branding imagebranding image
Autonews
Новости
Подписаться на Telegram-канал

FIAT продадут по частям

После отставки исполнительного директора Габриэле Галатери ди Генола акции компании подешевели на 4%
FIAT продадут по частям
Изменения в руководстве компании FIAT SpA вызвали негативную реакцию ее основных кредиторов и инвесторов. После известий об отставке исполнительного директора Габриэле Галатери ди Генола (Gabriele Galateri di Genola) акции компании подешевели на 4%. Руководители четырех банков-кредиторов (IntesaBci, Capitalia, Sanpaolo IMI и Unicredito Italiano), достигших полгода назад соглашения с FIAT об условиях вывода предприятия из кризиса, выразили тревогу в связи перестановками в руководстве промышленного гиганта. Правда, человек N1, президент компании Паоло Фреско, пока остается на своем посту, но СМИ пророчат и его скорую отставку.

Что было бы неудивительно, поскольку именно Фреско, ранее сам занимавший пост исполнительного директора, был одним из главных авторов стратегии, приведшей FIAT к кризису. Всю вторую половину 90-х итальянские автопроизводители активно занимали средства на производство новых моделей. За короткий срок последних было внедрено два десятка, но ставка на новизну не оправдалась из-за стагнации рынка и возросших претензий к надежности моделей (в этом смысле итальянцы так и не смогли конкурировать с немцами или японцами). В результате объем просроченной задолженности FIAT стал расти как снежный ком, достигнув 7 млрд евро, и продолжает увеличиваться, несмотря на то что концерн начал распродавать непрофильные активы. В числе продающихся названы, например, страховая группа Toro и компания по производству авиамоторов Avio. Но ими дело явно не ограничится - по сообщениям СМИ, FIAT готовится уступить группе Volkswagen AG марки Alfa Romeo, Ferrari и Maserati. Решение вряд ли дастся итальянцам легко, поскольку эти некогда самостоятельные компании давно являются гордостью национальной промышленности, а Ferrari на данный момент - единственное прибыльное автомобильное подразделение FIAT. С продажей этой троицы в руках итальянцев останутся лишь собственно FIAT и Lancia. Что касается группы Volkswagen, она уже имеет опыт работы в Италии, приобретя там известную компанию Lamborgini. Но дальнейшее расширение немецкого проникновения на Апеннины еще под вопросом, поскольку производитель "народных автомобилей" пока не решил, нужен ли ему такой ответственный шаг. В то же время семья Аньелли - владельцы Mediabanco и обладатели 34% акций FIAT - противятся продаже автомобильных предприятий иностранцам, уповая на помощь государства, с которым они традиционно были в хороших отношениях.

Однако, несмотря на то, что призывы спасти "тонущий флагман автопромышленности" слышатся уже давно, правительство Сильвио Берлускони до сих пор от такого шага отказывалось. Во-первых, потому что премьер искренне убежден в том, что в условиях свободного рынка "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Во-вторых, Еврокомиссия устами своего комиссара по антимонопольной политике Марио Монти уже заявила, что не одобрит такой помощи, считая ее "антирыночной". Единственное, в чем государство смогло оказать поддержку, - это в организации переговоров FIAT с банкирами и профсоюзами. Однако найти компромисс в спорах с теми и с другими все равно не удалось. Кредиторы, согласившись чуть отсрочить вопрос с долгами, настаивают на дальнейшей реструктуризации предприятия (требующей, помимо прочего, сокращения 8 тысяч рабочих мест). Профсоюзы протестуют против увольнений, но собственных предложений по выходу из тупика при этом не имеют. При этом все понимают, что без уступок и "затягивания поясов" не обойтись: FIAT в слишком тяжелом положении. Его продажи на основном рынке - европейском - упали за последний год на четверть. Запущенная год назад в массовое производство модель Stilo не оправдала надежд. С рынка США итальянцы давно ушли, а развивающиеся страны успели в основном застолбить немцы, американцы и японцы. Проекты в Китае и России если и заработают, то не скоро. Не прекращено падение капитализации FIAT: инвесторы не верят, что автогигант самостоятельно справится с имеющимися трудностями.

Поэтому если компании не поможет государство, то значительную часть активов действительно придется распродать по кускам - если не немцам, то американцам. GM уже владеет 20% ее акций и по имеющемуся соглашению может выкупить все остальные. Но на данный момент американцы заявляют о том, что не заинтересованы покупать даже прибыльную Ferrari, дескать, в их европейскую стратегию такой шаг не вписывается. Основное внимание в Старом Свете они уделяют реструктуризации Opel, а в связи с принятым еще два года назад планом экономии дополнительных трат не предвидится. И так концерн за последнее время приобрел головные предприятия Daewoo Motors в Южной Корее, сделал крупные инвестиции в свой японский филиал Isuzu, а также в СП с АвтоВАЗом. Поэтому FIAT может и рад продаться иностранцам, но те не очень стремятся купить итальянское автопроизводство. Возможно, впрочем, что автогиганты выжидают еще более выгодного момента, чтобы купить FIAT - целиком или полностью - задешево. Ведь GM, удачно затянувшей переговоры с Daewoo Motors, удалось выкупить основные производственные активы последней по цене, в 7 раз низшей по сравнению с начальной.

История с FIAT поучительна для других автопредприятий, в том числе российских. Автопром, оказывается, испытывает трудности не только в России - но в последней его жизнеспособность и лоббистские возможности оказываются порой и повыше. Однако бесконечно уповать только на внутренние силы и отказываться от зарубежной помощи в итоге получается себе дороже. В итоге все равно приходится выставлять что-то на продажу. Вопрос только в своевременности этого шага.