Autonews
Новости

Йогурт, способный убить

Российские рекламные ролики часто провоцируют водителей на правонарушения
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Ни для кого не секрет, что реклама играет важную роль в формировании общественного сознания. Телевизионная, печатная, наружная реклама обращает на себя наше внимание, заставляя запоминать какие-то моменты. Следовать правилу, описанному в книге Виктора Пелевина "Generation "П", постоянно перещелкивая каналы во время телерекламы просто невозможно. Не зря же в закон о СМИ внесли пункт о запрете 25-го кадра – его воздействие на подсознание до сих пор до конца не изучено, а уж как его можно применить в рекламе, остается только догадываться.

С неэтичной рекламой у нас борется, в силу своих возможностей, Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Нередки случаи, когда вызывающую телерекламу просто снимали с эфира. Однако часто многие вещи просто не замечаются ни экспертами агентства, ни простыми зрителями. Тем более, если в рекламе продемонстрировано правонарушение, которое многие и нарушением-то не считают – например, не пристегнутые ремни безопасности или разговоры по мобильнику за рулем. Так, в последнем ролике компании Danone "Легкий голод", посвященном питьевому йогурту "Даниссимо", молодая пара лихо рассекает по загородной трассе на кабриолете, будучи не пристегнутой ремнями безопасности. Не пристегнут ремнями и сам Легкий Голод, который пытался преследовать кабриолет, строя рожи пассажирам. И если в отношении плюшевого существа административное преследование вряд ли можно возбудить, то действия людей в кабриолете подпадают под п.2.1.2 и п.5.1 действующих на территории России правил дорожного движения – т.е. не пристегнутые ремнями безопасности водитель и пассажир. В компании Danone от комментариев по этому вопросу категорически отказались.

Впрочем, грешат такими "мелочами" (слова PR-менеджера одной из компаний) и другие рекламодатели. В ролике одной из известных страховых компаний семейная пара перемещается на двух автомобилях по Москве, беспрестанно болтая по мобильникам без hands-free, а уж не пристегнутые ремнями пассажиры мелькают в телеэфире чуть ли не чаще, чем социальная реклама о вреде нарушений ПДД. Представители компаний в один голос говорят, что таким вещам в их чудесных роликах придавать значения не надо, а тех, кто все же пристегивается в автомобиле, называют "уникумами".

В управлении контроля и надзора за соблюдением рекламного законодательства ФАС тому, что в телеэфире присутствуют такие ролики, искренне удивились и попросили "обойтись в подготовке материала без комментариев со стороны ФАС". А ведь такая телереклама нарушает п.6 ст.5 Закона о рекламе, где четко прописано, что реклама не должна "побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности".

На Западе отношение к производству рекламы совершенно иное – там даже в телерекламе батареек плюшевый кролик пристегнут ремнями. Впрочем, в Европе водитель, не пристегнутый ремнем безопасности, в лучшем случае вызовет недоумение у соседей по потоку, а в худшем – навлечет на себя праведный гнев дорожной полиции.

Многие жители России с негодованием реагируют на заявления иностранцев, что Россия в лучшем случае развивающаяся страна и уж никак не цивилизованная. Однако до тех пор, пока в общественное сознание не будет вдолблено (кнутом или пряником) осознание того, что законы созданы для того, чтобы их соблюдать, отношение к российским водителям будет прежнее. Нас будут продолжать называть "обезьянами за рулем", потому что никто в России пока не озаботился тем, чтобы хотя бы голубой экран нес в массы "разумное, доброе и вечное", т.е. посылы к соблюдению хотя бы правил дорожного движения. И российские компании, заказывающие и размещающие телеролики, только способствуют тому, что российский водитель не будет пристегиваться не только в "Жигулях", но и в "шестисотом" Mercedes. А к чему может привести пренебрежение ремнями безопасности даже в современном немецком автомобиле, наглядно показала трагедия, которая произошла совсем недавно.

Антон Максимов