branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

"RBC-Daily": На аккумуляторных заводах растет напряжение

-----
Вероятный приход на российский рынок крупного иностранного аккумуляторного холдинга заставляет отечественных производителей интегрироваться. Вчера стало известно, что крупнейшие российские аккумуляторные предприятия - Тюменский аккумуляторный завод и иркутское ООО "Аккумуляторные технологии" ("АкТех"), выпускающие порядка 2-2,5 млн. аккумуляторных батарей, подписали договор о стратегическом партнерстве. В ближайшем будущем участники планируют объединить свои предприятия в один холдинг - не исключено, что это случится еще до конца текущего года. Интеграционные процессы в отрасли являются прямым следствием мировых тенденций - за последние годы в мире осталось 4 крупнейших производителя аккумуляторов, и в ближайшее время, как ожидается, кто-то из них всерьез заинтересуется российским рынком. Чтобы защитить свою долю на рынке, российским предприятиям также приходится объединять производственные и финансовые ресурсы.

Емкость российского аккумуляторного рынка составляет порядка 10,5 млн. штук в год, средние темпы роста в последние годы составляют 2,2%. За 9 месяцев текущего года лидерами по объемам производства были Тюменский АЗ (1,28 млн. штук), "АкТех" (0,68 млн. штук), Подольский АЗ (0,67 млн. штук), Курский АЗ (0,54 млн. штук), на остальные предприятия пришлось чуть более 1 млн. штук. Всего российскими предприятиями обеспечивается около 50% потребностей внутреннего рынка, остальное поставляется с зарубежных предприятий. Правда, как пояснил генеральный директор ЗАО "Электрозаряд" Владимир Солдатенко, "иностранные компании присутствуют на российском рынке пока не системно - около 1,7 млн. батарей приходит по легальным каналам, еще 4 млн. батарей - это теневой импорт".

Однако уже в ближайшем будущем иностранцы могут начать наступление на российский рынок. В частности, первой ласточкой стало намерение компании Exide Technologies, контролирующей около 25% всего мирового рынка, организовать централизованную работу на территории стран СНГ. Весной текущего года компания Inci Exide Russia - представительство завода-изготовителя Inci Exide Aku Sanayi A.S. - стала одновременно и координационным центром Exide Technologies. Согласно планам мирового гиганта, здесь планируется сосредоточить контроль над работой других российских партнеров Exide Technologies. Как ожидается, основным производственным проектом на территории России станет завод в Зеленограде. Благодаря крупным инвестициям предполагается довести этот проект по степени оснащенности и объемам выпуска до уровня европейских заводов Exide.

Чтобы предотвратить это, российские компании начинают объединяться. Так, вчера о сотрудничестве объявили крупнейшие игроки рынка - Тюменский аккумуляторный завод и ООО "Аккумуляторные технологии" (г. Свирск, Иркутская область). "Ситуация на рынке аккумуляторов такова, что в ближайшее время велика вероятность выхода на рынок крупных иностранных компаний. Однако их не интересует объем производства в 2 млн. батарей, они заинтересованы в том, чтобы производить 5-6 млн. Чтобы предотвратить их появление, российским игрокам нужно консолидироваться - если хотя бы 25-30% рынка будет контролировать одна крупная отечественная компания, то рынок будет иностранцам неинтересен, т.к. в целом все российские производства в этом случае будут контролировать более 50% рынка", - прокомментировал руководитель отдела маркетинга компании "АкТех" Антон Ковешников. "Консолидация аккумуляторных компаний - общемировая тенденция, - говорит Владимир Солдатенко. - Российские заводы уже опаздывают. Но лучше поздно, чем никогда".

Второй причиной, которая заставляет российских производителей консолидироваться, является рост цен на свинец. В декабре стоимость тонны свинца перевалила за 690 долларов и продолжает расти, так как предложение металла существенно сократилось из-за закрытия ряда производств в мире. "В последнее время быстро растет цена на свинец, составляющий 35% в себестоимости батарей, - отмечает г-н Ковешников. - Совместно с тюменским заводом компания "АкТех" ведёт строительство двух заводов по переработке свинцового лома. В результате ввода их в эксплуатацию обе компании будут меньше зависеть от конъюнктуры на бирже цветных металлов. Планируемые площадки для размещения находятся в Тюмени и Свирске". Надо отметить, что это соответствует мировой тенденции: в развитых странах в производстве аккумуляторных батарей используется более 60% вторичного свинца.

Третьей причиной объединения предприятий является необходимость технологического усовершенствования аккумуляторов. "Во всём мире сейчас происходит переход от использования 12-вольтовой аккумуляторной системы к 42-вольтовой. Пока технологическую базу для производства таких батарей имеют лишь две иностранные компании - Johnson Controls и Exide, - говорит Антон Ковешников. - Разрозненные российские заводы не могут позволить себе содержание научных баз, способных решить эту задачу, тогда как сообща мы это можем сделать".

О дальнейшей консолидации в "АкТехе" пока предпочитают не говорить, хотя, вероятно, компании было бы интересно включить в свой состав еще два предприятия, также расположенные в Свирске, - это "Востсибаккумулятор" и "САС-5". Дело в том, что в 1990-х годах огромный производственный комплекс в Свирске (туда был эвакуирован Ленинградский аккумуляторный завод) был разделен на три предприятия, на базе одного из которых и был создан "АкТех". Присоединение соседей по промышленной площадке позволило бы "АкТеху" нарастить производство как минимум на 1 млн. штук.

Между тем в России формируется еще один аккумуляторный холдинг на базе предприятий, скупленных группой "Пауэр Интернешнл", - это Курский, Подольский и Саратовский заводы, объем производства которых за 9 месяцев текущего года составил порядка 1,5 млн. штук (примерно 30% российского рынка). Впрочем, сибирские конкуренты пока не против того, что у них на глазах растет новый холдинг. "У "Пауэр Интернешнл", действительно, есть три завода, выпускающие несколько меньший объём аккумуляторных батарей, чему создаваемого нами альянса, - говорит Антон Ковешников. - Если им удастся создать вертикально интегрированный холдинг, то от этогоситуация на рынке только улучшится: крупный холдинг не будет допускать недобросовестной конкуренции, повысится уровень ответственности за принимаемые решения".