поднимется посещаемость, – заявляет Ариф Рагимов. – У меня есть информация по Гран-при Турции: с их первой гонки Формулы-1 и до самого последнего года, когда они принимали у себя этап чемпионата мира, на автодроме «Истанбул-парк» постоянно росла посещаемость со стороны иностранных зрителей. При этом у них стабильно снижалась посещаемость местных зрителей. Поскольку на нашей трассе не так много зрительских мест, как на других автодромах, мы не думаем, что посещаемость этапа в Баку может упасть. В 2016 г. трасса могла принять 30 тыс. болельщиков. В следующем сезоне мы будем в состоянии разместить 35-40 тыс. человек за счет расширения зоны свободного размещения».

Под зоной свободного размещения в Формуле-1 понимают площадки со стоячими местами: оттуда можно следить за заездами, но нельзя сесть и закрепить за собой какую-то конкретную точку с лучшим обзором. «К сожалению, увеличить вместимость трибун у нас просто не получится – трасса проложена в центре города и вокруг находятся здания, – продолжил Рагимов. – Мы оптимизировали абсолютно все, поставили трибуны везде, где это возможно».
 

Впрочем, в 2016 г. значительный процент билетов остался невостребованным: пустой осталась довольно заметная часть трибун. «В прошлом году мы продали около 4 тыс. билетов иностранным болельщикам, – признается Рагимов. – В новом сезоне мы рассчитываем продать иностранцам 5 тыс. билетов». Остальное должны раскупить азербайджанцы – компания-промоутер рассчитывает, что у местного населения проснется вкус к автоспорту.

В то же время ощутимую долю формируют приезжие из стран Ближнего Востока. «К нам прилетают из Эмиратов, Катара, Кувейта, – перечисляет организатор бакинского этапа. – В плане болельщиков мы не конкурируем с Гран-при России в Сочи. То количество болельщиков, которое мы ожидаем увидеть в нашей стране – это малая доля от того, сколько их приезжает на этап в России». Действительно, вместимость трибун Сочи Автодрома составляет 55 тыс. человек – почти в два раза больше, чем в Баку.


Новая билетная программа
 

Привлечь новых зрителей должна помочь новая билетная стратегия – с 2017 г. болельщики смогут купить билет не только на все три дня гоночного уикенда, как это было на Гран-при Европы-2016, но и отдельно на пятницу, субботу или воскресенье. Цена самого дешевого билета – прохода на трассу в пятницу, когда в Формуле-1 проходят тренировки – обойдется посетителям в 60 манат (40$). Самый дорогой билет на весь уикенд будет стоить 690 манат (520$), указывает Рагимов.

«В прошлом году мы устанавливали цены в тот момент, когда наша валюта, азербайджанский манат, был практически равен по курсу с долларом США. Тогда цены выглядели адекватно, – рассказывает генеральный промоутер бакинской гонки. – Затем в стране произошла девальвация и курс маната по отношению к мировым валютам, в то числе к доллару, упал на 30%. Так цены вышли за рамки приемлемых для среднего азербайджанца. Поэтому в 2017 г. все цены будут в манатах». На практике это означает, что рублевая стоимость билетов будет меняться вслед за колебаниями курса валют друг относительно друга.

Сами билеты поступят в продажу 1 декабря 2016 г. – причем в первые два месяца зрители получат скидку в 30%. С 1 февраля следующего года цены должны повыситься.

Гонка без спонсоров

Дебютный Гран-при в Баку прошел без спонсоров – все логотипы, которые можно было увидеть на трассе, относились к компаниям, которые поддерживали всю Формулу-1 в целом, а не отдельно взятую гонку в Азербайджане. В 2017 г. ситуация вряд ли изменится, констатирует Рагимов. «Да, для промоутера это убыточно. Но мы некоммерческая организация, мы получаем дотации от правительства Азербайджана, – заявляет организатор Гран-при. – Косвенная прибыль от гонки для всей страны огромна. За первое полугодие 2015 г. иностранные туристы потратили в Баку $100 млн. В первом полугодии 2016 г. их траты выросли в 20 раз – до $2 млрд. Хочется верить, что часть этого прироста обеспечила Формула-1».
 

