VW, Lada и еще 5 историй, как бренды закрывали гоночные команды
VW, Lada и еще 5 историй, как бренды закрывали гоночные команды
Статьи 7 ноября 2016
Антон Погорельский
Статьи 7 ноября 2016
Антон Погорельский
VW, Lada и еще 5 историй, как бренды закрывали гоночные команды
Зачем Volkswagen свернул успешную программу в ралли и почему Lada решила покинуть чемпионат мира WTCC
VW, Lada и еще 5 историй, как бренды закрывали гоночные команды 
Нынешний сезон станет последним сразу для четырех заводских команд в различных чемпионатах мира. Из международного первенства по кузовным гонкам WTCC уходят Citroen и Lada, из чемпионата по гонкам на выносливость WEC – Audi, из раллийной серии WRC – Volkswagen. Autonews.ru выяснил причины этих решений, а также вспомнил, как и зачем другие автопроизводители сворачивали свои гоночные программы.

 

Volkswagen

Решение об уходе Volkswagen из WRC стало полной неожиданностью для любителей ралли. Буквально несколько недель назад команда из Вольфсбурга праздновала очередную победу, а во вторник, 1 ноября, совет директоров концерна VW проголосовал за уход и незамедлительное завершение программы в WRC. К этому моменту команда не только подписала долгосрочные контракты с тремя гонщиками, которые считаются лучшими пилотами современного ралли, но и вложила миллионы евро в разработку и конструирование Polo R WRC нового поколения. Скоро в чемпионате мира должен смениться регламент, и Volkswagen весь сезон активно готовился к новым техническим требованиям.
 


Скоропостижный уход немецкой марки грозит оставить серию без действующего чемпиона мира Себастьена Ожье: француз выиграл четыре последних сезона подряд. Все титулы он завоевал за рулем Volkswagen. Команда доминировала по всем статьям: ни Hyundai, ни Citroen, ни получастный коллектив Ford M-Sport не мог сравниться по скорости с Polo R WRC. Несмотря на это, в руководстве концерна решили не продолжать одну из самых успешных гоночных кампаний в истории WRC.

Очевидной причиной для этого можно назвать «дизельгейт» – скандал с искажением уровней выхлопа дорожных Volkswagen с дизельным двигателем, из-за которого завод столкнулся с многомиллиардными убытками. Только в США компания потратила на урегулирование последствий «дизельгейта» $14 млрд. Отказ от дорогостоящей программы в WRC – простой и очевидный способ сэкономить средства компании.
 


Потенциальные успехи в расчет не берутся: Volkswagen не просто отказался выставлять на старт уже построенный Polo нового поколения, но даже не стал продавать эту машину частным коллективам. Автомобиль мог бы пользоваться спросом у команд, которые хотели бы выступать в WRC самостоятельно: так VW мог хотя бы частично «отбить» инвестиции в создание новой машины и даже получить маркетинговую отдачу за счет выступления независимых команд на собственной машине. Вместо этого концерн запрет машину, которая могла бы выиграть титулы в 2017, 2018 и 2019 гг., на заводе – как на самом деле едет этот автомобиль, никто уже не узнает. Похожее решение Volkswagen принял в 2011 г., уходя из ралли-рейдов: после многочисленных побед марки на «Дакаре» многие частные команды хотели купить подержанные Touareg, на которых заводские пилоты выигрывали гонки, однако концерн не стал продавать машины, опасаясь утечки технических ноу-хау к конкурентам. Судя по всему, похожей логикой Volkswagen руководствуется и сейчас.
 

Audi

За месяц до решения Volkswagen аналогичное решение принял другой бренд того же альянса: из чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) ушла заводская команда Audi, 13-кратный победитель «24 часов Ле-Мана». Audi доминирует в гонках спортпрототипов с начала 2000-х: за это время Ле-Ман стал прочно ассоциироваться с немецким производителем, а сама Audi вошла в историю, как первая команда, выигравшая суточный марафон на дизельном автомобиле.
 

С 2014 г. Audi соперничает с Porsche – другой маркой, которая принадлежит Volkswagen AG. Возвращение легендарного производителя в Ле-Ман сразу же породило слухи о скором уходе Audi из WEC – выступление в одном чемпионате двух марок, подконтрольных одному и тому же владельцу, казалось нелогичным: по сути, Volkswagen вкладывал деньги в то, чтобы одна команда отбирала победы у другой. Тем не менее, ждать настоящего ухода Audi из WEC пришлось три года. Скорее всего, толчком к этому решению также послужил «дизельгейт».
 

Lada

Lada уже уходила из чемпионата WTCC в 2009 г.: после двух сезонов в чемпионате мира АвтоВАЗ счел программу слишком дорогой. Тольяттинский коллектив вернулся в международное первенство в 2012 г. – сначала с «Грантой», а затем с «Вестой». До прошлого сезона команда пользовалась всесторонней поддержкой и финансированием завода: Lada удалось привлечь чемпиона мира Роба Хаффа, а руководство готовилось к затратной модернизации автомобилей, сборке дополнительного шасси и запуску программы поддержки российских пилотов.
 


Первый звонок прозвенел в конце прошлого года: из Lada ушел Хафф. Как выяснилось позднее, решение о том, продолжать программу в WTCC или нет, администрация АвтоВАЗа принимает на заседании совета директоров в ноябре – до этого момента программа каждый раз оказывается под вопросом. Завод готовился закрыть команду еще в прошлом году, но в тот раз конюшню удалось отстоять – правда, Lada потеряла своего быстрейшего пилота. Год спустя руководство компании, озабоченное высокими издержками, решило окончательно закрыть программу.


