Autonews
Новости

Иномарки в России - первая десятка в 2004г.

Итоги 2004 года вновь превзошли ожидания аналитиков и преподнесли ряд сюрпризов, главный из которых смена лидера по объемам продаж
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
Итоги 2004 года вновь превзошли ожидания аналитиков и преподнесли ряд сюрпризов, главный из которых смена лидера по объемам продаж. В конце прошлого года российскому рынку новых иномарок предрекали снижение динамики роста продаж. Однако же, наш рынок, похоже, по динамичности роста, обгоняет китайский. В прошлом году продажи новых иномарок (включая собранные в России) в России выросли в 2 раза, а в 2003 году на 75,8%. Если же не учитывать продукцию СП "GM-АВТОВАЗ", то продажи выросли еще больше. Мы подготовили оперативный отчет о продажах иномарок в прошлом году. Т.к. GM CIS не учитывает продукцию СП "GM-АВТОВАЗ" в своих отчетах, мы приняли решение не вносить Chevrolet Niva и Viva в данный "хит-парад".

В 2004г. на рынке России произошли изменения в стане лидеров по объемам продаж – так, южнокорейский Hyundai реализовал в России 50 тыс. 686 автомобилей, тогда как Toyota, возглавлявшая хит-парад по итогам прошлого года – 43 тыс. 867 автомобилей. Причина такого изменения проста – с прошлого года в России собираются уже две модели Hyundai. Это позволило не только снизить стоимость автомобилей, но и избавить покупателей от долгого ожидания автомобиля. Плюс – достаточно агрессивная маркетинговая политика импортера Hyundai, компании "Карнэт-2000" (входит в холдинг "РОЛЬФ") и пятилетняя гарантия на автомобили. "Российские корейцы" значительно прибавили в объемах продаж – Accent в 2004 году было реализовано 20.031 ед. (рост в 3,2 раза), а Sonata, которую начали собирать в Таганроге весной, - 5.391 ед (рост в 11,3 раза). Отлично продавался и Hyundai Getz, которых в 2004 году было продано в России 11.128 ед. (рост в 2,7 раза).

А вот Toyota, которая никак не решит вопрос строительства завода в России, "вынуждена" наращивать объем продаж лишь за счет импорта. Естественно, что больше всего в России было продано модели Corolla, которая является самой доступной Toyota – 12.973 автомобилей. Однако, ростом в разы Corolla похвастать не может – рост к 2003 году составил 47,8%. Зато на третье место вышел вседорожник RAV4 – 6.156 автомобилей, что в 2,4 раза больше. Выросло внимание и к седанам Camry – 9.797 автомобилей, что на 53% больше, чем годом ранее. Неплохим спросом пользовались Avensis - 6 тыс. 92 автомобиля Toyota Avensis (в 2,45 раза больше). Ну и традиционно высоким спросом пользовались "проходимцы", внедорожники от Toyota - 4 тыс. 964 проданных Toyota Land Cruiser 100 (+62,9%) и 3 тыс. 667 - Toyota Land Cruiser Prado (в 2,38 раза больше).

Ford сохранил за собой третье место, но так и не перешел психологическую черту в 40 тыс. автомобилей – в 2004 году компания в России реализовала 39 тыс. 241 автомобиль (+89,46% к 2003г.). Рост уже не впечатляет – в 2003 году Ford продал в России 20.712 автомобилей, что почти в 3 раза больше, чем в 2002г. В прошлом году, как и в 2003г. наибольшим спросом пользовался Ford всеволжской сборки – 28 тыс. 59 реализованных автомобилей или более 70% в общем объеме продаж и плюс 76,7% к прошлому году. На втором месте – модель Mondeo, пережившая в прошлом году небольшой рестайлинг. В январе-декабре 2004г. было продано 3 тыс. 866 седанов и универсалов Mondeo, что на 39,5% больше, чем годом ранее. Отлично стартовали продажи компактвэна Focus C-Max – 2.926 автомобилей, неплохо продавались внедорожники Maverick (1.118 автомобилей), хороший спрос был на кроссовер Fusion (707 автомобилей). Ну а Transit разошелся "тиражом" в 921 автомобиль (+38,5%).

Хуже дела обстоят у брэнда Daewoo, автомобили которого собираются в Узбекистане – марка потеряла два места в рейтинге, откатившись со второго места на четвертое. В 2004 году импортер "УзДэуАвто", компания "Квин Груп" продала в России 35 тыс. 398 автомобилей, что на 74,1% больше, чем годом ранее. Весь объем продаж делится на две модели: 25 тыс. 280 проданных Nexia (+71,7% к 2003г.) и 10 тыс. 118 Matiz (+82,8%). В этом году "Квин Груп" придется еще тяжелее – в Южной Корее приступили к сборке Matiz второго поколения, которое вскоре появится и в России. А продавать его будет GM CIS под маркой Chevrolet. Кроме того, "УзДэуАвто" предстоит решать проблемы с GM Daewoo, которая может и не продлевать соглашение о поставках в Узбекистан – ведь дешевые "узбеки" составляют конкуренцию корейскому Chevrolet.

