Autonews
Новости

RBC Daily: Иномарки ударили пробегом по АвтоВАЗу

-----
Отечественные предприятия, занимающиеся сборкой автомобилей иностранных марок, хотят пересадить на свои машины покупателей подержанных иномарок в регионах

В пятницу в Москве стартовал автопробег «Евразия-2003». В тур по регионам отправились иномарки российской сборки: «Форд-Фокус», «Хенде-Акцент», «Рено-Символ», «Шевроле-Нива», «КИА-К2700», «КИА-Рио». Эксперты склонны расценивать эту акцию как подготовку регионального рынка к приходу «отечественных иномарок»: сейчас большая их часть продается в столице, а регионы по-прежнему отдают свои предпочтения АвтоВАЗу. Однако, как предполагают сами участники рынка, ситуация уже меняется. Новые иномарки «в глубинке» готовы покупать те, кто уже ездит на подержанных иномарках, а также покупатели «Жигулей», уставшие от качества машин и сервиса АвтоВАЗа. Чтобы продать им новые иномарки, иностранные автопроизводители устраивают показательные автопробеги и форсируют развитие дилерской сети в регионах.

Основная цель «Евразии-2003» – показать региональным автолюбителям, что российский автопром способен на большее, чем производство «ВАЗов». «В какой-то мере этот автопробег – PR-акция, рекламный ход, – сказал RBC daily пресс-секретарь предприятия «Автотор» Павел Лешаков. – Мы расчитываем, что рекламой станет не столько сам пробег, сколько его освещение в прессе». Дополнительная реклама нужна иностранным производителям, в том числе и «Автотору», чтобы сохранить высокие темпы роста продаж. «Безусловно, автопробег вызовет интерес потребителей в регионах, – сказал RBC daily эксперт Boston Consulting Group Кеннет Пэйн (Kenneth Payne). – Его проведение является, на мой взгляд, по большей части, подготовкой регионального рынка».

В первом полугодии 2003 года был зафиксирован значительный рост спроса на российские иномарки. «Например, KIA сейчас продаются только под заказ на сентябрь, – говорит представитель «Автотора». – Запланированная максимальная планка на 2004 год – производство 20 000 машин KIA, для чего необходимо расширение рынка. Сейчас 80% продаж автомобилей завода приходится на московских дилеров». На иномарки наблюдается высокий спрос, несмотря на то что не охвачены региональныепокупатели. Больше всего дилеров иномарок в Москве и Санкт-Петербурге, в городах центральной России каждый производитель имеет в лучшем случае одного продавца или представителя. При этом потенциальный спрос на иномарки в регионах увеличивается с каждым годом. В качестве таких «недооцененных» сегодня называют Урал и Сибирь. «Например, в Тюмени уже сложилась группа потенциальных покупателей джипов KIA-Sportage для бездорожья и KIA-RIO для города», – говорит г-н Лешаков.

Интерес к иномаркам производители связывают со сменой психологии автолюбителей. «Все больше россиян начинает осознавать, что «Лада» – это не «машина нашего времени», – заявил RBC daily собеседник в одном из московских автосалонов. – Единственное, что сдерживает их и не дает пересесть на иномарки, – низкий уровень дохода». Тем не менее даже таких покупателей уже не устраивает дизайн и технические характеристики отечественных машин: многие купили в своей жизни две или три девятки и в третий раз хотят попробовать что-то другое. В числе недостатков работы АвтоВАЗа потребители также называют отсутствие качественного сервиса – за все время работы в постсоветской России АвтоВАЗ так и не смог ни организовать новой сети фирменных сервисов, ни полностью восстановить ту, что функционировала в СССР.

Этим недовольством стремятся воспользоваться дилеры «доступных» иномарок российской сборки. В частности, соревнуются в развертывании дилерской сети «Автотор» и General Motors, которые продают автомобили KIA и новую модель «GM-АвтоВАЗ» «Шеви-Ниву». «К региональным дилерам мы предъявляем два основных требования, – говорит пресс-секретарь «Автотора» Павел Лешаков. – Во-первых, у них должен быть хороший сервисный центр. Кроме того, при открытии автосалона дилер в обязательном порядке должен приобрести минимальный комплект запчастей». Точно такие требования предъявляются и к новым дилерам GM. В представительстве компании RBC daily заявили, что не допустят торговли новыми «Нивами» на открытых площадках и без сервисного обслуживания. Таким образом, увеличивая число региональных дилеров, отечественные производители иномарок достигнут сразу нескольких положительных результатов: во-первых, смогут продавать в регионах больше машин, а во-вторых, предоставят сервис, которого нет у продавцов «Жигулей».

По словам дилеров иномарок, автопробег по регионам не случайно организован именно в начале августа. Во-первых, производители хотят себя прорекламировать накануне ежегодного автосалона в Москве, на который приезжает мало гостей из регионов. Во-вторых, сейчас идеальный момент для прямой рекламы машин в глубинке. Действующие таможенные пошлины уже закрыли внутренний рынок для машин старше семи лет. В первом полугодии текущего года в Россию ввезено 259,8 тыс. легковушек, что на 23% меньше по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. «Рост продаж KIA в первом полугодии 2003 года во многом объясняется ростом евро и повышением пошлин на ввоз подержанных иномарок», – говорит пресс-секретарь «Автотора». Кроме того, правительство уже подняло пошлины на машины от трех до семи лет и готовится повысить пошлины на новые иномарки. В результате у автолюбителей не останется иного выбора, кроме как купить автомобиль российской сборки. Тогда новые «иномарки» будут покупать те, кто сегодня ездит на подержанных машинах из Японии и Западной Европы. «Наш потенциальный покупатель – человек, который пересел с «ВАЗа» на подержанное иностранное авто и почувствовал, что такое иномарка, – говорит пресс-секретарь «Автотора». – После этого его требования возрастают, и он хочет приобрести уже новую иномарку». Примеру владельцев иномарок со временем последуют и приверженцы машин из Тольятти и Нижнего Новгорода.