branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

Ошибка электроники: почему автопилоту Tesla пока нельзя доверять

Какие аварии происходили с автопилотируемыми моделями Tesla, и как электроника предотвращала ДТП
Ошибка электроники: почему автопилоту Tesla пока нельзя доверять
Ошибка электроники: почему автопилоту Tesla пока нельзя доверять
Национальное управление безопасностью движения США открыло расследование после того, как один из водителей седана Tesla погиб за рулем автомобиля, который ехал в режиме автопилота, сообщает Reuters со ссылкой на заявление ведомства. В Tesla заявили, что это первый известный случай аварии с летальным исходом за все время использования автопилота на ее автомобилях. В компании пояснили, что ни водитель Tesla, ни автопилот не заметили белый прицеп фуры из-за яркого света, поэтому тормоз не применялся. Высокий дорожный просвет прицепа, его положение на трассе и «чрезвычайно необычные обстоятельства» ДТП привели к тому, что нижняя часть фуры столкнулась с передним стеклом Model S, отметили в Tesla.


Печальный инцидент в очередной раз напомнил, что водитель пока не может полностью полагаться на электронику и всегда должен контролировать обстановку. Сама компания постоянно напоминает, что автопилот является вспомогательной функцией, а ответственность за управление автомобилем всегда лежит только на водителе.

Функция автономного управления у моделей Tesla появилась 15 октября 2015 года. С ее помощью электрокары смогли самостоятельно менять полосу движения при включенном «поворотнике» и парковаться параллельно другим транспортным средствам. Тогда же американский гонщик Алекс Рой за рулем Tesla Model S пересек США, пользуясь в основном только системой автономного управления. Расстояние в 4346 км от западного побережья (Калифорния) до восточного (Нью-Йорк) машина преодолела за 57 часов 48 минут.

В апреле Илон Маск заявил о том, что автопилот в электрокарах Tesla снижает вероятность попадания в аварию на 50%. «Даже самая ранняя версия автопилота водит в два раза безопаснее живого водителя», – заявил Маск, выступая на энергетической конференции. Тем не менее, инциденты с участием электромобилей Tesla происходят все чаще, хотя далеко не все они связаны с ошибками электронных систем. В сети можно найти немало видеороликов, в которых автопилот помогает водителю избежать аварии или, наоборот, не справляется с ситуацией.
 

Врезался в припаркованный грузовик


Аналогичный инцидент без пострадавших произошел в штате Юта. Владелец Model S заявил, что на его припаркованном автомобиле самостоятельно включилась функция Summon, машина тронулась с места и врезалась в стоящий рядом грузовик. В электрокаре в этот момент никого не было. В компании заявили, что авария произошла из-за неверного использования функции Summon – по данным бортового самописца, водитель активировал функцию после выхода из машины, а сенсоры машины не увидели препятствия в виде высоко расположенного груза.
 

Увернулся от грузовика


Автопилот спас машину от бокового столкновения с грузовиком, который внезапно начал менять полосу движения. Водитель грузовика начал перестраиваться через два ряда для съезда с автомагистрали и не увидел седан Testa. Автопилот отклонил машину вправо на резервную полосу, чтобы избежать аварии, притормозил и вернул машину на полосу движения после того, как грузовик оказался впереди. По описанию водителя Tesla, звуковой сигнал подал он сам, а после инцидента водитель грузовика жестами извинился за свой маневр.
 

Потерял разметку


В этом видеоролике все шло хорошо до тех пор, пока на дороге была понятная для автопилота разметка. После того, как машина съехала с магистрали, с левой стороны исчезла двойная белая разметка, зато такая же появилась справа. Электроника, по-видимому, решила, что машина находится на встречной полосе, и попыталась резко перестроиться правее. Водитель, который контролировал обстановку, успел схватить руль и взять управление на себя.
 

Врезался в фургон на шоссе


Автопилот не заметил аварийный фургон в левой полосе шоссе, и автомобиль врезался в него. Предупреждение о возможности столкновения сработало слишком поздно, а система автоматического торможения не сработала вовсе. Водитель попытался затормозить сам, но это было слишком поздно. Владелец отметил, что его Tesla в режиме автопилота многократно работал корректно, и он слегка потерял бдительность. В данном эпизоде он смотрел вправо, а не на дорогу, и не обратил внимание на то, что автопилот не тормозит, хотя обычно система начинала притормаживать, как только другой автомобиль только начинал заезжать на его полосу движения. На запрос владельца компания ответила, что все системы функционировали в штатном режиме.
 

Не заметил плюшевую утку


Эксперимент владельца Tesla показал, что машина в режиме автоматической парковки достаточно корректно распознает взрослых, детей и посторонние объекты. Исключение составляют объекты с небольшой массой. Так, седан не заметил плюшевую игрушечную утку, размер которой примерно соответствует размеру младенца. Однако автомобиль все-таки остановился, коснувшись игрушки. Эксперимент в очередной раз показал необходимость контроля за машиной в автоматических режимах.
 

Увернулся от такси и проехал ТТК


Осенью прошлого года сразу после обновления ПО члены российского Tesla-клуба провели эксперимент на улицах Москвы, в ходе которого седан успешно увернулся от подрезавшего его с правой стороны автомобиля такси. Кроме того, машина сама проехала по столичному ТТК в автоматическом режиме и совершила аварийное торможение, перед стоящими во втором ряду автомобилями.
 

Врезался в здание торгового центра


До сих пор неизвестно, что именно стало причиной инцидента с электрическим кроссовером Tesla Model X, который протаранил здание торгового центра. Хозяин автомобиля утверждал, что при парковке у автомобиля самопроизвольно включилась функция автопилота, после чего машина ускорилась и врезалась в здание. По словам владельца, за рулем машины находилась его жена, которая получила незначительные травмы. В свою очередь, представители Tesla отвергли все обвинения после того, как инженеры компании проанализировали записи бортовых журналов. В компании заявили, что в момент инцидента Model X работал под ручным управлением и резко ускорился после нажатия педали газа.
 

Выехал из гаража


В феврале Tesla выпустила новую версию ПО для электромобилей Model S с обновленной функцией автопарковки Summon, благодаря которой электрокар может самостоятельно въезжать и выезжать из гаража. Пользоваться программой стало возможно с помощью часов Apple Watch и приложения Remote S, смартфона или кнопки на ключе. При использовании функции она способна также самостоятельно открывать и закрывать ворота гаража. В компании отметили, что функция автопарковки проходит стадию бета-тестирования.

Иван Ананьев
Фото: Roadandtrack.com
Видео: Youtube.com