Autonews
Секрет «черного ящика»: зачем следить за автомобилями
Статьи 11 ноября 2016
Николай Загвоздкин
Статьи 11 ноября 2016
Николай Загвоздкин
Секрет «черного ящика»: зачем следить за автомобилями
Существует вероятность, что уже с 2020 года все автомобили в РФ будут оснащены бортовыми самописцами...
Секрет «черного ящика»: зачем следить за автомобилями 
Правительство РФ поддержало идею установки с 2020 г. во все новые автомобили «черных ящиков», которые будут фиксировать, сохранять и передавать информацию о движении транспорта по сигналам ГЛОНАСС. Вице-премьер Аркадий Дворкович уже распорядился создать межведомственную рабочую группу для подготовки необходимой законодательной базы. 

Предложение о создании «Единой государственной среды передачи навигационной информации, получаемой от тахографов и иных технических устройств с измерительными функциями» (ЕГСНИ), было озвучено на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина в начале октября. Как говорится в тексте протокола, ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Редакция Autonews.ru ответила на самые важные вопросы о «черных ящиках» для автомобилей.
 

С чего все началось


Впервые о необходимости установки бортовых самописцев в автомобили заговорили в 2012 году. Тогда Минтранс обратился к правительству с просьбой проработать возможность интеграции «черных ящиков» в бортовую систему машин «к 2015-2016 году». Вопрос был отложен из-за нестабильной экономической ситуации. Представители Минтранса признавали, что реализацию инициативы сдерживали не только экономические факторы, но и отсутствие государственных стандартов, регулирующих возможности использования «черных ящиков» и право доступа к зафиксированной ими информации. В частности, эксперты говорили о том, что на законодательном уровне должно быть четко прописано, какие параметры может фиксировать самописец, в каких случаях можно использовать информацию и кто может иметь к ней доступ.
 

Что у них внутри и как они работают


Скорее всего, «черный ящик» будет работать от электросети автомобиля, плюс будет иметь резервный источник питания. Программный код устройства должен быть серьезно защищен от взлома. Самописец должен записывать данные, полученные с датчиков ускорения, проскальзывания колес, двигателя, других систем автомобиля, а также фиксировать даже разговоры пассажиров.

К примеру, в 96% новых автомобилей в США, по информации NHTSA, уже используется технология EDR (Event Data Recorder), которую и называют «черным ящиком». Это электронный чип, который перезаписывает непрерывный цикл информации, поступающий из всевозможных датчиков и управляющих модулей машины. В случае ДТП, EDR оставляет данные за пять секунд до аварии и секунду после нее. Таким образом удается понять, с какой скоростью двигалась машина, работали ли тормоза, через какое время выстрелили подушки безопасности, были ли пристегнуты ремни. Получить все эти сведения можно только подключив к автомобилю специальное считывающее устройство. Благодаря этой технологии можно воссоздать картину аварии максимально подробно. Более очевидная польза – возможность максимально быстро среагировать на аварию.
 

Не противоречит ли это закону


Главный вопрос к «черным ящикам» с юридической точки зрения – тотальный контроль над каждым автовладельцем, что затрагивает права и свободы граждан – основы Конституции России. Ровно об этом же в свое время спорили в Америке. Так, например, сбор данных с машин, на которых эти устройства были установлены еще на заводе, по заявлениям представителей компаний, в США мог осуществляться только с разрешения владельца транспортного средства. 



С другой стороны, в тексте протокола по итогам совещания у Рогозина отмечено, что ЕГСНИ можно применять также и «для фиксации нарушений ПДД и привлечения нарушителей к административной ответственности». Соответственно, о разрешении речь, скорее всего, не идет. Вероятно, рабочей группе придется отдельно заняться юридической составляющей.
 

Чем опасны самописцы на борту автомобиля


Кроме возможного нарушения Конституции, автомобилистов волнуют еще два вопроса. Первый – то, что данными с «черных ящиков» могут пользоваться страховые компании, которые начнут собирать информацию о том, как ездит водитель, и регулировать в зависимости от этого тарифы на страховку.

Второй – возможное попадание данных к мошенникам. Маршрут перемещения, записи разговоров в автомобиле и так далее – все это можно использовать против владельца машины.
 

Чем отличается «черный ящик» в автомобиле и в самолете


Если в авиации к аварии чаще приводит отказ тех или иных систем, то в автомобиле – человеческий фактор. Соответственно, в записи самолетного разговора есть большой смысл, тогда как важность автомобильного не так очевидна.

«Черный ящик» в самолете – система регистрации и записи данных о техническом состоянии воздушного судна, показаниях измерительных приборов, запись переговоров экипажа. Устройство помещается в очень прочный короб из термоустойчивых титановых сплавов. Едва ли автомобильные самописцы будут столь же устойчивы к внешним воздействиям.
Комментарии