Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам
FIAT продадут по частям
FIAT продадут по частям
Новости 16 декабря 2002
Новости 16 декабря 2002
FIAT продадут по частям
После отставки исполнительного директора Габриэле Галатери ди Генола акции компании подешевели на 4%
Изменения в руководстве компании FIAT SpA вызвали негативную реакцию ее основных кредиторов и инвесторов. После известий об отставке исполнительного директора Габриэле Галатери ди Генола (Gabriele Galateri di Genola) акции компании подешевели на 4%. Руководители четырех банков-кредиторов (IntesaBci, Capitalia, Sanpaolo IMI и Unicredito Italiano), достигших полгода назад соглашения с FIAT об условиях вывода предприятия из кризиса, выразили тревогу в связи перестановками в руководстве промышленного гиганта. Правда, человек N1, президент компании Паоло Фреско, пока остается на своем посту, но СМИ пророчат и его скорую отставку.

Что было бы неудивительно, поскольку именно Фреско, ранее сам занимавший пост исполнительного директора, был одним из главных авторов стратегии, приведшей FIAT к кризису. Всю вторую половину 90-х итальянские автопроизводители активно занимали средства на производство новых моделей. За короткий срок последних было внедрено два десятка, но ставка на новизну не оправдалась из-за стагнации рынка и возросших претензий к надежности моделей (в этом смысле итальянцы так и не смогли конкурировать с немцами или японцами). В результате объем просроченной задолженности FIAT стал расти как снежный ком, достигнув 7 млрд евро, и продолжает увеличиваться, несмотря на то что концерн начал распродавать непрофильные активы. В числе продающихся названы, например, страховая группа Toro и компания по производству авиамоторов Avio. Но ими дело явно не ограничится - по сообщениям СМИ, FIAT готовится уступить группе Volkswagen AG марки Alfa Romeo, Ferrari и Maserati. Решение вряд ли дастся итальянцам легко, поскольку эти некогда самостоятельные компании давно являются гордостью национальной промышленности, а Ferrari на данный момент - единственное прибыльное автомобильное подразделение FIAT. С продажей этой троицы в руках итальянцев останутся лишь собственно FIAT и Lancia. Что касается группы Volkswagen, она уже имеет опыт работы в Италии, приобретя там известную компанию Lamborgini. Но дальнейшее расширение немецкого проникновения на Апеннины еще под вопросом, поскольку производитель "народных автомобилей" пока не решил, нужен ли ему такой ответственный шаг. В то же время семья Аньелли - владельцы Mediabanco и обладатели 34% акций FIAT - противятся продаже автомобильных предприятий иностранцам, уповая на помощь государства, с которым они традиционно были в хороших отношениях.

Однако, несмотря на то, что призывы спасти "тонущий флагман автопромышленности" слышатся уже давно, правительство Сильвио Берлускони до сих пор от такого шага отказывалось. Во-первых, потому что премьер искренне убежден в том, что в условиях свободного рынка "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Во-вторых, Еврокомиссия устами своего комиссара по антимонопольной политике Марио Монти уже заявила, что не одобрит такой помощи, считая ее "антирыночной". Единственное, в чем государство смогло оказать поддержку, - это в организации переговоров FIAT с банкирами и профсоюзами. Однако найти компромисс в спорах с теми и с другими все равно не удалось. Кредиторы, согласившись чуть отсрочить вопрос с долгами, настаивают на дальнейшей реструктуризации предприятия (требующей, помимо прочего, сокращения 8 тысяч рабочих мест). Профсоюзы протестуют против увольнений, но собственных предложений по выходу из тупика при этом не имеют. При этом все понимают, что без уступок и "затягивания поясов" не обойтись: FIAT в слишком тяжелом положении. Его продажи на основном рынке - европейском - упали за последний год на четверть. Запущенная год назад в массовое производство модель Stilo не оправдала надежд. С рынка США итальянцы давно ушли, а развивающиеся страны успели в основном застолбить немцы, американцы и японцы. Проекты в Китае и России если и заработают, то не скоро. Не прекращено падение капитализации FIAT: инвесторы не верят, что автогигант самостоятельно справится с имеющимися трудностями.

Поэтому если компании не поможет государство, то значительную часть активов действительно придется распродать по кускам - если не немцам, то американцам. GM уже владеет 20% ее акций и по имеющемуся соглашению может выкупить все остальные. Но на данный момент американцы заявляют о том, что не заинтересованы покупать даже прибыльную Ferrari, дескать, в их европейскую стратегию такой шаг не вписывается. Основное внимание в Старом Свете они уделяют реструктуризации Opel, а в связи с принятым еще два года назад планом экономии дополнительных трат не предвидится. И так концерн за последнее время приобрел головные предприятия Daewoo Motors в Южной Корее, сделал крупные инвестиции в свой японский филиал Isuzu, а также в СП с АвтоВАЗом. Поэтому FIAT может и рад продаться иностранцам, но те не очень стремятся купить итальянское автопроизводство. Возможно, впрочем, что автогиганты выжидают еще более выгодного момента, чтобы купить FIAT - целиком или полностью - задешево. Ведь GM, удачно затянувшей переговоры с Daewoo Motors, удалось выкупить основные производственные активы последней по цене, в 7 раз низшей по сравнению с начальной.

История с FIAT поучительна для других автопредприятий, в том числе российских. Автопром, оказывается, испытывает трудности не только в России - но в последней его жизнеспособность и лоббистские возможности оказываются порой и повыше. Однако бесконечно уповать только на внутренние силы и отказываться от зарубежной помощи в итоге получается себе дороже. В итоге все равно приходится выставлять что-то на продажу. Вопрос только в своевременности этого шага.
Комментарии