branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов

Какие модели предпочитают угонщики, как защитить автомобиль и почему сигнализация упрощает жизнь ворам
Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов
Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов
Девальвация рубля ударила не только по продажам новых автомобилей и комплектующих, но и по «серому» рынку автозапчастей. Причем если средневзвешенные цены на машины за 2015 г. увеличились, согласно «Автостату», на 20%, то запчасти подорожали идентично изменению курса – более чем в два раза. Вырос спрос и на недорогие комплектующие, поэтому угонщики все чаще похищают бюджетные модели. Теперь криминалитет больше интересуется массовыми автомобилями, которые угоняют не для перепродажи, а для разборки на запчасти.

 

Что говорит статистика

По статистике ГИБДД, в 2015 г. в России было угнано более 36 тыс. автомобилей, что на 8% меньше, чем годом ранее. При этом падение продаж новых автомобилей составило 38%, а подержанных – 20%, то есть удельное число угонов выросло. Из-за роста цен в денежном выражении автовладельцы потеряли даже больше, чем прежде – около 10 млрд рублей.

Как пояснил директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, угнанный автомобиль все чаще рассматривается как источник доступных запчастей. При этом особенно явно эта тенденция просматривается на рынке угнанных внедорожников. «Ранее такие автомобили не разбирались на запчасти, а продолжали эксплуатироваться по нелегальным схемам. С проникновением поисковых систем угонщики вынуждены в поисках таких устройств разбирать автомобиль до железа, что делает обратную сборку автомобиля нецелесообразным», – отметил эксперт.

Например, согласно статистике ГИБДД, в Москве самым угоняемым автомобилем в 2015 г. стал Hyundai Solaris (382 случая). Второе место в рейтинге заняла Mazda3 (307 угонов), а замкнул первую тройку Kia Rio – 298 краж.

«Анализ преступлений свидетельствует, что 24% краж и угонов совершается в ночное время, 24% - днем, 13% - вечером, 22% - утром и в 17% случаев время преступления не установлено», - пояснил источник в ГИБДД.
 

Почему сигнализации перестали пользоваться спросом

Эксперты рынка сетуют на то, что заниматься дополнительной защитой своих машин владельцы не хотят, полагая, что современные автомобили уже с конвейера хорошо защищены штатными электронными системами и не поддаются взлому «в лоб». Те автомобилисты, говорит начальник отдела дополнительного оборудования и предпродажной подготовки «Панавто» Дмитрий Офросимов, которые много лет подряд не сталкивались с угонами, не видят смысла приобретать охранную систему: «Для профилактики охранные комплексы устанавливают немногие покупатели, большинство надеются на выплаты по каско».
 

Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов


Спросом перестали пользоваться и простые автосигнализации, которые, как показала практика, не дают защиты от угона и уже не привлекают дополнительными сервисными функциями. Угонщики сейчас хорошо оснащены, отмечает Офросимов, а самым популярным приспособлением для угона стали кодграбберы, считывающие сигналы охранных систем.

С другой стороны, говорит эксперт, системы дистанционного либо программируемого запуска, а также системы доступа без ключа являются факторами дополнительного риска, поскольку код для разблокировки преступники могут перехватить на расстоянии. Это так называемый «метод длинной руки», при котором один преступник с сумкой или чемоданом перехватывает сигнал от ключа в кармане автовладельца и передает его по радиоканалу второму преступнику, который находится около машины и уже своим устройством обманывает систему. Методами кодграбберов, говорит эксперт, пользуются 90% злоумышленников. Остальные 10% приходятся на способы обмана и выманивания водителя из заведенного автомобиля, либо разбой.

Те, кто всерьез озабочен защитой от угона, ставят на свои автомобили более универсальные спутниковые системы охраны на базе GSM-модулей, объяснил директор по послепродажному обслуживанию «Ауди Центр Варшавка» Алексей Кирдяшов. «GSM-оборудование стало конкурировать с автомобильными пейджерами за счет того, что радиус его действия ограничивается только зоной покрытия сотовой сети, а пейджеров – всего 2-4 километра. Даже находясь в другой стране, владелец может узнать точное местонахождение и техническое состояние своего авто, припаркованного, допустим, около дома в Москве». Эти системы, замечает начальник отдела дополнительного оборудования и предпродажной подготовки «Панавто» Дмитрий Офросимов, удобны в том числе и тем, что избавляют от необходимости носить с собой дополнительные брелоки или метки.

