«Роскошной скоро можно будет назвать любую бюджетную машину»
«Роскошной скоро можно будет назвать любую бюджетную машину»
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 9 марта
Статьи 9 марта
«Роскошной скоро можно будет назвать любую бюджетную машину»
Какие автомобили в Минпромторге теперь считают роскошными, и когда в этот список попадут недорогие седаны…
«Роскошной скоро можно будет назвать любую бюджетную машину» 
Минпромторг опубликовал обновленный перечень легковых автомобилей, которые облагаются налогом на роскошь. Список увеличился более чем в три раза, а общее количество моделей, подлежащих налогообложению по повышенным ставкам, достигло 708 единиц. Помимо автомобилей премиальных и эксклюзивных брендов, в перечень попали модели массовых марок.

Понятие налога на роскошь в России появилось 1 января 2014 г. после вступления в действие изменений налогового кодекса в части расчета транспортного налога. Налог на роскошь представляет собой повышающий коэффициент, который применяется при расчете платежей на автомобили стоимостью не менее 3 млн рублей. Размер этого коэффициента зависит от стоимости и года выпуска транспортного средства. Общая сумма налога для таких машин рассчитывается путем умножения региональной ставки транспортного налога, зависящей от мощности автомобиля, на коэффициент роскоши, который варьируется от 1,1 до 3. Самый низкий коэффициент применяется к автомобилям ценой от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет, а самый высокий – к машинам стоимостью от 10 до 15 млн руб. возрастом не более 10 лет и более дорогих не старше 20 лет. От уплаты налога на роскошь освобождаются ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий, многодетные семьи, инвалиды всех степеней, а также герои России и СССР.

Список автомобилей Минпромторг актуализирует ежегодно, ориентируясь на средние розничные цены базовых модификаций автомобилей, поэтому в перечне могут находиться не все версии конкретной модели. Информацию о ценах ведомство получает от производителей или дилеров, а стоимость машин, ввезенных в частном порядке, рассчитывается на основе открытых данных международных справочников или каталогов. Изначально в списке роскошных было чуть меньше двухсот легковых автомобилей. В апреле 2015 г. министерство опубликовало расширенный список роскошных машин, число которых тогда выросло до 279 штук. Из-за падения курса рубля в перечень тогда попали машины, которые в 2014 г. стоили меньше 3 млн руб., причем наибольшее пополнение произошло в «младшем» сегменте от 3 до 5 млн рублей.


В списке роскошных автомобилей 2016 г. оказались не только более компактные модели премиальных марок, но и машины, которые назвать действительно роскошными можно лишь с натяжкой. Так, в список попали некоторые модификации минивэна Chrysler Grand Voyager, внедорожника Ford Explorer, трехлитровые версии Volkswagen Touareg, а также все модификации Volvo XC90. Владельцам этих машин теперь придется платить в полтора раза больше.

Не повезло тем автовладельцам, машины которых попали в новый список уже после покупки – налог за 2016 г. им рассчитают уже с учетом повышающего коэффициента. Так, если за купленный в 2015 г. Ford Explorer Limited владелец платил 18 675 руб., то в квитанции за 2016 год будет значиться уже сумма в 24 277 руб., а за такой же новый автомобиль придется отдать 28 012 рублей. Впрочем, у более дорогих автомобилей повышающий коэффициент вообще не снижается с годами. Например, за Porsche Cayenne S мощностью 420 л.с. первые пять лет придется платить по 126 000 руб., и лишь с шестого года – 63 000 рублей. Налог на 700-сильный Lamborghini Aventador LP700-4 стоимостью более 17 млн руб. в течение 20 лет будет составлять 315 000 руб. при базовой стоимости 105 000 рублей.

Директор дилерского центра Porsche Ясенево Мария Малинская отметила, что расширение списка не оказывает заметного влияния на спрос в люксовых сегментах авторынка: «Покупатели в лакшери-сегменте и верхнем ценовом эшелоне премиум-сегмента, как правило, приобретают автомобиль не на последние деньги и готовы платить за его эксплуатацию».

А вот для потребителей массовых марок налог действительно может стать причиной отказа от покупки, уточнила Малинская: «Сейчас мы видим, что из-за общего повышения цен в список облагаемых налогом на роскошь попали даже модели массовых брендов, а для их аудитории налог на роскошь является весьма значительной тратой».


Есть в списке и исключения. После обновления в перечне не осталось ни одного автомобиля марки Toyota, хотя большая часть модификаций внедорожника Land Cruiser 200 стоят гораздо дороже 3 миллионов. Официальный представитель компании Toyota подтвердил корреспонденту Autonews.ru, что Land Cruiser 200 действительно ранее был в списке Минпромторга, но после того, как стоимость базовой комплектации была снижена до 2,99 млн руб., автомобиль перестал считаться роскошным.




Сотрудник одной из мультибрендовых дилерских компаний отметил, что имеют место некие юридические тонкости при подаче информации о ценах различных модификаций. «В результате у нас любая «двухсотка» продается, как обычный автомобиль, а VW Toaureg в соседнем салоне, у которого сразу несколько начальных комплектаций стоят менее 3 млн, считается роскошным», - рассказал собеседник Autonews.ru.


В самой практике повышенных налоговых ставок для владельцев дорогих автомобилей ничего необычного нет, говорят эксперты, но подход Минпромторга многим кажется некорректным. Депутат и лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков удивлен тем, что чиновники просто переписали список роскошных автомобилей без оглядки на изменение рыночных цен. В список, по мнению эксперта, попали машины, которые стали роскошными только в результате падения рубля.

«Курс был 30, а стал 90 рублей. Любая машина подскочила в цене, но роскошной от этого она не стала. Эта гримаса нашего финансового рынка. На фоне естественного подорожания автомобилей многие из них внезапно попали в список роскошных, но накладывать на владельца дополнительное обременение за них несправедливо». Нормальной границей в нынешней ситуации эксперт считает 4-5 млн руб., но оговорился, что просто пересмотреть пограничную цифру недостаточно.

«Сейчас объективно нельзя эту границу определить, потому что рынок нестабилен, и внезапно те же самые машины могут стать значительно дороже. Все смешалось, и не исключено, что роскошной скоро можно будет назвать любую бюджетную машину», - добавил Лысаков.


Иван Ананьев
Фото: компании производители