Изгнание шведа: как Бу Андерссона уволили с АвтоВАЗа
Изгнание шведа: как Бу Андерссона уволили с АвтоВАЗа
Autonews рекомендует
< >
Autonews рекомендует
< >
Статьи 7 марта
Статьи 7 марта
Изгнание шведа: как Бу Андерссона уволили с АвтоВАЗа
«Ростех» и Renault-Nissan, контролирующие автозавод, последовательно объявили об отставке его главы Бу Андерссона…
Генеральный директор АвтоВАЗа, майор шведской армии Бу Андерссон уходит в отставку, а имя его преемника будет озвучено 15 марта. О досрочном прекращении полномочий топ-менеджера последовательно объявили российская госкорпорация «Ростех» и Renault-Nissan, контролирующие тольяттинский автозавод. В совместном предприятии Alliance Rostec Auto BV, которому принадлежит 74,51% капитала АвтоВАЗа, на Renault-Nissan приходится 67,13% акций, а на «Ростех» – 32,8%.

По условиям контракта, Андерссон должен был доработать до конца 2016 года. За два года работы на АвтоВАЗе он успел запустить шесть новых моделей, включая Lada Vesta и XRAY, значительно улучшить качество производства, рассориться с поставщиками комплектующих, вызвать недовольство главы «Ростеха» Сергея Чемезова и закончить 2015-й год с рекордными для завода убытками в размере 74 млрд рублей.

«Так с людьми расставаться нельзя»

О скорой отставке Бу Андерссона заговорили поздней осенью 2015 г. – после того как его публично раскритиковал российский акционер АвтоВАЗа Сергей Чемезов. Он был недоволен стилем управления шведского менеджера и тем, как в разгар кризиса проводились массовые сокращения на заводе – градообразующем предприятии Тольятти. По оценке заместителя председателя тольяттинской думы Александра Денисова, из 720 тыс. жителей Тольятти порядка 250 тыс. человек связаны с заводом (с учетом смежных предприятий и семей их работников).

«Так расставаться с людьми нельзя. В 2008–2009 годах АвтоВАЗ сократил около 45 тыс. сотрудников. Но не было шума, был четко выстроен процесс, мы работали совместно с региональными властями и Минтрудом. Нашли новые рабочие места, перевели людей, провели обучение, они получили новые профессии. Но резать жестко по принципу «половина уходите, а остальные пусть работают» — так нельзя», - объяснил свою позицию Чемезов в интервью РБК.


По состоянию на конец 2013 г. на АвтоВАЗе работали 69,2 тыс. человек, а в течение 2014 г., уже при Бу Андерссоне, численность персонала сократилась на 20% или на 14,5 тыс. человек. В 2015 г. сокращения были запланированы на уровне в три раза меньшем и касались менеджмента, а не рабочих. При этом 30 ноября 2015 г. совет директоров АвтоВАЗа одобрил предложение выйти на пенсию для 5 тыс. человек, которые достигли соответствующего возраста.

По словам Чемезова, он «провел беседу» с главой завода и выразил надежду, что «Андерссон понял свою ошибку», а также назвал его «сильным руководителем, вполне адекватно управляющим предприятием». Вместе с тем глава «Ростеха» намекнул, что успехи АвтоВАЗа в обновлении модельного ряда не стоит ассоциировать исключительно с Андерссоном: «Он успешно реализовал наработки, сделанные еще при [предыдущем президенте АвтоВАЗа Игоре] Комарове».

Застигли врасплох

Источник Autonews.ru, знакомый с ситуацией на заводе, предполагал, что Бу Андерссону могут дать доработать контракт до конца, но в результате о его отставке стало известно уже 4 марта, в пятницу – нерабочий для перешедшего на четырехдневный режим АвтоВАЗа день.

Заявление об увольнении Андерссона сделал Сергей Чемезов, который предпочел формату официального пресс-релиза интервью изданию The Wall Street Journal. По его словам, принципиальное решение уже принято, Renault-Nissan с ним согласен, отставка шведа состоится на ближайшем заседании совета директоров.

В числе причин отставки Андерссона Чемезов назвал убытки АвтоВАЗа по итогам 2015 г. и его кадровую политику. Социальное недовольство в Тольятти нарастало, прошло уже несколько акций протеста, напомнил Чемезов. «Я неоднократно говорил ему быть осторожнее, но он не понимал», - сказал глава российской госкорпорации.

Еще одной претензией в адрес Андерссона со стороны Чемезова оказался избыток, по его мнению, иностранных комплектующих при производстве автомобилей Lada. «Теперь нам нужен другой человек. Это все», - резюмировал Чемезов.


Бу Андерссон в это время находился в Европе, он улетал на Женевский автосалон и в Россию на момент выхода публикации еще не вернулся, рассказал источник Autonews.ru в Тольятти. В свою очередь, The Wall Street Journal со ссылкой на собственный источник, знакомый с ситуацией, рассказал, что Бу Андерссон «был застигнут врасплох» решением об увольнении.

