Autonews
Статьи

От ГАЗа до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина

На чем ездил легендарный советский космонавт, который очень любил автомобили...
Автосервисы
Autonews
Искать больше не нужно.
Гарантируем качество услуг.
Всегда рядом.
Выбрать сервис
От ГАЗ до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина
От ГАЗ до Citroen: все автомобили Юрия Гагарина 
Ровно 55 лет назад Юрий Гагарин первым полетел в космос. Земным увлечением летчика всегда были автомобили. Космонавт любил ездить быстро и однажды даже стал виновником аварии. «Когда выехали на трассу, за окошком все замелькало. Гагарин ездил быстро, но не лихачил – выдерживал скорость, гарантирующую, так сказать, безопасность движения. И перед каждым постом ГАИ притормаживал - стыдился, когда его останавливали за превышение скорости. Хотя гаишники хорошо знали его иномарку и всегда приветствовали знаменитого водителя», – вспоминал в интервью изданию «Факты и комментарии» Юрий Ельченко, министр культуры Украины в 1960-х, а позже первый секретарь Киевского горкома партии и секретарь ЦК КПСС. В честь памятной годовщины Autonews.ru вспоминает все автомобили легендарного космонавта.


ГАЗ-69

Сразу же после полета в космос Гагарину вручили его первый автомобиль – внедорожник ГАЗ-69. Поскольку у космонавта не было водительского удостоверения, то к автомобилю приставили и персонального водителя. Возил героя СССР вовсе не сотрудник гаража специального назначения, хотя такие истории ходили, а обычный сержант из авиачасти. Буквально в тот же день, когда Гагарин получил персональный ГАЗ-69, ему сообщили, что личная «Волга» и служебная «Чайка» для него уже одобрены, но нужно немного подождать. За это время Гагарин как раз и получил права.



ГАЗ-21

Через пару месяцев после возвращения на Землю Гагарин идет в ГАИ – сдавать экзамен на права. Получив заветную корочку, космонавт тут же обзавелся и первым автомобилем – черной «Волгой» ГАЗ-21. Причем до сих пор неизвестно, каким образом седан с номерами «78-78 МОД» оказался у Гагарина. По одной из версий, машину он приобрел сам за полученную премию в размере 15 тыс. рублей. По другим данным, Леонид Ильич Брежнев лично презентовал космонавту автомобиль, оценив высокие достижения перед Союзом. «Двадцать первая» была из спецпартии – ее отличал более качественный салон с индивидуальной отделкой и дополнительные хромированные детали снаружи. Этот автомобиль до сих пор стоит в музее космонавтики в Москве. Часто Гагарина видели и на другой «Волге» - бежевого цвета с номерами «12-04 юаг» (12 апреля, Юрий Алексеевич Гагарин). Однако о судьбе этого автомобиля ничего неизвестно.



Matra Djet

Matra Djet, выпускаемый аэрокосмической корпорацией Matra, стал первым серийным среднемоторным спорткаром и отличался довольно передовой для 1860-х конструкцией: хребтовая рама, независимая подвеска, дисковые тормоза и композитный кузов. Двигатель развивал всего 65, в позже 90 л.с., но легкой машине этого было вполне достаточно. Matra Djet V приглянулась Гагарину на авиасалоне в Ле-Бурже и позже в 1965 г. была подарена ему в СССР. Однако он ездил на машине достаточно редко, прежде всего из-за того, что она была слишком заметной.



ЗИЛ-111

Юрий Гагарин в первый месяц после приземления присутствовал на многих официальных встречах. И всюду его возили на шикарном советском лимузине ЗИЛ-111В. Внешне автомобиль был очень похож на «Чайку», но все же отличался от нее технически и имел складной верх. На парады Гагарина привозили именно на этом автомобиле серо-голубого цвета. В те годы ЗИЛ-111 и его модификации все еще был новинкой отечественного автопрома – производство модели запустили в 1959 г., однако сборка была настолько мелкосерийной, что за восемь лет собрали всего 112 таких машин.



Rolls-Royce Silver Cloud

За два года Гагарин посетил три десятка стран. В Польше он махал рукой из открытого Chevrolet, в ходе визита на Кубу – из Oldsmobile. Великобритания встретила космонавта по-королевском: из аэропорта «Хитроу» его вез роскошный кабриолет Rolls-Royce Silver Cloud Drophead с кузовом работы ателье Mulliner. На машину в честь космонавта повесили номерной знак YG-1. Злые языки утверждают, что табличку позаимствовали у певицы Яны Гард. Позже Гагарин пересел на чуть менее роскошный Bentley S2.



Pontiac Tempest

В автомобильном музее в Зеленогорске хранится красный Pontiac Tempest, который якобы был подарен Гагарину во время его визита в США, хотя первый космонавт там не был. По легенде, машина позже принадлежала механику Гагарина, который установил на него авиационные приборы. Tempest первого поколения (1961-1963 гг.), к конструированию которого приложил руку легендарный Джон ДеЛориан, был необычным автомобилем с трансмиссией, отнесенной к задним колесам ради лучшей развесовки.



Citroen DS19

Еще один загадочный автомобиль Юрия Гагарина – Citroen DS19. Сохранилось фото, на котором космонавт изображен за рулем этой машины. По легенде, машина была подарком от Шарля де Голля. Переднеприводный «француз», представленный в 1955 г., выглядел футуристично и был необычен в техническом плане, чего стоила только гидропневматическая подвеска. Машину упоминает Юрий Ельченко: «На следующий день Юрий Алексеевич подъехал в условленное время к зданию ЦК ВЛКСМ на подаренном иностранными поклонниками спортивном «Ситроене». Я в нем не сидел, а полулежал». Хотя возможно, Ельченко перепутал Matra с Citroen.


Евгений Багдасаров
Фото: gettyimages.com, bonhams.com, autowp.ru, Александр Моклецов/РИА Новости, blog.hemmings.com, apimages.com, Redenas/drive2.ru