«На самом деле я крайне удивлен, что у гонки в Баку не было международных компаний-спонсоров, которые захотели бы стать титульным спонсором или выкупить крупные рекламные пакеты, – говорит Макс Коррадо, на счету которого координирование спонсорских программ «Лаборатории Касперского» в Формуле-1 и Евразийского Банка в Moto GP. – Первая гонка всегда привлекает огромную аудиторию, так как болельщикам интересна новая трасса, новые условия и новая страна. Можно увидеть это на примере Гран-при Австрии, где первый год прошел при полных трибунах, а позже интерес начал падать. Я считаю, что отсутствие титульного спонсора стало большой ошибкой со стороны крупных игроков на этом рынке – гонку в Азербайджане можно использовать как инструмент для доступа к аудитории из таких стран, как Турция, Грузия и Казахстан, которые недоступны для других гоночных серий. В последний момент при относительно небольшом бюджете кто-то из постоянных спонсоров Формулы-1 мог бы заключить сделку и получить очень высокую эффективность проекта».
 

Больше не Европа: почему гонка в Баку сменила название


Глава Totally New Promotion назвал Гран-при Азербайджана «нераспознанным потенциалом». «Международным компаниям только предстоит научиться работать с Баку, а местные спонсоры пока не готовы к Формуле-1 из-за низкой культуры автоспорта на постсоветском пространстве», – заключает Коррадо.

Баку как пример для подражания

После приезда в Азербайджан глава Формулы-1 Берни Экклстоун поручил выводить на всех мониторах трассы надпись Well done Baku – в переводе с английского «Отличная работа, Баку!» Таким способом бизнесмен решил поощрить организаторов, которые смогли за полтора года создать фактически новую структуру и с нуля разобраться в Формуле-1, отметила Косаченко. «Если хотя бы у половины Гран-при были такие руководители, как Ариф Рагимов, то Формула-1 активно набирала бы популярность, – уверена Косаченко. – Он получил образование в Англии и при этом прекрасно знает азербайджанскую действительность. Он мгновенно реагирует и делает вещи на современный манер. Сейчас в календаре много Гран-при, где пролоббировать что-то новое невероятно тяжело. А вот в Баку, кстати, как и в Сочи, у организаторов получается внедрять интересные находки и в итоге совершенствовать конечный продукт».
 

Отличительной особенностью азербайджанского этапа в 2016 г. стали вкрапления национальной культуры в атмосферу Гран-при – от ковров, продававшихся прямо внутри трассы, до национальных блюд, которые могли попробовать болельщики. «Присутствие национального духа не было чрезмерным – нам же не предложили концерт бакинской филармонии, – рассуждает Косаченко. – Нет, для концертов организаторы пригласили Фаррелла Уильямса и Энрике Иглесиаса. В итоге получилась хорошая комбинация международного с азербайджанским».

Еще один козырь Гран-при в Баку – расположение в центре города, что создает особую атмосферу уличной гонки. «Проводить гонку по улицам города, а не на специально построенной трассе – правильное решение, – утверждает Макс Коррадо. – Когда перед организаторами стоит задача продвижения страны для глобальной аудитории, а не развития внутреннего спорта, то именно городская гонка справляется с этим лучше всего. Со спортивной точки зрения этап в Баку стал одним из лучших Гран-при в сезоне-2016: там великолепная трасса, уникальная атмосфера и интересная борьба пилотов».
 

Больше не Европа: почему гонка в Баку сменила название


Первой же гонкой в Баку Азербайджан повлиял на Формулу-1 и другие государства, которые принимают у себя Гран-при, заключила Косаченко. «В отдельных странах начинают задумываться о том, чтобы сместить Гран-при со стационарных автодромов, которые находятся далеко от жизни, в более цивильные места – в том числе в центры городов», – заявила руководитель агентства «Манускрипт».