"RBC-Daily": Столичные власти собираются ограничить въезд в город "грязного" автотранспорта
Новости 18 июля 2003
Новости 18 июля 2003
"RBC-Daily": Столичные власти собираются ограничить въезд в город "грязного" автотранспорта
-----
Глава департамента природопользования и охраны окружающей среды Леонид Бочин заявил, что московские власти планируют в ближайшее время определить на основе данных экомониторинга наиболее экологически неблагоприятные зоны города, которым будет присвоен статус "безвыхлопных". Въезд автотранспорта в эти районы будет разрешен только автомобилям, оснащенным нейтрализаторами и имеющим подтверждение этого в специальном экологическом паспорте. Специалисты полагают, что федеральные органы власти, как это уже неоднократно бывало, постараются через суд отменить решение Москвы, объявив его противоречащим законодательству, при этом, запретив столичную инициативу, взамен ничего не предложат для улучшения экологической ситуации в городе. Москвичам, считают экологи, придется спасать себя самим, подавая в суд на бездействующие госорганы, которые призваны обеспечивать конституционные права россиян на экологически благоприятную среду.

Главными источниками загрязнения воздуха являются автомашины, дизельные грузовики и автобусы, а также работающие на угле электростанции. Однако в Москве более 90% всех выбросов приходится именно на автотранспорт. Ежегодно выбрасывается в окружающую среду около 2 млн тонн твердых, жидких и газообразных отходов, многие из которых крайне токсичны для человека. В среднем, при пробеге 15 тысяч километров за год, автомобиль сжигает 2 тонны топлива и 30 тонн воздуха, в том числе 4,5 тонн кислорода. При этом в атмосферу выбрасывается 700 кг угарного газа, 400 кг диоксида азота, 230 кг углеводородов, среди которых особо опасный канцероген бензопирен. Отработанные газы автомобиля содержат соединения свинца, кадмия, цинка, меди, железа, марганца, хрома, кобальта, олова. В самых благоприятных районах столицы ежегодно автотранспорт выбрасывает на головы москвичей 1,5 тысячи тонн загрязняющих веществ на квадратный километр. В самых проблемных зонах города этот показатель достигает 10 тысяч тонн на квадратный километр.

Наибольший удельный вес в структуре выбросов занимает грузовой автотранспорт - около 50%, легковые машины - 35 и автобусы - 15. При этом, отмечают эксперты, ежегодно прирост выбросов основных загрязнителей городского воздуха - грузовиков - увеличивается на 5-10%. Связано это с как увеличением парка (этому способствует рост производства, строительства в городе), так и с ухудшением технического состояния машин, особенно иногородних, которые принадлежат частникам или мелким хозяйствам. При этом многие строительные и торговые компании предпочитают пользоваться услугами именно иногородних частников, поскольку те предлагают цены на свои услуги в два-три раза ниже, чем московские комбинаты. Специалисты утверждают, что самое плачевное экологическое состояние как раз у самых востребованных машин - дешевых иногородних грузовиков. "Согласно законодательству, на комбинатах должен проводиться ежедневный линейный контроль технического состояния выезжающих на работу машин, - сказал координатор токсической программы "Гринпис России" Алексей Киселев. - В то время как частные машины государственным органам теперь позволительно проверять только раз в год".

Федеральные органы власти почти два года назад упразднили экологический контроль, введенный правительством столицы, объявив его незаконным. Поэтому поймать чадящую машину, у которой есть отметка о техосмотре (известно, как просто его купить), и оштрафовать за выбросы теперь некому. Новая инициатива Москвы по внедрению экологических паспортов на въезд в особо охраняемые зоны, по мнению специалистов, также будет "зарублена" федеральными органами власти. Заместитель министра природных ресурсов Кирилл Янков заявил, что идея хороша, но юридически неправомерна (правда, он не уточнил, какому правовому акту противоречит новая инициатива столицы). Единственное, что разрешат Москве, считают юристы - это ввести согласно закону "Об охране атмосферного воздуха" дополнительные ограничения по времени на въезд грузовиков в эти зоны. Сегодня, например, передвижение грузовиков по Москвезапрещено с 1 октября по 31 марта с 7:00 до 22:00, с 1 апреля по 30 сентября с 7:00 до 20:00, кроме субботних, воскресных и праздничных дней. Однако проблему это не решит, поскольку законом предполагаются особые условия, при которых позволительно пренебрегать этими ограничениями, если грузовик получил спецпропуск. А получить пропуск, как и техосмотр, также нетрудно.

Тем не менее федералы не собираются разрешать московскому правительству улучшить качество в воздуха в столице, несмотря на критичность ситуации (концентрация вредных веществ в Москве в десятки и сотни раз превышает аналогичные показатели, например, в Лондоне). По словам председателя правления Конфедерации обществ прав потребителей Дмитрия Янина, в России принята федеральная программа развития автопрома, по которой предусмотрен постепенный переход на уровень выхлопа "Евро-2", и устанавливать свои нормативы и навязывать потребителю сертификацию в виде экологического паспорта московские власти не уполномочены. То есть москвичи просто вынуждены дышать выхлопами "КамАЗов" и "МАЗов", ожидая светлого часа, когда все старые грузовики будут списаны и заменены на новые, с "чистыми" двигателями. Произойдет это, по разным подсчетам, через 15-20 лет.

Специалисты считают, что "бодаться" федералы с Москвой будут бесконечно, так как федеральное правительство боится любых проявлений самостоятельности московской мэрии. Единственный выход у москвичей, чтобы не задохнуться от выхлопов во время этой борьбы власти, - это подавать на ответственные за экологическую обстановку органы в суд. "Каждый гражданин вправе подать иск в Прокуратуру, в Верховный суд, если считает, что нарушаются его права на экологически благоприятную среду", - сказал юрист компании "Пепеляв, Гольцблат и партнеры". Если иски станут массовыми, считают экологи, государство будет вынуждено не только зарубать инициативы регионов, но и предлагать пути решения проблемы. "А то, похоже, что чиновники, которые ездят в машинах с кондиционерами и живут в самых экологически благоприятных районах, даже не подозревают, что эта проблема существует", - сказал представитель московской экологической общественной организации.
Комментарии