branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily: ""СОК" избавится от балласта"

-----
Группа "СОК" в 2006 г. планирует пересмотреть портфель предприятий-производителей автокомпонентов. Об этом в конце прошлой недели сообщил РБК исполнительный директор группы Александр Соловьев. По его словам, речь идет не о покупке новых предприятий отрасли, а о возможной продаже тех заводов по выпуску автокомплектующих, работа которых по итогам 2005 г. будет признана недостаточно эффективной. Группа уже имеет богатый опыт продажи непрофильных и убыточных активов, но пока не называет возможных "претендентов на вылет". Однако учитывая, что на сегодняшний день официальной собственностью "СОКа" являются 14 предприятий, некоторые из которых по отдельным видам продукции конкурируют друг с другом, простор для выбора у группы есть. Эксперты говорят, что таким образом "СОК" планирует "убить сразу двух зайцев". Во-первых, избавиться от убыточных или малоприбыльных предприятий, усилия по восстановлению которых так и не увенчались успехом. Во-вторых, оставив в собственности сильнейшие предприятия, спасти свой бизнес по производству автокомпонентов в случае, если правительство РФ в обозримом будущем снизит пошлины на импортные комплектующие.

Группа "СОК" является крупнейшим российским производителем автомобильных комплектующих и поставщиком автокомпонентов на "АвтоВАЗ", ГАЗ, УАЗ, КамАЗ. Группа объединяет следующие предприятия отрасли: "ОСВАР" (г. Вязники, специализация – автомобильные светотехнические приборы и автоэлектроарматура), "Завод Автосвет" (г. Киржач, специализация – приборы освещения), Димитровградский завод светотехники, Димитровградский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, Димитровградский вентильный завод, Димитровградский завод вкладышей, Димитровградский завод порошковой металлургии, Сызранский автоагрегатный завод, завод "Пластик" (г. Сызрань), Скопинский автоагрегатный завод, Белебеевский завод "Автонормаль" (крепежные изделия), предприятие "Счетмаш" (г. Курск, автоэлектроника), завод "Мотор-Супер" (комплектующие для автомобилей, выпускаемых на ОАО "АвтоВАЗ"). Кроме того, в группу "СОК" входят предприятия "ИжАвто", "РосЛада" и "ВАЗинтерСервис", осуществляющие производство и сборку автомобилей. Выручка группы "СОК" в 2004 г. составила 1,88 млрд долл.

По словам Александра Соловьева, новых приобретений группа не планирует, однако может продать те предприятия, которые не будут эффективными. Желание группы "сбросить" балласт понятно. "Очевидно, что стратегия "СОКа" – это постепенное избавление от неприбыльных активов. Если в течение определенного периода предприятие не начинает приносить доход, группа "СОК" от него избавляется", – прокомментировал RBC daily ситуацию Андрей Лапин, руководитель проекта по запчастям ТД ООО "РусавтоГАЗ". Так, в 2004 г. группа продала как минимум три своих актива в сфере автокомпонентов. В январе прошлого года "СОК" объявила о продаже 72% акций завода "Барнаултрансмаш" – производителя комплектующих для дизельных двигателей, поставляемых на "АвтоВАЗ", в марте группой был продан контрольный пакет акций Астраханского завода резинотехнических изделий, а в апреле – Владимирский завод "Автоприбор".

Кроме того, несколько предприятий, входящих в "СОК", продолжают "пересекаться" по ряду позиций выпускаемой продукции и по заводам-потребителям. В частности, это характерно для направления по производству светового оборудования для автомобилей. "В недавнем прошлом заводы ОАО "Завод Автосвет", ОАО "ОСВАР" и димитровградское ООО "ДЗС" были основными конкурентами на рынке светотехники. В настоящее время (после вхождения в группу "СОК", – RBC daily) ситуация изменилась", – говорится в ежеквартальном отчете компании "ОСВАР" за 4 квартал 2004 г. Между тем в том же отчете приводится оценка долей, которые все три предприятия занимают на российском рынке автомобильной светотехники. Согласно этим данным, ОАО "Автосвет" последние два года имеет долю рынка в 35%, ОАО "ОСВАР" повысило свою долю с 30% до 31%, в то время как доля Димитровградского завода светотехники за этот период упала с 14%до 10%.

Если рассматривать возможную продажу неэффективных активов в сфере запчастей в более общем контексте, то таким образом группа "СОК", возможно, хочет подстраховаться на случай снижения пошлин на ввоз автозапчастей из-за рубежа. "В настоящее время группа "СОК" заинтересована в максимальной диверсификации своих производств в сфере запчастей. Тем более что ситуация с пошлинами на автокомпоненты еще не ясна, а сама группа "СОК" уже заявляла о намерении в будущем сосредоточиться на производстве комплектующих для российских иномарок. Если пошлины будут снижены или вообще обнулены, это станет серьезной угрозой для начала работы "СОКа" на данном направлении. Поэтому, постепенно избавляясь от малоэффективных предприятий, группа, судя по всему, хочет быть максимально уверенной в конкурентоспособности своих активов", – прокомментировал RBC daily ситуацию Виктор Пашков, начальник аналитического отдела "АСМ-Холдинга". Вопрос – какие конкретно предприятия-изготовители автокомпонентов, по мнению "СОКа", сегодня работают неэффективно и являются возможными претендентами на продажу – в пятницу RBC daily в группе не прокомментировали. Однако по данным Национальной ассоциации производителей автокомпонентов, в числе приоритетных направлений развития группы "СОК", скорее всего, будет производство светотехники, крепежных изделий и амортизаторов.