RBC Daily: Под Москвой начали строить платные дороги
Новости 20 марта 2003
Новости 20 марта 2003
RBC Daily: Под Москвой начали строить платные дороги
-----
В связи с ликвидацией дорожных фондов столичные и подмосковные власти активно взялись за поиск альтернативных источников средств на строительство дорог. Одно из возможных решений подсказано западным опытом платных автомагистралей

Государственное управление автомобильных дорог Московской области «Мосавтодор» намерено приступить к строительству первой в Подмосковье платной автодороги в Красногорске. Об этом было заявлено на этой неделе на заседании объединенной комиссии Мосгордумы и Мособлдумы по координации законотворческой деятельности. При этом, правда, сами власти сомневаются в эффективности проекта - наши люди по платным дорогам пока ездят неохотно. Как сообщил RBC daily заместитель сопредседателя объединенной комиссии Мосгордумы и Мособлдумы по законотворческой деятельности, депутат Мосгордумы Андрей Метельский, строительство дороги начнется в ближайшее время, скорее всего летом-осенью. К финансированию строительства будут привлечены частные инвесторы. Часть расходов возьмет на себя «Мосавтодор», часть - городской бюджет. Вести строительство будет компания АО «Мосдорпартнер».

Проект в Красногорске – не первая попытка такого рода в Подмосковье. Еще при Ельцине в рамках реконструкции Рублевского шоссе собирались построить платную дорогу вокруг Одинцова. Однако проект не был реализован. Экспертный совет при правительстве РФ счел расходы на строительство дороги вкупе с реконструкцией Рублевского шоссе слишком большими. К тому же возмутились местные жители, проголосовавшие на референдуме против строительства дороги. В 1999 году вынашивался еще один проект строительства платной дороги от Москвы в сторону Клина в обход Солнечногорска. Протяженность этой дороги должна была составить 300 км, стоимость строительства оценивалась в миллиард долларов. Проект, однако, благополучно почил в бозе. В 2001 году по столице прокатился слух о том, что платным собираются сделать проезд по МКАД. Тогда депутат Мосгордумы Ирина Рукина выступала за то, чтобы сделать платным въезд в Москву. Впрочем, всем этим проектам суждено было остаться на бумаге.

Теперь они имеют шанс получить новое рождение. После того как с 1 января 2003 года в соответствии с Налоговым кодексом прекратили свое существование дорожные фонды, из которых финансировалось строительство всех федеральных автодорог и выделялись трансферты регионам на строительство дорог местного значения, остро встал вопрос об источниках финансирования строительства. Поскольку вместе с дорожными фондами ушли в небытие сборы в них, денег на строительство новых дорог не стало: хватило бы на поддержание в нормальном состоянии имеющихся. Озаботившиеся проблемой поиска денег власти вспомнили про платные дороги. «Строительство платной дороги в Красногорске – шаг вперед в деле дорожного строительства», - говорит Андрей Метельский.

Российские платные дороги по форме точно копируют западные, а по сути от них кардинально отличаются. Правительство Московской области в свое время утвердило перечень требований к таким трассам. В частности, они должны быть оборудованы ограждениями высотой чуть меньше метра по обочинам и разделительной полосе. Расположенные близко к шоссе населенные пункты должны быть защищены шумопоглощающими экранами. Кроме того, вдоль обочин необходимо натянуть защитные сетки, - чтобы животные не попадали под колеса. На дальних подступах российская платная дорога должна быть оборудована кемпингами и мотелями, на ближних – автозаправочными станциями, стоянками, мойками, магазинчиками и кафе. По сути же российские платные дороги не будут в полной мере частными. По крайней мере, в Подмосковье. В соответствии с замыслом подмосковного правительства, все дороги, построенные на частные деньги, останутся в собственности области. Инвестор же сможет пользоваться ими на правах концессии, взимая плату за проезд. После того как он окупит свои вложения и извлечет планируемую прибыль, дорога станет бесплатной.

Расчетный срок окупаемости платных дорог во всем мире - 20 лет. Однако, какпоказывает западная практика, этот срок зачастую увеличивается до 40, а то и 50 лет. Это связано с неточностью расчетов размера платы, взимаемой за проезд: как правило, в бизнес-планах указывается завышенная плата, чтобы уменьшить срок окупаемости и привлечь к финансированию проектов банки. Впоследствии плату приходится снижать, срок окупаемости, соответственно, возрастает. Кроме того, в России в самой концепции строительства платных автодорог заложен риск их убыточности, связанный с неготовностью населения платить за пользование такими дорогами. В соответствии с расчетами экспертов, наиболее вероятно, что инвестор сможет вернуть лишь 40% вложенных средств. На таких условиях ему вкладывать деньги в строительство платной дороги неинтересно. Поэтому власти ведут поиск альтернативных способов заинтересовать инвестора. «Кроме того, что инвесторы смогут извлечь доход из непосредственной эксплуатации дороги, рассматриваются возможности выделения им земельных участков под строительство на сумму инвестиций», - говорит Андрей Метельский.

Еще одна проблема строительства платных дорог в России заключается в корректном расчете трафика. Практика строительства подобных дорог в нашей стране показывает, что зачастую в бизнес-планах содержатся неточные сведения. Инвестор рассчитывает на одно количество машин в день, в результате оно оказывается гораздо меньшим. «В России было много подобных проектов, - сказал RBC daily сотрудник Института экономики города Алексей Родионов. – Платная дорога была в Воронежской области. Другой пример – трасса из Шереметьева. Для всех этих проектов проблема траффика оказалась критичной: по платным дорогам просто никто не ездил. Начали вводить льготы сначала для милиции и «скорой помощи», потом для депутатов. В итоге проекты проваливались, - дороги переходили в категорию бесплатных». Бомба под строительство платных дорог в России заложена в законодательстве, которое запрещает взимать плату за проезд, если у водителя нет выбора. Это означает, что платная дорога должна в обязательном порядке соседствовать с такой же бесплатной. Вкупе с неготовностью россиян платить деньги за проезд, это приводит к провалу проектов, - платными дорогами просто никто не пользуется. Характерно, что в эффективности затеваемого проекта строительства платной дороги в Красногорске сами власти не уверены. «На Западе такие дороги рентабельны, - говорит Андрей Метельский. – Сложно сказать, будут ли они рентабельны в России». Похоже, что пока власти рассматривают красногорский проект как эксперимент, который может удаться, а может и провалиться. И не более того.

Комментарии