branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

RBC daily: Москвичей пересадят на микролитражки

-----
Московские власти намерены стимулировать интерес горожан к малым автомобилям. Об этом в субботу в Челябинске, выступая на 8-й сессии Международной ассамблеи крупных городов и столиц, заявил мэр Москвы Юрий Лужков. По мнению столичных властей, преимущества маленьких автомобилей очевидны: они занимают мало парковочного места, потребляют не так много бензина, соответственно, и вредных выхлопов у них меньше. Поэтому уже в ближайшее время столичные власти начнут агитировать москвичей покупать микролитражки как законодательно, так и с помощью рекламных акций вроде проведения специального фестиваля малых автомобилей, который пройдет в следующем году при поддержке ведущих мировых автопроизводителей. Эксперты называют идею московских властей симпатичной, однако сомневаются в том, что в нынешних условиях начинание окажется успешным, поскольку «целевая аудитория» проекта слишком размыта. Тем не менее все будет зависеть только от того, насколько радикальными окажутся меры по формированию у москвичей вкуса к маленьким автомобилям.

В Управлении транспорта и связи г. Москвы говорят, что, намереваясь стимулировать интерес горожан к малым автомобилям, столичные власти перенимают зарубежный опыт. «Практика малого городского автомобиля распространена во многих мировых столицах. Например, я сам был свидетелем того, что по Риму ездят в основном автомобили плана «Оки» или «Таврии». Стимулировать появление маленьких автомобилей в Москве – давняя мечта Юрия Лужкова. Суть начинания – убедить москвичей в том, что они могут передвигаться по городу на малых автомобилях с теми же комфортом и скоростью», – сказал RBC daily заместитель начальника Департамента транспорта и связи г. Москвы Валерий Антифеев. Интересно, что тезис о необходимости поддерживать отечественных производителей в данной программе не является определяющим. И если говорить об автомобилях постсоветского пространства, то это «Ока» и «Таврия», а среди примеров импортных микролитражек называются Fiat Panda, Daewoo Tico, Ford Ka и другие. «Во фразе о том, что необходимо поддерживать отечественных производителей, мало смысла. Главный критерий – это качество автомобиля, и мы будем только рады, если Волжский автозавод сделает так, что качество его «Оки» будет сопоставимо с качеством импортных микролитражек», – говорит Валерий Антифеев.

Предполагается, что популяризация небольших автомобилей даст городу сразу несколько плюсов. Во-первых, автомобили малых размеров меньше загрязняют воздух. «Сейчас в Москве около 3 млн автомобилей, которые являются одним из главных факторов загрязнения воздуха. Вместе с тем автомобили малых размеров позволяют меньше загрязнять атмосферу», – сказал Юрий Лужков, выступая на субботнем мероприятии. Во-вторых, небольшие автомобили легче парковать (к слову, уже одобрен законопроект «О комплексе природных и озелененных территорий города Москвы», запрещающий парковать автомобили, монтировать гаражи и «ракушки» на озелененных территориях, и в частности – газонах). В-третьих, несколько улучшится ситуация с пробками. «У нас в городе средняя загруженность составляет 1,6 человека на один автомобиль, а бывает так, что едет «членовоз», а там сидит водитель и один пассажир», – отметил Юрий Лужков.

Что касается способов популяризации, то, по словам Юрия Лужкова, особое внимание городские власти будут уделять стимулированию покупки двухместных автомобилей. А руководитель Департамента транспорта и связи столичного правительства Павел Златин сообщил, что в конце мая 2005 г. в Москве пройдет фестиваль мини-автомобилей, в котором примут участие крупнейшие производители малых автомобилей со всего мира. «Дело не только в готовящемся фестивале, который пройдет в мае будущего года в Лужниках, – комментирует ситуацию Валерий Антифеев. – Мы планируем предпринять целый комплекс мер для того, чтобы москвичи осознали целесообразность приобретения маленьких автомобилей. И со своей стороны готовим экономические инструменты, которые стимулировали бы покупку москвичами именно небольших автомобилей. Например, они касаются изменения закона о транспортном налоге. Кроме того, на сегодняшний день уже подготовлен и одобрен мэром проект постановления о мерах по стимулированию интереса горожан к малым автомобилям».

Эксперты говорят, что сама по себе идея стимулирования спроса на микролитражки красивая, в том числе и из-за экологической стороны вопроса. «Я положительно отношусь к инициативе мэра о стимулировании москвичей к покупке малых автомобилей. Наибольший вред окружающей среде наносит именно автотранспорт. А небольшие машины действительно меньше загрязняют воздух», – сказал RBC daily Иван Блоков, координатор программ «Гринпис России». Но воплотить идею в жизнь будет очень трудно.

«На мой взгляд, идея московского правительства не имеет под собой реального просчета. Дело в том, что во всей Европе малые автомобили – вторые-третьи по счету в семье. Как правило, на них ездят жены или взрослые дети, и только в исключительных случаях – отцы семейств. Большинство же наших сограждан не имеет возможности покупать малые автомобили, потому что не располагает материальными возможностями для этого. Покупая автомобиль, средний москвич исходит из того, что, во-первых, машина должна быть приемлемой по цене, во-вторых, он мог бы ездить на ней на дачу, в случае необходимости – перевезти холодильник и т. д. Малые же автомобили непрактичны и дороги – даже «Ока» стоит столько, сколько вазовская «классика». Именно поэтому они не будут пользоваться повышенным спросом, – комментирует RBC daily ситуацию Владимир Скопцов, ведущий эксперт консалтинговой компании «Аксион-БКГ». – Не думаю также, что идея перехода на малые автомобили получит поддержку и у состоятельных людей. Исходя из соображений имиджа, они никогда не станут ездить на микролитражке на работу. В центре Москвы работает огромное количество владельцев Audi, Mercedes, BMW и других автомобилей представительского класса. Никакой агитацией нельзя заставить их пересесть на что-то менее престижное. И сама эта «программа» сродни инициативе по массовому переходу на мопеды в загруженном автомобилями городе. Суть таких начинаний одна и та же: 30 минут позора – и ты на работе. Предложение перейти на двухместные авто также не выдерживает критики. Многие боссы имеют личного шофера, которого сложно себе представить в двухместном автомобиле».

В фонде «Институт экономики города» также настроены скептически. «Что могут предложить власти Москвы в качестве преимущества при использовании малолитражек, из того что отсутствует сейчас? – задается риторическим вопросом Алексей Родионов, руководитель проекта «Направления городского хозяйства» фонда «Институт экономики города». – Конечно, если бы в городе ввели взимание платы за въезд, скажем, в центр, и владельцы малолитражек платили по какому-нибудь минимальному тарифу, можно было бы предполагать, что для владельцев подержанных российских автомобилей замена на малолитражку станет выгодным вариантом. Но опять же не надо ссылаться на зарубежный опыт: в европейских столицах иное законодательство, иные полномочия местных властей, а в России взимание с владельцев легковых автомобилей платы за въезд на территорию города будет противоречить действующему федеральному законодательству». Впрочем, не все эксперты делают столь негативные прогнозы. «Я не могу в полной мере оценивать, насколько жизнеспособна идея московского правительства. Замечу лишь, что у городских властей есть масса полупринудительных способов стимулировать покупку микролитражных автомобилей. Скажем, это меры по облегчению парковки или какие-то ограничения на въезд «больших» автомобилей в центр города», – отмечает Иван Блоков.