 

Как сэкономить на каско

Алексей Кирдяшов из «Ауди Центр Варшавка» отметил, что нештатные системы охраны зачастую не снижают стоимость полиса каско: «Если еще год назад дополнительная система снижала стоимость каско на 10-15 тыс. руб., то недавно СК пересмотрели свою политику в отношении спутникового оборудования. Сейчас, узнав о том, что в машину «зашит» дополнительный ключ, страховщики взимают с клиентов дополнительную плату, поскольку возникают факторы, повышающие риск угона автомобиля».
 

Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов


В 2015 г., когда спрос на страховые продукты каско из-за подорожания сильно упал, компании стали активно продвигать более дешевые страховки европейского образца «тотал + угон», когда возмещение выплачивается только в случае угона или полной гибели транспортного средства. Глава экспертного совета по страховому законодательству ГД РФ и президент автономной некоммерческой организации «За справедливые выплаты» Александр Коваль отметил, что для страхователей важнее застраховаться от потери имущества, чем от ущерба ему. Но о том, какая часть клиентов выбирает упрощенный полис, страховщики предпочитают не говорить, сетует эксперт: «Статистика по страхующимся от угона, скорее всего, есть внутри компаний, но пока все они говорят только о тенденции. Такая ситуация наблюдается впервые на страховом рынке и обусловлена экономическим кризисом, повышением цен и отсутствием должного контроля за страховщиками».

Пока доля таких продуктов невелика, но она растет, подтверждает директор дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. Начальник отдела прямых продаж «Абсолют Страхование» Андрей Новицкий отмечает, что доля таких полисов составляет несколько процентов, а цена может колебаться от 1% до 3% от стоимости автомобиля в зависимости от модели. «Вслед за ростом тарифов по классическому каско, полис «тотал + угон» стал набирать популярность как инструмент для снижения стоимости полиса и финансовой защиты на случай очень крупного убытка. У нескольких крупных игроков страхового рынка в партнерстве с банками и автосалонами есть готовые продукты, включающие только такие риски», – говорит эксперт.

При этом далеко не все компании предлагают такие полисы из-за рисков мошенничества. А вот страхование исключительно по риску угона на российском рынке не предлагает никто, замечает Андрей Новицкий.
 

Как наказывают угонщиков

Эксперты рынка отмечают, что законодательство в части ответственности за хищение автомобиля давно требует коррекции. Российский закон различает понятия угона и кражи транспортного средства, что позволяет преступникам уходить от ответственности. Кража, то есть неправомерное завладение чужим имуществом, описывается статьей 158 УК РФ, которая предусматривает штраф до миллиона рублей и лишение свободы на срок до 10 лет. Угон описывается статьей 166 как неправомерное завладение автомобилем без цели хищения и наказывается менее строго: от 120 тыс. руб. штрафа до 5 лет лишения свободы. Чаще всего пойманные с поличным преступники сознаются в угоне и получают более мягкое наказание. Если же угнанный автомобиль был разобран на запчасти, то преступнику можно инкриминировать только хищение, но собрать доказательную базу по конкретному делу в таком случае намного сложнее.
 

Источник запчастей: как кризис изменил статистику угонов


Последние несколько лет в Госдуму поступали предложения об усилении ответственности и отмене понятия угона, но приняты они не были. А несколько процедур коррекции закона адвокат и партнер Коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры» Анастасия Расторгуева считает несущественными: «Статья про угон за более чем 20 лет менялась всего несколько раз и то незначительно. Так, в 2003 г. законодатели решили, что установленная верхняя планка в 3 года лишения свободы недостаточна и подняли ее до 5 лет, а также добавили альтернативную санкцию в виде штрафа до 120 тыс. рублей. А в 2011 г. в нее была включена альтернативная санкция «принудительные работы на срок до пяти лет».

Президент автономной некоммерческой организации «За справедливые выплаты» Александр Коваль уверен, что причиной тому стала пассивность страховщиков: «Предложения в части усиления ответственности за завладение чужим имуществом имелись в соответствующем комитете Госдумы, рассматривались, но приняты не были. Позиция страховщиков в этом вопросе была абсолютно бездеятельной и безынициативной, хотя они не меньше, чем автовладельцы заинтересованы в сокращении числа угонов».

Помочь в борьбе с угонами должна и одобренная правительством система электронных автопаспортов, которая заработает в России и странах Евразийского экономического союза через год и затруднит процесс подделки документов. Привычные бумажные ПТС заменит электронная система, в которой будут храниться сведения об автомобилях и их владельцах. Процесс перехода на электронный документооборот продлится два года, на протяжении которых ГИБДД продолжит параллельное оформление бумажных ПТС. Выдавать привычные документы покупателям автомобилей продолжат до июля 2017 года. Единым администратором системы станет компания «Электронный паспорт», которая входит в госкорпорацию «Ростехнологии».

Иван Ананьев
Фото: PhotoXPress.ru, Depositphotos.com, Lori.ru