Японская Mitsubishi Motors потеряла одну позицию, продав в России 30.097 автомобилей, что на 70,3% больше чем годом ранее. Объем продаж все равно впечатляет, и здесь основная заслуга импортера компании, группы "РОЛЬФ", которая агрессивными маркетинговыми ходами и высоким уровнем обслуживания, нивелировала все проблемы Mitsubishi, которые преследуют компанию после "развода" с DaimlerChrysler. Наибольшим спросом пользовался Lancer, продажи которого начались в сентябре 2003г. В 2004г. в России продали 17 тыс. 502 автомобиля этой модели (в 6,3 раза больше к 2003г.). Неплохо продавались и другие модели MMC. В 2004 году в России продали 3 тыс. 246 вседорожников Mitsubishi Outlander (в 3,8 раза больше), 2 тыс. 49 компактвэнов Mitsubishi Space Star (+45,4%), 1 тыс. 830 внедорожников Mitsubishi Pajero (+21,3%), 1 тыс. 763 внедорожника Mitsubishi Pajero Sport (+35,4%), 1 тыс. 242 внедоржника Mitsubishi Pajero Pinin (43,2%), 760 пикапов Mitsubishi L200 (+88,6%), 657 хэтчбеков Mitsubishi Colt, 453 минивэна Mitsubishi Grandis, 93 спортседана Mitsubishi Lancer Evo VIII. Кроме того, в прошлом году прекращены продажи двух моделей Carisma (436 автомобилей) и Space Star (61 автомобиль).

Создав в прошлом году импортера, японский Nissan поставил, на первый взгляд, невыполнимую задачу – увеличить свои продажи более чем в три раза. Однако, импортер столь рьяно взялся за выполнение этой задачи, что стало понятным – эту задачу можно выполнить. Увеличенные квоты, визиты руководства Nissan в Россию, работа с дилерами, которым не только предложили участие в компенсационной рекламной кампании, но и обязали привести салоны в соответствие с корпоративными правилами, привели к отличному результату – 28.434 автомобиля, что в 3 раза больше, чем в 2003г. Это позволило марке подняться с 8-го места на 6-е. Наибольший спрос пришелся на Almera (12.852 автомобиля, в 4,9 раза больше), Primera (7.618 ед., в 2,5 раза больше) и вседорожник X-Trail (3.376 автомобилей, в 2,22 раза больше). Неплохим спросом, несмотря на то, что автомобиль устарел морально, пользовались седаны Maxima QX – 1.748 проданных автомобилей. Интересно, что и нишевая для России модель Micra, покорив женские сердца, неплохо продавалась – 2.120 автомобилей.

Южнокорейская Kia, основной объем продаж которой приходится на продукцию калининградского "Автотора", с 18.759 проданными автомобиля опустилась на одну строчку, на 7-е место. Это на 67,4% больше, чем в 2003 году. А вот по итогам 2003г. рост продаж Kia к 2002г. составил 2,2 раза. Лидер продаж прежний – модельный ряд Kia Rio, которых было продано 7.758 (+41,6%). Несмотря на то, что вседорожник Sportage остается одной из самых доступных моделей, его продажи выросли всего на 19,2% - до 2.868 автомобилей. "ИжАвто", собравшая в прошлом году пробную партию седанов Spectra, не особо помогло Kia – в 2004г. было продано 359 автомобилей этой модели. Кроме того, в 2004г. в России было продано 139 автомобилей Kia Sephia, 888 автомобилей Kia Cerato, 434 автомобиля Kia Picanto, 1 тыс. 206 автомобилей Kia Shuma, 975 минивэнов Kia Carnival, 1 тыс. 636 автомобилей Kia Magentis, 159 седанов Kia Opirus, 520 автомобилей Kia Carens, 1 тыс. 100 автомобилей Kia Sorento, 620 коммерческих автомобилей Kia Frontier, 97 коммерческих автомобилей Kia Pregio.

Renault в 2004 году также потеряла одну позицию, опустившись на 8-е место. Продажи французской компании составили 16.126 автомобилей (+46,2%). Причина тут одна – автомобили Renault стали слишком дорогими из-за того, что производятся в "еврозоне". В конце года французы стимулировали покупателей большими скидками практически на весь модельный ряд. Лидером остался турецкий Symbol – 7.361 автомобиль (+41,2%). Вторым по объемам стало семейство Megane II – 4.364 автомобиля (их продажи начались в конце 2003 года). Другие модели продавались гораздо скромнее. В этом году все может поменяться – во-первых Renault, одной из последних европейских компаний, перешла на номинирование российских цен в долларах США, что сделало автомобили дешевле. Ну а самым главным фактором роста продаж для Renault должно стать начало серийной сборки модели Logan на московском заводе "Автофрамос". Автомобиль ценой от 7,5 тыс. евро (сколько будет стоить седан в долларах пока неизвестно) должен привлечь внимание покупателей, которые раньше планировали купить отечественный автомобиль или же внимательно следили за рынком иномарок, выбирая самый доступный автомобиль.

