branding imagebranding image
Autonews
Статьи
Подписаться на Telegram-канал

От Saab 900 до Lada XRAY: самые важные автомобили Бу Андерссона

Главные новинки, которые при Бу Андерссоне стали серийными в Saab, Группе ГАЗ и на АвтоВАЗе...
От Saab 900 до Lada XRAY: самые важные автомобили Бу Андерссона
От Saab 900 до Lada XRAY: самые важные автомобили Бу Андерссона
Умение быстро находить подходящих поставщиков позволило Бу Андерссону подняться по карьерной лестнице в Saab, а позже возглавить ГАЗ и АвтоВАЗ. Однако предпочтение иностранных компаний российским подрядчикам в результате и привело к его отставке. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов назвал одной из главных ошибок Андерссона провал импортозамещения - конфликт бывшего президента АвтоВАЗа с российскими поставщиками слишком дорого обошелся компании. Тем не менее, запуск Vesta и XRAY стал самым важным событием для АвтоВАЗа в новейшей истории. До приезда в Тольятти Бу Андерссон запустил еще несколько ключевых автомобильных проектов.


Saab 900-9000

В 1987 г. Бу Андерссон начал работать в Saab менеджером в сфере закупок, а спустя три года, был назначен вице-президентом этого направления. К тому времени, как он начал влиять на политику закупок, владельцем шведской компании был концерн General Motors, а существующий модельный ряд, состоящий всего из двух моделей, требовал модернизации. С начала 1990-х машины обзавелись новыми опциями: семейство 900 – ABS, подушками безопасности, ремнями с преднатяжителями и унифицированными с Saab 9000 передними креслами с электрорегулировками. Старшая модель получила антипробуксовочную систему и маршрутный компьютер. В задачу Андерссона входит привлечение новых поставщиков и сокращение издержек на закупку комплектующих. По его собственным заверениям, за два года удалось сэкономить 300 млн долл. для Saab.



Saab 9-3, 9-5 (последний)

В 1993 г. была представлена новая модель шведской компании – Saab 900 (NG), а Бу Андерссон, при котором началась разработка машины, пошел на повышение и занял пост исполнительного директора по закупкам электротехники всего концерна General Motors, а спустя год занялся закупками химических материалов. Новый 900-й спроектировали на платформе GM2900, общей с Opel Ascona, что позволяло быстро и с небольшими затратами создать современную модель. Машина оказалась успешной – продажи шведской марки пошли вверх. Однако с этого момента новые Saab начинают терять индивидуальность, постепенно их унифицируют с другими автомобилями General Motors. Это в итоге сыграло роковую роль в судьбе Saab – отделившись от американского концерна, он так и не получил самостоятельности. Новые модели седан 9-5 и кроссовер 9-4х базировались на джиэмовских узлах, к тому же компания накопила значительные долги перед поставщиками – с кредиторами расплачивался уже новый владелец Saab— шведско-китайский консорциум NEVS.



«ГАЗель Бизнес»

В 2009 г. Saab был выставлен на продажу, а Бу Андерссон, занимавший в то время должность вице-президента по глобальным закупкам и развитию сети поставщиков, покинул GM. По личному приглашению Олега Дерипаски он переходит в «Группу ГАЗ» и становится ее президентом. Помимо оптимизации производственного процесса, организации на Горьковском заводе контрактной сборки иномарок, он вплотную занимается улучшением главной продукции завода – коммерческой «ГАЗели». И здесь опыт Андерссона в сфере закупок оказался как нельзя кстати. Представленная в 2010 г. машина получает приставку «Бизнес», а вместе с ней более сотни улучшений и множество комплектующих от известных иностранных поставщиков: ZF, Sachs, EDAG, Bosch, Hoerbiger и Tirsan Kardan. В качестве альтернативы российскому бензиновому мотору предлагают лицензионный дизель Cummins китайского производства. Работы по снижению шумов и вибраций машины проводят на полигоне в Германии. Модернизация позволила улучшить потребительские качества «ГАЗели» и при этом несильно отразилась на ее цене.





«ГАЗель Next»

При Бу Андерссоне была доведена до конвейера совершенно новая «ГАЗель Next». По словам президента «Группы ГАЗ», к его приходу автомобиль не существовал даже на бумаге. Разработка машины обошлась компании в 5 млрд руб., а в производство новая машина была запущена в начале 2013 года. Семейство Next получило новую просторную и комфортную кабину, независимую переднюю подвеску и новые тормоза с ABS. Импортных комплектующих стало больше, но выпуск некоторых компонентов был организован в России. Менее чем через год после запуска новой «ГАЗели» Бу Андерссон покинул «Группу ГАЗ», чтобы возглавить АвтоВАЗ. Однако новое руководство ГАЗа фактически продолжило его политику в области поставщиков. К примеру, в усовершенствованной коробке передач «ГАЗона Next» использованы дорогие, но надежные синхронизаторы Oerlikon Graziano от итальянского поставщика роботизированных трансмиссий для Ferrari и Lamborghini.



Lada Vesta

В январе 2014 г. Бу Андерссон становится президентом АвтоВАЗа. При нем существующие модели получают новые версии: внедорожник 4х4 – городскую модификацию Urban, универсалы Kalina и Largus – внедорожную Cross. Была запущена в серию роботизированная трансмиссия. Но одним из главных достижений Андерссона стала Lada Vesta – за многие годы первый полностью новый автомобиль Волжского автозавода с дизайном от Стива Маттина. По словам руководителя проекта Vesta Олега Груненкова, к моменту появления в Тольятти Андерссона по новой машине были сделаны только отдельные наработки. Модель была запущена в серию в рекордный срок, и Андерссон традиционно настоял на использовании в ее конструкции достаточно большого количества импортных комплектующих, так как нового главу АвтоВАЗа не устраивало качество российских поставщиков. Например, Vesta получила менее шумную коробку передач Renault-Nissan. Однако из-за падения курса рубля такая политика отразилась на цене новой модели и принесла заводу убытки.



Lada XRAY

Еще одной заслугой Бу Андерссона стал запуск в производство приподнятого хэтчбека XRAY. Новую модель построили на французской платформе B0 альянса Renault Nissan, которая легла в основу хэтчбека Sandero и седана Nissan Almera. Дизайн кузова у автомобиля был собственный, ставший развитием одноименного концепта 2012 года. По оценке Груненкова, у хэтчбека было втрое меньше оригинальных деталей, чем у Vesta. Если у седана более половины комплектующих было привязано к валюте, то у XRAY оно достигло 78%. В частности, автомобиль получил не только французскую коробку передач, но и мотор Nissan мощностью 110 л.с. в более дорогих комплектациях. В итоге XRAY стал самой дорогой моделью Lada, пусть и хорошо оснащенной. И оказался лишь немногим дешевле соплафторменного Sandero.


Евгений Багдасаров