branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

$100 за неправильную парковку

Столичные власти пытаются приучить автовладельцев к платным парковкам с помощью штрафов
$100 за неправильную парковку
После долгих разбирательств о легитимности платных парковок столичные власти все-таки решили приучать москвичей правильно парковаться с помощью законов. Поправки в действующий Кодекс об административных правонарушениях увеличат штрафы за неправильную парковку в 25 раз - до 2,5 тысяч рублей. Документ, прошедший второе чтение, столичные депутаты в ближайшее время направят и в Госдуму, чтобы сделать штрафы повсеместными. Ранее водители искали убежище от платных парковок в переулках и дворах. Однако после принятия поправок им, похоже, придется раскошелиться.

Столичный парк легковых автомобилей составил в конце прошлого года 2,55 млн. автомобилей, а ежегодный прирост автопарка составляет около 10%. В часы пик в центре города паркуется не менее 30 тыс. машин. При этом под платные парковки в Центральном административном округе столицы отведено сейчас около 3.200 машино-мест. Сколько при этом бесплатных парковок в центре, никто сказать не может. Между тем, учитывая, что, в большинстве случаев, стоянка в пределах Садового кольца запрещена правилами дорожного движения, а разрешенная парковка платная, по статистике столичного департамента транспорта и связи, более трети автомашин передвигаются по центру исключительно в поисках парковки.

Впервые практика платных парковок была внедрена в 1994 году, когда у столичных властей возникла идея собирать с водителей плату с помощью паркоматов. Однако данное нововведение не принесло городской казне дополнительных доходов — только что зарождавшийся рынок платных обочин вызвал у автовладельцев лишь недоумение.

Осенью 1995 года появляется постановление мэра "Об утверждении временного положения о притротуарных платных автостоянках (парковках)". Спустя еще два года московское правительство создает ГУП "Городская служба платных парковок", в ведение которого перешло 30% городского паркинга — около 500 парковок. Тогда же мэрией были утверждены тарифы в 9, 10 или 11 рублей за час парковки в зависимости от зон, которые ограничивались тремя транспортными кольцами. А подписанное в 1998 году постановление мэрии №864 "О мерах по развитию системы муниципальных платных парковок в городе Москве", пришедшее на смену ранним указам, фактически отдало парковщикам центральные магистрали, вокзалы и аэропорты, а также подъезды к значимым объектам города.

Впрочем, уже спустя год постановление №864 оказалось вне закона. Введение в июле 1999 года налога с продаж отменило 15 различных платежей в муниципальные бюджеты, в том числе и плату за пользование парковками — Налоговый кодекс относит парковочный сбор к специальному виду местных налогов. Поэтому к декабрю 2001 судебные власти признали постановление незаконным.

Между тем, парковщики и не собирались покидать улицы. Мэрия тут же предложила взимать с автомобилистов плату не за саму парковку, а за так называемые "парковочные услуги". Однако юристы вновь обратили внимание судебных инстанций на то, что парковка в виде услуги является незаконной. Наконец, последним ноу-хау московского правительства, стал перевод платы за парковку на арендные отношения. Занимая своим стоящим авто часть городской земли, владелец должен оплатить используемую территорию. Заключившие договора аренды с ГСПП компании (сейчас таковых двадцать) предлагают за деньги остановиться у бордюра на основании так называемой публичной оферты.

Однако юристы не согласны и с такой постановкой вопроса. По словам управляющего партнера юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберта Еганяна, оплачиваемый водителями дорожный налог подразумевает в том числе возможность парковки автомобиля. "Автомобилист платит не только за движение по дороге, но и за возможность парковки. В противном случае нарушаются его права на свободу передвижения", — считает А. Еганян.

Тем временем, получившая в октябре прошлого года право самостоятельно устанавливать тарифы служба парковок предложила взимать с москвичей вместо действовавших с 1997 года тарифов в 9-11 рублей за час парковки 20-40 рублей. Отказывающиеся платить водители вынуждены бросать свои автомобили где угодно, включая дворовые площадки. Впрочем, по мнению московских депутатов, решить проблему раз и навсегда позволит увеличение штрафов за неправильную парковку. Соответствующие поправки в КоАП московские законодатели уже приняли во втором чтении, и для окончательного вступления в силу законопроекту необходимо пройти третье чтение. Кроме того, столичная дума намерена в ближайшее время направить на рассмотрение своей инициативы коллегам в Госдуму, чтобы ужесточить наказание за неправильную парковку по всей стране. По мнению автора поправок депутата Мосгордумы Веры Степаненко, владельцев машин, припаркованных с нарушением правил, полагается штрафовать на 1-1,5 тысяч рублей (10-15 МРОТ) вместо действующих 50 рублей (0,5 МРОТ), а хозяев, мешающих движению пешеходов машин — на 2-2,5 тыс. рублей вместо 100-200 рублей. Впрочем, успокаивают московские депутаты, даже если ставки будут приняты сейчас, штрафовать москвичей начнут не раньше 2007 года.