 

Citroen

Вместе с Lada серию WTCC покинет Citroen – трехкратный чемпион мира, команда, которая доминировала в международном первенстве с 2014 года. За это время Citroen C-Elysée выиграл 49 гонок, а пилоты французской конюшни взяли все чемпионские и вице-чемпионские звания. Бюджет кузовной программы компании Citroen оценивался в 20 млн евро – как минимум в два раза больше, чем у соперников. Одновременно французский производитель участвовал в чемпионате мира по ралли WRC – однако там в последнее время успехов было куда меньше.
 

Перед сезоном-2016 руководство Citroen решило сэкономить деньги и сосредоточиться только на одном из двух чемпионатов. WTCC казался очевидным выбором, но вместо этого завод выбрал ралли. Теперь у Citroen будет новая машина для WRC, а в кольцевом чемпионате проверенные C-Elysee достанутся частникам. Обслуживать чемпионские машины будет команда девятикратного чемпиона мира по ралли Себастьена Леба (Sebastien Loeb Racing) – француз выиграл все свои титулы за рулем Citroen и теперь продолжает сотрудничество с компанией в качестве владельца гоночного коллектива. Тем не менее, заводской поддержки Citroen у этих автомобилей больше не будет.
 

Toyota

Для поклонников Формулы-1 гоночная программа Toyota стала бородатым анекдотом. Японская компания пришла в чемпионат с полумиллиардным бюджетом, наняла в два раза больше сотрудников, чем самые успешные команды того времени, но в итоге не добилась ни одной победы и бесславно ушла. Toyota участвовала в Формуле-1 с 2002 по 2009 гг: за это время команда ни разу не поднималась выше четвертого места в Кубке конструкторов.
 


Как и в случае с Volkswagen, уход Toyota ничто не предвещало. Всего за полгода до закрытия команды японцы подписали долгосрочный контракт с руководством Формулы-1, согласно которому компания обязалась участвовать в чемпионате на многие годы вперед. Параллельно Toyota развивала карьеру своего протеже Камуи Кобаяси – возможно, одного из лучших японских пилотов в автоспорте. Команда позволила Камуи дебютировать в чемпионате в конце сезона-2009, но решение совета директоров поставило крест на дальнейшей программе японцев. В итоге Toyota должна была выплатить штраф за невыполнение обязательств перед Формулой-1 (выплатила она его или нет, доподлинно неизвестно). Что касается Кобаяси, то он все-таки остался в чемпионате – по слухам, Toyota приплатила команде Sauber за то, чтобы те взяли гонщика к себе. Сейчас на «формульной» базе Toyota в немецком Кельне собирают спортпрототипы TS030 Hybrid для чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC.
 

BMW

Одновременно с Toyota Формулу-1 покинула компания BMW – правда, в случае с немцами это решение не было столь спонтанным, а команда смогла остаться в чемпионате под другим именем. Баварский концерн управлял собственной командой в Формуле-1 всего четыре сезона – с 2006 по 2009 год. Все это время заводская конюшня носила название BMW-Sauber – в знак уважения Петеру Зауберу, у которого компания выкупила команду.
 

Первые три сезона немецкий концерн провел в «подготовительном» режиме, медленно продвигаясь к вершине и не ввязываясь в борьбу за титул. Прорыв должен был наступить в 2009 году, когда радикальная смена регламента должна была перетасовать пелотон и вывести на первую строчку новых фаворитов. Разумеется, в роли новых победителей в BMW видели себя. Вместо этого болид 2009 г. оказался провальным: после регулярных подиумов сезона-2008 новый сезон отбросил BMW-Sauber в хвост турнирной таблицы. Уже летом 2009 г. баварский концерн объявил об уходе из чемпионата мира. Следующие месяцы превратились в судорожные попытки найти покупателя и все-таки спасти команду, но в разгар финансового кризиса желающих не нашлось – и BMW пришлось за символическую сумму в 1$ вернуть команду Петеру Зауберу.

Чтобы некогда заводская конюшня не разорилась сразу, BMW приплатила швейцарцу: по неофициальным данным, автопроизводитель мог выделить порядка 100 млн евро на содержание команды в переходный период. Sauber выступает в Формуле-1 до сих пор, а BMW же о возвращении не думает – слишком ярким получился конфуз с заводской командой.
 

Honda

Honda – эталонный пример своеобразной логики автопроизводителей. Пожалуй, когда генеральный промоутер Формулы-1 Берни Экклстоун говорит, что автопроизводители «приходят и уходят», он имеет в виду именно этот случай: в конце 2008 г. Honda свернула программу в чемпионате мира, обладая самым быстрым болидом. Японская компания готовилась к переходу на регламент 2009 г. два года – с начала сезона-2007. За это время инженеры изучили все нюансы технических требований и спроектировали машину, идеально подходящую новым правилам и по максимум использующую «серые зоны».
 


Honda добилась такой эффективности за счет многомиллионных вложений, таланта Росса Брауна, который возглавлял команду, и фактического отказа от работы над существующими болидами. Поэтому пока инженеры на базе создавали супер-автомобиль для сезона-2009, болиды 2007 и 2008 гг. раз за разом оказывались в хвосте пелотона и расстраивали японских боссов своей медлительностью и ненадежностью. Терпение совета директоров лопнуло за пару месяцев до триумфа: в конце 2008 г. Honda закрыла команду и за 1$ передала ее Россу Брауну. Тот переименовал конюшню в свою честь и под именем Brawn GP экс-Honda выиграла чемпионский титул и Кубок конструкторов 2009 года. Сейчас мы знаем эту команду как Mercedes AMG – бессменного победителя Формулы-1 с 2014 года.

Honda вернулась в 2015-м и теперь мечтает о попадании в десятку и регулярно терпит насмешки Фернандо Алонсо, который прилюдно называет японские моторы «двигателями GP2».
Комментарии