На следующий день, 5 марта, увольнение Андерссона подтверил концерн Renault-Nissan посредством официального заявления СП Alliance Rostec Auto BV. В релизе говорится, что заседание совета директоров АвтоВАЗа, на котором будет озвучено имя сменщика Андерссона, пройдет 15 марта. «Его преемнику предстоит возглавить следующий этап операций по выводу компании из кризиса», - отмечается в заявлении.

Причины увольнения Андерссона в пресс-релизе не называются, но глава Renault-Nissan Карлос Гон несколькими днями ранее заявил в интервью Autonews.ru, что не винит руководство завода в убытках. «АвтоВАЗ теряет деньги, но мы понимаем, почему это происходит. Вы должны понимать, каков ваш реальный убыток от операционной деятельности. В текущих реалиях рынка результат АвтоВАЗа плохой, но не хуже, чем у большинства других автопроизводителей. Я не виню за это управляющих компанией, иначе мне пришлось бы обвинять в этом всех менеджеров всех автопроизводителей в России», - заявил Гон.

«Не знаю никого, кто мог бы сказать, что он делает деньги в России сейчас с учетом того, где находится рубль, и что рынок падает на 50%», - подчеркнул Гон. Он добавил, что не волнуется за АвтоВАЗ с точки зрения менеджмента. «Там уже произошло много хороших вещей. Сейчас они незаметны только из-за краха рынка и национальной валюты», - уверен топ-менеджер. Недовольства сокращением персонала на заводе в Тольятти Карлос Гон также не озвучивал. Если Бу Андерссона за время работы на ГАЗе и АвтоВАЗе прозвали «убийцей издержек» в России, то Карлос Гон известен под тем же прозвищем во всем мире и исповедует схожую с Андерссоном манеру ведения бизнеса.

Инициатива позвать его на работу в Тольятти исходила именно от Карлоса Гона, рассказал Андерссон РБК в декабре 2015 года. «Он был очень настойчив в части модернизации компании — должно быть современное управление, — говорит руководитель АвтоВАЗа. — И поставил цели: достичь доли рынка в 20%, вернуть прибыльность заводу и следить за операционной рентабельностью». Последний был закреплен в контракте Андерссона на уровне в 6%.

Вместе с тем источники РБК рассказывали, что в Renault-Nissan также недовольны Андерссоном. На сегодняшний день он не выполнил ни одного из условий своего контракта. По итогам 2015 года завод получил рекордный за всю историю убыток в 74 млрд руб. по МСФО — втрое больше, чем годом ранее. Убыток от операционной деятельности вырос более чем в восемь раз, до 66,8 млрд руб., а рыночная доля АвтоВАЗа, по данным АЕБ, составила 16,8% в 2015 году. В заключении к отчетности по МСФО за 2015 г. аудитор автозавода Ernst & Young выразил «значительные сомнения в способности ОАО «АвтоВАЗ» и его дочерних организаций продолжать свою деятельность непрерывно».

Конфликт с поставщиками

Проблемы с поставщиками начались у АвтоВАЗа в первый год работы Бу Андерссона. В октябре 2014 года конвейер остановился из-за нехватки комплектующих для девяти тысяч автомобилей. Холдинг «Объединенные автомобильные технологии», поставляющий АвтоВАЗу около 40% всех компонентов, не отгрузил задние фары и детали интерьера. В результате встали все три нитки конвейера завода. Поставщик прекратил отгрузки после нескольких попыток согласовать с автозаводом корректировку цен с учетом изменившегося курса валют. Еще один поставщик «АвтоВАЗагрегат» прекратил поставку сидений. С «АвтоВАЗагрегатом» тольяттинский завод больше не работает, а ОАТ, который является структурой «Ростеха», планировал выкупить, но сделку до сих пор не одобрил Renault-Nissan.


«Они в конце 2014-го фактически приставили пистолет к моему виску. «АвтоВАЗагрегат» тогда прекратил поставку сидений, и в настоящее время они не являются больше нашим поставщиком. А ОАТ не отгрузил фары головного света и другие детали. Я никогда не сталкивался с таким поведением. Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. ОАТ не выдержал конкуренции», - рассказал Андерссон в интервью РБК.

Поставщики в ответ на претензии Андерссона обвиняли АвтоВАЗ в оказании давления с целью снижения закупочных цен и в том, что завод неоправданно часто предпочитал иностранные автокомплектующие российским. А в начале 2015 г. Андерссон пожаловался на поставщиков даже полиции. «Нам нужна помощь правоохранительных органов в мотивации наших людей на исполнение своей работы правильно, без нарушений. Но самое важное — нам нужна помощь с поставщиками, которые очень сильно навредили нам. Мы уважаем порядок и дисциплину и хотим обеспечить людям безопасное будущее. Ведь только соблюдая дисциплину можно добиться успеха», — сказал Андерссон на встрече с новым главой ГУ МВД по Самарской области.