Немецкий Opel, в отличие от французского Renault, одну позицию выиграл. За прошлый год, GM CIS реализовал в России 9.153 автомобилей, это на четверть больше, чем годом ранее (девятое место). Лидер продаж, массовый Opel Astra – 3.294 автомобиля предыдущего и нового поколений, что на 14,6% меньше, чем в 2003г. Объясняется это просто – интерес к предыдущему поколению постепенно падал, а за новым, которое появилось летом, нужно стоять в очереди – слишком велик интерес к новинке в Европе. Кроме того, новая Astra уже не тот, один из самых доступных автомобилей на рынке. Цены на новинку в России стартуют от 16.490 долларов за самую доступную версию. Зато "с плюсом" продавались другие модели компании. Так, продажи Corsa выросли на 76,5% до 2 тыс. 279 автомобилей, Opel Vectra выросли на 44,5% до 2.137 автомобилей. Отлично продается и компактвэн Meriva – 384 автомобиля, что в 4,3 раза больше, чем годом ранее.

Замыкает десятку главный возмутитель спокойствия, японская Mazda. Похоже, что Mazda только в прошлом году поняла, какой перспективный рынок теряет, не увеличивая квоты на Россию. Европейское отделение компании, Mazda Motor Europe, лишь разводило руками – большой спрос на продукцию в других странах, заставлял российских покупателей ждать от полугода до года, заказанную и предоплаченную модель. Именно, из-за такого дефицита, на российский рынок вернулись спекулянты – можно было "отстегнуть" несколько тысяч долларов и получить машину, которую бронировали они. Осенью 2004 года было принято решение создать в России офис Mazda. Однако, импортировать автомобили будут по-прежнему несколько продавцов, среди которых такие крупные игроки как "Автоцентр "Кунцево" и "РОЛЬФ". Интересно, что цифры объема продаж Mazda в 2004г. расходятся. Европейский офис (российское представительство будет создано только в этом году) говорит о проданных в России (а не поставленных в нее) 8.565 автомобилях, импортеры – о 8.454 автомобилях. В любом случае, даже с "потерей" 111 автомобилей, Mazda прибавила в продажах больше чем в 5 раз и поднялась с 20-го места на десятое. Лидер продаж – семейство Mazda6 с 5.637 проданными автомобилями (5.219 по версии импортеров). На год вперед растянулась очередь на Mazda3 – в прошлом году продан 2.701 автомобиль (2.670 по данным импортеров).

В этом году Mazda планирует продать в России 15-20 тыс. автомобилей, а ее представители вновь разводят руками – от очередей избавиться не удастся. Да и пожар на основном заводе компании, который произошел в конце декабря прошлого года, отыграет на российском рынке. Наверняка, Mazda постарается "закрыть" крупные рынки, такие как Западная Европа и США, за счет рынков с небольшим (по меркам Mazda) объемом продаж.

Всего на российском рынке в 2004 году было реализовано около 400 тыс. иномарок (включая Focus и Chevy Niva). Это почти на 80% больше, чем годом раньше. Доходы российских потребителей растут, практически все крупные банки занялись автокредитованием, причем, не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Кроме того, иностранные компании, после того, как в 2003 году они создали в России очереди на автомобили, значительно увеличили заводские квоты для нашего рынка. В этом году, по мнению большинства аналитиков, рынок новых иномарок вновь вырастет. Если, в 2005 году в нашей стране не произойдет никаких экономических катаклизмов, рынок новых иномарок может вырасти до 510-550 тыс. автомобилей (без учета СП "GM-АВТОВАЗ" и Renault Logan). Остается только верить, что такой натиск выдержит путепроводная система и, скажем, Москве не придется вводить ограничения на въезд автомобилей в центр или же ограничивать движение по четным/нечетным дням...

Данные о продажах Ford, Renault и Opel на российском рынке получены Autonews.ru из собственных источников, на момент публикации данного материала официально компании не объявили об итогах прошедшего года. Кроме того, отсутствуют данные о продажах автомобилей Peugeot. За 9 месяцев прошлого года компания реализовала в России 7.181 автомобиль (-5% к 2003г.). Летом 2004г. Peugeot объявлял о планах реализовать в России 10,5 тыс. автомобилей. В случае такого итога, компания займет 9-е место по объемам продаж, Opel – 10-е, а Mazda – 11-е.