branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

Автодилеры начали массовые сокращения сотрудников

Количество сокращенных продавцов машин составляет десятки тысяч человек...
Автодилеры начали массовые сокращения сотрудников
Автодилеры начали массовые сокращения сотрудников
На фоне падения продаж автодилеры сокращают персонал. За год количество сокращенных продавцов машин составляет десятки тысяч человек и сокращения будут продолжаться, говорят участники рынка.


​15 тысяч уволенных

Второй по объему продаж российский автодилер «Автомир» с начала 2015 года сократил 17% сотрудников, рассказал РБК HR-директор холдинга Руслан Тарусин. Сейчас в компании ра​ботают около 5,7 тыс. человек. Таким образом, сокращены были почти 1,2 тыс. сотрудников. Оптимизация, по его словам, затронула в основном продавцов дилерских центров, там численность сотрудников сократилась на 26,6%. «В группе существуют внутренние нормативы загрузки работников, — поясняет Тарусин. — Когда загрузка падает, персонал приводится к оптимальной численности». В 2014 году, согласно данным журнала «АвтоБизнесРевю», продажи «Автомира» снизились на 10%, до 72,8 тыс. машин.

ГК «Фаворит Моторс», также входящая в десятку крупнейших автодилеров (+4% продаж в 2014 году, по данным АБР), в текущем году сократила порядка 5% сотрудников (до 1,75 тыс. человек) в основном за счет автоматизации процессов, говорит президент компании Владимир Попов. «Любая компания может сократить до 10% работников без ущерба для своей деятельности», — добавил он.

Еще один крупный дилер — ГК «Модус» (+5% продаж в 2014 году) — сократил 15% персонала. «Мы смотрим на ситуацию в режиме реального времени и стараемся вовремя реагировать на изменения рыночной конъюнктуры», — заявил председатель совета директоров группы Алексей Лещенко. Сейчас в «Модусе» работают 1,3 тыс. человек.

В «АвтоСпецЦентре» (+30% продаж в 2014 году) не называют точных цифр, отмечая лишь, что после покупки пяти дилерских центров у «Мега-Авто» численность сотрудников группы осталась неизменной — 3,5 тыс. человек. Численность штата третьего по объему продаж дилера из топ-10, компании «Мейджор» (-4%), по словам источников РБК на рынке, снизилась на 10%, до 4,5 тыс. человек (представитель компании не ответил на запрос РБК).

Автодилеры начали массовые сокращения сотрудников


Дилеры говорят, что процесс оптимизации стартовал с началом кризиса. По словам гендиректора ГК «АвтоГермес» (продажи 2014 года остались на уровне 2013-го) Дмитрия Полунина, его компания сократила 5–10% сотрудников еще весной 2014 года, до 1,4 тыс. человек, с тех пор эта цифра практически не менялась. «Автомир» оптимизирует штат с 2013 года, когда численность персонала достигала максимальных значений — 7,6 тыс. человек. «При этом мы не делали импульсивных сокращений, начали готовиться к падению объемов продаж заранее, плановые сокращения персонала вели в течение всего 2014 года. Все подразделения компании были нацелены на реализацию стратегии по увеличению эффективности каждого автосалона, в том числе необходимо было привести к плановому показатель соотношения фонда оплаты труда к доходу», — уточняет Руслан Тарусин.

Продажи автомобилей в России снижаются второй год подряд. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2014 году авторынок сократился на 10,3%, за первое полугодие текущего года — еще на 36,4%. Падение продаж вынудило почти всех дилеров оптимизировать штаты, отмечает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Владимир Моженков. По его оценке, за последние 12 месяцев численность сотрудников в отрасли сократилась на 5–15%. Всего, по данным РОАД, в дилерском бизнесе заняты порядка 350 тыс. человек, то есть уволены могли быть от 15 тыс. до 50 тыс. человек и более. По словам Моженкова, это больше чем в предыдущий кризис — тогда обвал продаж был резким, но коротким и продолжался не более трех-четырех месяцев.

В четверг крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ отчитался о результатах продаж автомобилей в январе—июле. По данным компании, за семь месяцев было продано 161,6 тыс. Lada, рыночная доля бренда составила 19%. С учетом данных АвтоВАЗа и продаж LCV, на которые традиционно приходится 5–7%, падение российского рынка в целом в отчетном периоде могло составить 36,7–35,4%. С такой же динамикой рынок закончил первое полугодие — хороших новостей у автодилеров пока нет.​​​

13 претендентов на одну вакансию

Данные сервисов по подбору персонала подтверждают сокращение численности сотрудников автодилеров. С августа 2014 года число вакансий снизилось на 35–40%, говорит руководитель направления исследований рекрутингового портала Superjob.ru Павел Лебедев. При этом число резюме на одну вакансию за тот же период времени выросло почти на 30% — с семи до десяти по всей России. Наиболее остро эта ситуация проявилась в январе-феврале 2015 года, отмечает Лебедев, когда число соискателей на одну вакансию доходило до 13 человек.

Рост конкуренции за рабочие места в автобизнесе фиксирует и сервис headhunter.ru. С августа 2014 года число соискателей на одну вакансию в секторе, по данным пресс-службы сайта, выросло почти на 54%, до 4,3 человека. С 2013 года этот показатель вырос вдвое. Пиковых значений уровень конкуренции за работу достигал в феврале и апреле 2015 года, когда на одну вакансию претендовали шесть соискателей.

Конкуренции за места в автомобильном бизнесе выше, чем на рынке труда в целом, где с августа 2013 года число соискателей на одну вакансию выросло на 30%, считают в headhunter.ru. По оценке Superjob.ru, текущий средний уровень конкуренции за рабочие места у автодилеров и в автостраховании выше, чем на рынке труда в целом, — 9,9 претендента на одно место против 3,4 претендента в среднем по разным специальностям.

Численность штата зависит от объемов продаж автомобилей, при этом оптимизация персонала до сих пор отстает от уровня падения авторынка. С августа 2014 года по июнь текущего, исходя из данных АЕБ, продажи автомобилей сократились на 23,4%, а уволены были, по данным РОАД, не более 15% сотрудников дилерских компаний.

Владимир Моженков подтвердил РБК, что сокращения в сфере продаж и обслуживания машин продолжаются. При этом, уточнил он, если в начале текущего года дилеры увольняли работников, связанных с продажами автомобилей, сейчас сокращения перекинулись на сервисные центры. «Если рынок продолжит падение, новых увольнений не избежать», — добавил глава РОАД.

Роман Асанкин, Дарья Луганская, РБК