В результате с 2014 г. в контракты АвтоВАЗа с поставщиками добавился пункт о ежегодном снижении закупочных цен на комплектующие на 2–5%, напоминает РБК со ссылкой на две компании-поставщика завода, а отсрочка платежей в 2015 г. выросла с 40 до 60–70 дней. Поставщики говорят, что теперь работают напрямую и это отчасти компенсирует потери. «При Андерссоне из процесса поставок была исключена цепочка всевозможных посредников, которые выступали в интересах бывших вазовских менеджеров, — рассказывает владелец группы «Виза» (поставщик шумо- и виброизоляции) Виталий Зыков. — [До него] среди поставщиков не было никакой конкуренции, комплектующие закупались по любым ценам и любого качества».

Что успел сделать Бу Андерссон

За два года при шведском менеджере АвтоВАЗ выпустил шесть новых моделей. Четыре из них были вариациями на тему уже существующих автомобилей – «приподнятые» Largus Cross, Kalina Cross, несколько более комфортабельная версия классической «Нивы» под названием Urban 4x4 и Granta в кузове лифтбек. Но главными запусками Бу Андерссона стали хэтчбек XRAY и седан Vesta в новом фирменном дизайне за авторством Стива Маттина, знаменующим начало новой эпохи на АвтоВАЗе. Причем если первый является, по сути, перелицованным Renault Sandero Stepway, то Vesta построена на новой платформе, разработанной АвтоВАЗом при участии специалистов Renault-Nissan.


Старт производства Vesta проходил осенью прошлого года на фоне обвала российского авторынка почти на 35%, однако АвтоВАЗ за первую ночь продаж полностью реализовал первую партию Lada Vesta, которая состояла из тысячи автомобилей. По результатам ноября 2015 г. Lada Vesta вошла в топ-25 самых востребованных моделей на российском рынке. Согласно отчету Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в этом месяце АвтоВАЗ реализовал 1748 седанов Vesta. Стоимость Vesta стартует от 514 тыс. рублей.

«Дилеры довольны автомобилем. В декабре дилеры продали 2785 Vesta, из них более 20% — только в Москве и Санкт-Петербурге. Напомню, автомобиль начали продавать всего 60 дилеров из 350. Наши лучшие партнеры. И только в самом конце декабря к ним добавилось еще 85. То есть с января этого года Vesta продают 145 дилеров. Наши конкуренты теперь смотрят на нас по-другому и воспринимают как сильных соперников. И распускают смешные слухи, что старт не удался, хотя сами знают, что судить по одному месяцу нельзя», - рассказал Андерссон в интервью РБК.

Продажи хэтчбека Lada XRAY стартовали 14 февраля. Цены на модель начинаются от 589 тыс. рублей. Таким образом, отечественный хэтчбек оказался дешевле соплатформенного Renault Sandero Stepway (614 990 рублей). При этом если уровень локализации Vesta, согласно официальным данным АвтоВАЗа, составляет 71%, то XRAY локализован лишь на 49%.

Также АвтоВАЗ под руководством Бу Андерссона добился значительно повышения качества производимой продукции. Уровень так называемого прямого схода автомобилей с конвейера, то есть процент произведенной без дефектов продукции, в 2015 г. приблизился к 90%, тогда как в 2013 г. составлял около половины всех собранных автомобилей.

Андерссон предъявлял более жесткие требования дилерам. Автосалоны должны быть оформлены в новом корпоративном стиле, на что желающим продавать Vesta дилерам было отведено два месяца.

Что ждет АвтоВАЗ

Кто возглавит тольяттинский автозавод после ухода Бу Андерссона, пока неизвестно. В числе кандидатов на этот пост фигурируют различные фамилии, начиная от гендиректора КамАЗа, члена совета директоров АвтоВАЗа Сергея Когогина и заканчивая главой марки Datsun Венсаном Кобе.

По данным РБК, Когогину уже предлагали занять этот пост, но он ответил отказом. Также не дал согласия возглавить АвтоВАЗ и бывший директор сборочно-кузовного производства АвтоВАЗа, исполнительный вице-президент по электромобилям Renault-Nissan Юг Демаршелье. Руководитель «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью The Wall Street Journal заявил, что Renault-Nissan планирует отправить одного из своих менеджеров принять оперативные дела у Андерссона.

Версия с новым гендиректором завода в Тольятти из французско-японского альянса укладывается в концепцию, которую изложила газета «Ведомости» со ссылкой на осведомленные источники. По данным издания, АвтоВАЗ, чтобы не повторять ситуации с Андерссоном, изменит структуру управления. Помимо гендиректора, в ней появится топ-менеджер по взаимодействию с государственными органами и контролю социальных вопросов. И если кандидатуру гендиректора завода предложит Renault-Nissan, то этого человека выберет «Ростех». Должность для него будет создана на уровне совета директоров и в социальных вопросах гендиректор будет ему подчиняться.